ОБЩЕНИЕ В ДЕЛОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ФУНКЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОБЩЕНИЕ В ДЕЛОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ФУНКЦИИ

Горбулина  А.В. 1
1ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» Колледж коммерции, технологий и сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В психологии общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребнос­тями в совместной деятельности и включающий в себя обмен ин­формацией познавательного (когнитивного) или эмоционально — оценочного (аффективного) характера.

Общение — это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого.

К основным функциям общения относятся:

Креативная - общение как форма существования и проявле­ния творческой сущности человека.

Коммуникативная -служит для передачи информации. Ком­муникация - это собственно передача информации. «Общение» понятие более широкое.Это процесс формирования личности в ходе коммуникаций. Формирующее значение общения выражается через понятия «интериоризация» (трансформация внешних форм взаимодействия во внутренние психические функции и процессы) и «экстериоризация» (проявление интериоризованных психических процессов в деятельности человека).

Психотерапевтическая - общение всегда выражается в по­требности подтверждения своего «Я» со стороны окружающих. В начале XX в. английский психолог и философ У.Джеймс гово­рил, что для человека нет более страшного наказания, чем нахо­диться в обществе и быть не замеченным другими людьми. [4, с.48]

Существуют и другие, второстепенные функции об­щения, а именно:

инструментальная — характеризует общение как социаль­ный механизм управления, позволяющий получить и пере­дать информацию;

трансляционная — служит для передачи оценок, мнений, суждений и способов действия;

экспрессивная — позволяет выразить и понять эмоции и пе­реживания;

социализирующая — усвоение культуры и ценностей обще­ства;

функция самовыражения — иллюстрация — личностный, ин­теллектуальный и психологический потенциал;

социально-контролирующая — регламентирует поведение и деятельность, речевые высказывания.

Выделяют следующие виды общения:

Светское. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. По сути, такое общение является беспредметным и закрытым, практически не имеющим никакого значения.

«Контакт масок». Вид общения близок к светскому. Исполь­зуются маски вежливости, учтивости, скромности, безразличия, строгости. Преобладают стандартные фразы, жесты, выражения лица, позволяющие скрыть, истинные эмоции и отношение к со­беседнику.

Примитивное. Общение с точки зрения оценки полезности. При получении желаемого интерес к партнеру теряется и обще­ние прекращается.

Формально-ролевое. Данный вид опосредован исполняемыми ролями (продавец — покупатель, руководитель — подчиненный), личностные качества здесь вторичны. Социальная роль — способ поведения, задаваемый обществом. Контакты формальны.

Межличностное. Определяется индивидуальными качествами партнеров, социальные роли вторичны.

Монологическое. Субъектно-объектное общение, при котором субъект (активная сторона) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматривая его как объект общения (пассивная сто­рона).

В основе восприятия незнакомых людей действует определен­ный психологический механизм - социальная стереотипизация - относительно устойчивый, упрощенный образ социального объекта, в качестве которого может выступать человек, группа, явление и т. п.

Формирование стереотипов в общении происходит под влия­нием ряда факторов:

Факторпревосходствапроявляется, как правило, в ситуации неравенства партнеров по общению, прежде всего в переоценке качеств людей, которые имеют превосходство по каким-либо су­щественным параметрам. И наоборот, общение человека с людь­ми, которых он в чем-то превосходит, приводит к их недооценке.

Факторпривлекательностивыражает зависимость восприя­тия от чувства симпатии или антипатии по отношению к собесед­нику.

Факторотношениякнампроявляется в том, что люди, хорошо относящиеся к нам, оцениваются лучше, чем те, которые относят­ся к нам негативно.

Виды общения: прямое (непосредственный контакт) и косвенное (существует пространственно-временная дистанция).

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем).В этой связи различают: вербальное общение (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальное  (используются различные неречевые знаковые системы — жесты, мимика, пантомимика).

