Вработе рассмотрена методика принятия и реализация управленческих решений в предприятиях торговли. Принятиерешений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятиярешений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.
Принятие решений в настоящий момент — специальная область знаний.
Решение— осознанный вывод об осуществлении действий, выбор альтернативы.
Процесс принятия решений состоит из нескольких стадий.
Стадия 1. Предварительное принятие решения. Заключается в следующем.
Определение цели.
Идентификация групп проблем:
что может вызвать появление проблемы?;
профилактические действия;
план решения непредвиденных ситуаций.
Стадия 2. Анализ проблем:
формулирование проблем;
возможные причины и известные факторы возникновения проблем;
выбор наиболее вероятных причин возникновения проблем;
определение альтернативных решений;
анализ альтернативных решений с точки зрения их эффективности;
принятие решения (выбор альтернативы).
Методы принятия решения:
единоличные;
групповые.
Единоличные методы основываются на глубоких собственных управленческих знаний, навыках и методах. Групповые – это экспертная оценка группы специалистов.
Уровни принятия решения бывают следующие:
Рутинный. Принимаемые на этом уровне решения представляют собой часть обычной рутины. Руководитель ведет себя в соответствии с имеющейся программой подобно компьютеру, распознающему ситуации и «поступающему» предсказуемым образом. Функция менеджера состоит в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуации, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.
Селективный. На этом уровне требуется некоторая доля инициативы и свободы действий, однако, в определенных границах. Руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и стремится выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных вариантов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Результативность зависит от способности руководителя выбрать направление действий с максимальной вероятностью и от того, окажется ли оно приемлемым, экономичным и эффективным.
Адаптационный. На этом уровне встречаются дополнительные трудности, так как здесь руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. Обычно здесь имеются набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех руководителя зависит от его личной инициативности и способности сделать прорыв в неизвестное.
Инновационный. Проблемы этого уровня наиболее сложны и требуют наибольшего внимания менеджера. Руководитель должен уметь понимать совершенно неожиданные проблемы, решение которых требует от менеджера развития в себе мышления применительно к изменяющимся условиям. Не исключено, что для решения современных сложных проблем может потребоваться создание новой отрасли науки или технологии. [3, с.59]
Принимая решения, следует ответить на вопросы и спланировать мероприятия:
что будет правильным;
что может дать сбой;
что может вызвать сопутствующие проблемы;
профилактические меры;
план действий и время начала его претворения.
Планирование в структуре принятия решения играет основополагающую роль, поскольку это организационная, экономическая и иная деятельность, направленная на решение проблемы, достижение цели в рамках пропорционального и эффективного использования ресурсов.
Планирование первично, так как это основа всех действий управленцев.
Планирование включает в себя выбор цели и прокладку курса к ее достижению. Этот процесс постоянен, цикличен, непрерывен и состоит из следующих взаимосвязанных операций: составление плана, исполнение, обеспечение информацией и контроль.
Фазы разработки и исполнения плана:
1) подготовка. Руководители структурных подразделений определяют цели, политику и разрабатывают общий процесс управления, основных задач (цены, товарооборот, фонд зарплаты и т.д.).
Операционные менеджеры прорабатывают цели и задачи, воплощая их в конкретные планы действий, которые детализируются, корректируются и исполняются;
2) исполнение. Руководители структурных подразделений делегируют власть операционным менеджерам, определяют задания и полномочия, степень и меру ответственности. Операционные менеджеры обеспечивают выполнение плана, анализируют результаты и предоставляют отчеты;
3) контроль. Оценка исполнения. Анализ деятельности. Корректировка плана. [1, с.63]
Особенностью принятия решений для сферы торговли является обеспечение длительного выживания предприятий и фирм в условиях быстро и непредсказуемо меняющейся и внешней среды. Связь фирмы с внешней средой стала является одной из главнейших ее характеристик. Данный подход к учету влияния внешней среды основывается на том, что организации полностью зависимы от внешней среды. Анализ деятельности фирм, предприятий и организаций показывает, что все они получают из внешней среды необходимый для их деятельности комплекс ресурсов, поставляют производимую ими продукцию (работы, услуги) потребителям, функционируют с учетом правил, принятых во внешнем окружении, тенденций и событий, имеющих место в обществе и на рынке. Следовательно, что любая организация представляет собой открытую систему.
Руководителям необходимо учитывать внешнюю среду при принятии решений, поскольку организация как открытая относительно обособленная система, зависит от внешнего мира в отношении материальных потоков - поставок ресурсов, энергии, кадров, конкретного спроса потребителей и информационных потоков - законодательных актов, решений различных органов, ситуаций на рынке и т.д. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Т.е. иначе говоря найти методы, способствующие адаптации к условиям внешней среды. Безусловно, что учесть все существующие и оказывающие влияние на организацию факторы просто невозможно, в связи с этим возникает проблема определить именно те аспекты, от которых решающим образом зависит деятельность организации. [3, с.158]
Список использованных источников:
Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / Д.В. Грибов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. – (Среднее профессиональное образование);
Менеджмент в торговле: учеб.пособие / Г.А. Короленок. –Минск : БГЭУ, 2017. – 269 с.
Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Исаев Р.АМ.: Дашков и К, 2015. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24800.— ЭБС «IPRbooks».
Управление структурным подразделением организации в сфере торговли и коммерции: учебник для студ. учреждений СПО/ Н.П. Мусалов, Е.Н. Щербакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-208с.