В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют переговоры. Переговоры осуществляется в вербальной форме. Это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Особую важность знание невербальных аспектов общения приобретает при ведении переговорных процессов с иностранными партнерами, представляющими иные культуры и религии.
Главная задача переговоров — достичь соглашения в той или иной области. Науке ведения переговоров всегда уделялось должное внимание, поскольку они являются важнейшей составляющей сферы деятельности человека.
Рассмотрим основные подходы к структуре переговоров, их методам и приемам.
Цель переговоров — создание атмосферы справедливости. Главная позиция — взаимная польза и стандарты разрешения противостояния.
В зависимости от формы согласования решений переговоры строятся на принципах:
жесткой конкурентной борьбы;
«мягкой» корпоративной договоренности;
«наибольшего общего знаменателя».
Выбор подхода к переговорам — часть стратегического плана концептуального подхода к результатам переговоров.
Переговоры могут быть прямые и непрямые (через посредников) в зависимости от стадии разовые и возобновляемые (при наличии постоянных партнеров).
Переговоры включают в себя следующие стадии.
Стадия 1. Подготовка. Определение целей, вариантов решения проблем, согласование позиций, прогнозирование результатов. Задачи:
разработка собственной позиции (переговорная концепция — план);
прогноз и анализ позиций партнера;
оценка результата;
определение основных направлений переговорной стратегии;
организационные вопросы.
Важнейшее звено здесь — определение собственной позиции, которая представляет собой стратегическую концепцию: конкретизация целей, выработка предложений, прогнозирование инициатив противной стороны.
Стадия 2.Процесс ведения переговоров. Может быть разбит на несколько этапов:
взаимное уточнение позиций— изложение официальных предложений с необходимыми разъяснениями. Главная задача — четкая определенность проблемы, которую необходимо решить в ходе обсуждения. [4, с.87]
От этапа обсуждения зависят позиции участников, приемлемость или неприемлемость точек зрения. Результат этапа — определение рамок возможной договоренности;
этап согласования позиций и выработки договоренности. На первое место выходит тактика ведения переговоров — база стратегической концепции. Реализация на основе тактической линии, которая складывается из четко определенных тактических приемов, соотносящихся с конкретными способами разъяснения позиции и подачи информации.
Тактические приемымогут быть следующими:
уход (широко применяется на всех этапах). Связан со способом закрытия позиции, очень близок к методу уклонения от борьбы, применяется, когда затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения. На этапе уточнения позиций «уход» используется для того, чтобы не давать партнеру точную и определенную информацию;
выжидание.Используется с целью выслушать сначала мнение или предложение партнера по переговорам, с тем, чтобы в дальнейшем, в зависимости от полученной информации, сформулировать свою точку зрения;
заведомо ложная информация.Использование этого приема ведет к потере репутации данного участника переговоров. Применим в основном для разовых переговоров;
выражение согласия.Подчеркивает общность интересов;
выражение несогласия.Связан с подчеркиванием различий;
«салями»— медленное, постепенное приоткрывание собственной позиции (аналогия с нарезанием тонкими кусочками колбасы салями). Смысл приема — как можно больше информации получить от партнера и меньше дать собственной;
пакетирование.Несколько предложений или вопросов увязываются и предлагаются к рассмотрению в виде пакета;
выдвижение требований в последнюю минуту.Сначала переговоры идут по обычному сценарию, а перед подписанием соглашения одна из сторон выдвигает новые требования;
постоянное повышение сложности. Переговоры начинаются с наиболее легких вопросов. Их решение оказывает положительное воздействие на участников и общественное мнение;
блокадная тактика.Согласование действий с партнерами, выступающими единым блоком, когда в переговорах участвуют несколько сторон. [4, с.88]
На этапе уточнения позиций могут использоваться дополнительные подходы:
завышение требований — включаются пункты, которые потом можно безболезненно снять, заявив, что это уступка, и потребовав от партнера аналогичных шагов;
расстановка ложных акцентов в собственной позиции.Демонстрируется крайняя заинтересованность в решении второстепенного вопроса для того, чтобы этот вопрос в дальнейшем снять с повестки и получить необходимые решения по другому, более важному;
отмачивание. Создание неопределенности на первом этапе переговоров для того, чтобы парализовать активность партнеров;
прямое открытие позиций.Используется с постоянными и проверенными партнерами;
указание на возможные действия в определенном направлении.Информация о собственной позиции дается косвенным образом;
уточнение позиции партнеров.Применяется для получения дополнительной информации.
На этапе обсуждения позиций могут быть следующие дополнительные подходы:
указание на слабые стороны позиции противоположной стороны с привлечением фактического материала; указание на внутреннюю противоречивость высказываний; на пропуски (неупоминание чего-либо противоположной стороной);
использование отрицательной оценки действий и позиций другой стороны без ее аргументации;
метод упреждающей аргументации. Задается вопрос, ответ на который покажет несостоятельность ожидаемых аргументов;
использование средств угроз, давления, нажима;
совместный с партнером анализ проблемы.Использование конкретных материалов (таблиц, графиков) в целях структурирования анализа информации для принятия взаимовыгодных решений.
На этапе согласования позиций расходуются следующие дополнительные подходы:
поиск общей зоны решений;
вымогательство.Выдвигается требование, нежелательное для противоположной стороны и безразличное для себя в целях получения уступки в обмен на то, что это требование будет снято.
Результаты переговоров могут быть следующими:
победа — победа. Обе стороны удовлетворены результатами переговоров;
победа — поражение. Получение максимальных преимуществ одной стороной;
поражение — поражение. Сделка не состоялась, предложения сторон взаимно отвергнуты. [4, с.90]
Список использованных источников:
Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / Д.В. Грибов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. – (Среднее профессиональное образование);
Менеджмент в торговле: учеб.пособие / Г.А. Короленок. –Минск : БГЭУ, 2017. – 269 с.
Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Исаев Р.АМ.: Дашков и К, 2015. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24800.— ЭБС «IPRbooks».
Управление структурным подразделением организации в сфере торговли и коммерции: учебник для студ. учреждений СПО/ Н.П.Мусалов, Е.Н. Щербакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-208с.