Стороны общения:

коммуникативная;

интерактивная (обмен действиями);

перцептивная (восприятие собеседниками друг друга).[4, с.51]

Коммуникативная сторона общения. Как уже отмечалось, процесс общения - это прежде всего коммуникации, обмен ин­формацией. Модель коммуникативного процесса включает в себя 8 элементов: сообщение → кодирование → отправитель → помехи → получатель → декодирование → полученное сообщение → обратная связь.

Интерактивная сторона общения представляет со­бой построение общей стратегии взаимодействия, организации совместной деятельности.

Наиболее распространено дихотомическое деление всех типов взаимодействия на две группы: кооперацию (координация и сло­жение сил партнеров) и конкуренцию (заинтересованность в соб­ственном успехе).

Кроме того, стратегией поведения могут быть:

- компромисс - промежуточное достижение целей ради со­хранения условного равновесия;

- приспособление - временный отказ от своих целей;

- уклонение - уход от общения.

Перцептивная сторона общения – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении «читать» внутренний мир окружающих людей. Человек, обладающий способностью определять психическое состояние собеседника, сможет выявить его истинное отношение к различным вопросам. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:

создает почву для восприятия чужой личности;

благотворно влияет на создание взаимопонимания;

в некоторой степени способствуют влиянию собеседников друг на друга.

Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:

наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (при этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности);

возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков;

коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее);

возможность возникновения коммуникативных барьеров (в этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением).

Эффективность общения обусловлена коммуникативными осо­бенностями: культурой речи, умением говорить, слушать, преодо­левать коммуникативные барьеры.

Коммуникативный барьер— это психологическое препятствие на пути восприятия адекватной информации между партнерами. Выделяются барьеры понимания, социально-культурного разли­чия, отношений.

Барьеры пониманиясвязаны со следующими причинами:

- фонетическими (невыразительная речь, речь-скороговорка, слова-паразиты и др.);

- семантическими (жаргон, социальные, культурные, нацио­нальные понятия, выраженные в словах);

- стилистическими (стиль речи). Доказано, что лучше всего воспринимается фраза, состоящая из 4—14 слов; хуже — из 15— 18; удовлетворительно — 18 — 25; более 25 слов — прак­тически не воспринимается;

- логическими (сложность построения фраз и речи в целом). Рассуждения коммуникатора могут оказаться слишком слож­ными для реципиента (получателя информации).

Основными регуляторами взаимодействия людей являются внушение и убеждение.

Внушение (суггестия)— способ, основанный на некритиче­ском восприятии и принятии информации, не нуждающейся в до­казательствах, содержащей готовые выводы. Суггестия действует на чувства, а через них на разум. Главное в суггестии — речевая динамика: мягкость и сила голоса, богатство интонаций, паузы, мимика, экспрессия речи, ее темп.

Противоположность внушению - контрсуггестия - наме­ренная сопротивляемость (сознательность), ненамеренная (склон­ность к сомнениям); индивидуальная или групповая.

Убеждение — метод воздействия, основанный на критическом восприятии, ориентированный на интеллектуально-познаватель­ную сферу человеческой психики.

Правила убеждения:

логика убеждения должна быть доступной;

убеждение следует строить на фактах;

факты необходимо подтверждать примерами;

сообщать правдивую информацию;

в сообщении должна присутствовать эмоциональная состав­ляющая;

добиваться одинакового понимания терминов, понятий и вы­ражений;

учитывать индивидуальные особенности слушателей.

Процедура убеждения включает четыре вида воздействия:

- информирование — изложение информации;

- разъяснение — актуализация усвоения и запоминание ин­формации;

- доказательство — логическое определение доказательной базы;

- опровержение — логическое построение критики оппонента.

Список использованных источников:

Управление структурным подразделением организации в сфере торговли и коммерции: учебник для студ. учреждений СПО/ Н.П.Мусалов, Е.Н. Щербакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-208с.

Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / Д.В. Грибов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. – (Среднее профессиональное образование);

Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Исаев Р.АМ.: Дашков и К, 2015. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24800.— ЭБС «IPRbooks».

Просмотров работы: 54