В психологии общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного (когнитивного) или эмоционально — оценочного (аффективного) характера.
Общение — это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого.
К основным функциям общения относятся:
Креативная - общение как форма существования и проявления творческой сущности человека.
Коммуникативная -служит для передачи информации. Коммуникация - это собственно передача информации. «Общение» понятие более широкое.Это процесс формирования личности в ходе коммуникаций. Формирующее значение общения выражается через понятия «интериоризация» (трансформация внешних форм взаимодействия во внутренние психические функции и процессы) и «экстериоризация» (проявление интериоризованных психических процессов в деятельности человека).
Психотерапевтическая - общение всегда выражается в потребности подтверждения своего «Я» со стороны окружающих. В начале XX в. английский психолог и философ У.Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замеченным другими людьми. [4, с.48]
Существуют и другие, второстепенные функции общения, а именно:
инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию;
трансляционная — служит для передачи оценок, мнений, суждений и способов действия;
экспрессивная — позволяет выразить и понять эмоции и переживания;
социализирующая — усвоение культуры и ценностей общества;
функция самовыражения — иллюстрация — личностный, интеллектуальный и психологический потенциал;
социально-контролирующая — регламентирует поведение и деятельность, речевые высказывания.
Выделяют следующие виды общения:
Светское. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. По сути, такое общение является беспредметным и закрытым, практически не имеющим никакого значения.
«Контакт масок». Вид общения близок к светскому. Используются маски вежливости, учтивости, скромности, безразличия, строгости. Преобладают стандартные фразы, жесты, выражения лица, позволяющие скрыть, истинные эмоции и отношение к собеседнику.
Примитивное. Общение с точки зрения оценки полезности. При получении желаемого интерес к партнеру теряется и общение прекращается.
Формально-ролевое. Данный вид опосредован исполняемыми ролями (продавец — покупатель, руководитель — подчиненный), личностные качества здесь вторичны. Социальная роль — способ поведения, задаваемый обществом. Контакты формальны.
Межличностное. Определяется индивидуальными качествами партнеров, социальные роли вторичны.
Монологическое. Субъектно-объектное общение, при котором субъект (активная сторона) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматривая его как объект общения (пассивная сторона).
В основе восприятия незнакомых людей действует определенный психологический механизм - социальная стереотипизация - относительно устойчивый, упрощенный образ социального объекта, в качестве которого может выступать человек, группа, явление и т. п.
Формирование стереотипов в общении происходит под влиянием ряда факторов:
Факторпревосходствапроявляется, как правило, в ситуации неравенства партнеров по общению, прежде всего в переоценке качеств людей, которые имеют превосходство по каким-либо существенным параметрам. И наоборот, общение человека с людьми, которых он в чем-то превосходит, приводит к их недооценке.
Факторпривлекательностивыражает зависимость восприятия от чувства симпатии или антипатии по отношению к собеседнику.
Факторотношениякнампроявляется в том, что люди, хорошо относящиеся к нам, оцениваются лучше, чем те, которые относятся к нам негативно.
Виды общения: прямое (непосредственный контакт) и косвенное (существует пространственно-временная дистанция).
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем).В этой связи различают: вербальное общение (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальное (используются различные неречевые знаковые системы — жесты, мимика, пантомимика).
Стороны общения:
коммуникативная;
интерактивная (обмен действиями);
перцептивная (восприятие собеседниками друг друга).[4, с.51]
Коммуникативная сторона общения. Как уже отмечалось, процесс общения - это прежде всего коммуникации, обмен информацией. Модель коммуникативного процесса включает в себя 8 элементов: сообщение → кодирование → отправитель → помехи → получатель → декодирование → полученное сообщение → обратная связь.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия, организации совместной деятельности.
Наиболее распространено дихотомическое деление всех типов взаимодействия на две группы: кооперацию (координация и сложение сил партнеров) и конкуренцию (заинтересованность в собственном успехе).
Кроме того, стратегией поведения могут быть:
- компромисс - промежуточное достижение целей ради сохранения условного равновесия;
- приспособление - временный отказ от своих целей;
- уклонение - уход от общения.
Перцептивная сторона общения – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении «читать» внутренний мир окружающих людей. Человек, обладающий способностью определять психическое состояние собеседника, сможет выявить его истинное отношение к различным вопросам. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:
создает почву для восприятия чужой личности;
благотворно влияет на создание взаимопонимания;
в некоторой степени способствуют влиянию собеседников друг на друга.
Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:
наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (при этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности);
возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков;
коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее);
возможность возникновения коммуникативных барьеров (в этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением).
Эффективность общения обусловлена коммуникативными особенностями: культурой речи, умением говорить, слушать, преодолевать коммуникативные барьеры.
Коммуникативный барьер— это психологическое препятствие на пути восприятия адекватной информации между партнерами. Выделяются барьеры понимания, социально-культурного различия, отношений.
Барьеры пониманиясвязаны со следующими причинами:
- фонетическими (невыразительная речь, речь-скороговорка, слова-паразиты и др.);
- семантическими (жаргон, социальные, культурные, национальные понятия, выраженные в словах);
- стилистическими (стиль речи). Доказано, что лучше всего воспринимается фраза, состоящая из 4—14 слов; хуже — из 15— 18; удовлетворительно — 18 — 25; более 25 слов — практически не воспринимается;
- логическими (сложность построения фраз и речи в целом). Рассуждения коммуникатора могут оказаться слишком сложными для реципиента (получателя информации).
Основными регуляторами взаимодействия людей являются внушение и убеждение.
Внушение (суггестия)— способ, основанный на некритическом восприятии и принятии информации, не нуждающейся в доказательствах, содержащей готовые выводы. Суггестия действует на чувства, а через них на разум. Главное в суггестии — речевая динамика: мягкость и сила голоса, богатство интонаций, паузы, мимика, экспрессия речи, ее темп.
Противоположность внушению - контрсуггестия - намеренная сопротивляемость (сознательность), ненамеренная (склонность к сомнениям); индивидуальная или групповая.
Убеждение — метод воздействия, основанный на критическом восприятии, ориентированный на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики.
Правила убеждения:
логика убеждения должна быть доступной;
убеждение следует строить на фактах;
факты необходимо подтверждать примерами;
сообщать правдивую информацию;
в сообщении должна присутствовать эмоциональная составляющая;
добиваться одинакового понимания терминов, понятий и выражений;
учитывать индивидуальные особенности слушателей.
Процедура убеждения включает четыре вида воздействия:
- информирование — изложение информации;
- разъяснение — актуализация усвоения и запоминание информации;
- доказательство — логическое определение доказательной базы;
- опровержение — логическое построение критики оппонента.
Список использованных источников:
Управление структурным подразделением организации в сфере торговли и коммерции: учебник для студ. учреждений СПО/ Н.П.Мусалов, Е.Н. Щербакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-208с.
Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / Д.В. Грибов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. – (Среднее профессиональное образование);
Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Исаев Р.АМ.: Дашков и К, 2015. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24800.— ЭБС «IPRbooks».