Эффективное и своевременное достижение поставленных перед организацией целей не только напрямую зависит от умелого управления персоналом предприятия в целом и отдельной группой работников в частности. Успешное управление персоналом подразумевает и применение эффективных технологий развития личности работника.
Сегодня в сфере управления одним из самых популярных и новейших методов считается коучинг как важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных работников и организации в целом. Современное управление в стиле коучинга — это взгляд на сотрудников как на стратегический ресурс предприятия в процессе обеспечения его конкурентоспособности на рынке.
Коучинг как научная дисциплина зародился в США в 80-х годах прошлого века. Ключевыми фигурами этого процесса стали Т. Голви, Т. Дж. Леонард и Д. Уитмор. Основателем коучинга как метода считается Т. Голуэй (W. TimothyGallwey) — гарвардский преподаватель и эксперт по теннису, который стал известным после выхода в свет его книги «Внутренняя игра в теннис» (Theinnergameoftennis). Слово «внутренний» использовалось в контексте внутреннего состояния игроков, поскольку Т. Голуэй считает, что «оппонент в нашей голове более сложный, чем соперник в настоящей игре».
Коучинг (от англ. соасhing— наставлять, тренировать для специальных целей) — это технология, способствующая развитию личностного потенциала, самосознания и чувства ответственности у человека, занятого профессиональной деятельностью. Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения эффективности его труда. Человек, который занимается с обучающимся коучингом, называется коучем. Его задача — не давать советы или консультации, а способствовать раскрытию потенциала самого обучающегося с помощью актуализации его знаний, логики и жизненного опыта. Иными словами, коуч помогает обучаемому в том, чтобы он понял, в чем он неэффективен, и затем самостоятельно сумел найти наиболее оптимальное решение для поставленной задачи.
Коуч — своеобразный проводник, который сопровождает человека или команду в направлении максимальной реализации собственного потенциала. Итак, процесс коучинга можно формализовать следующим образом:
эффективность = потенциал — помеха.
Отсюда вытекают основные задачи коучинга.
Основные задачи коучинга
Максимизация внутреннего потенциала (максимально эффективное использование собственных сильных сторон, определение приоритетных целей и выбор способов их достижения с наименьшими усилиями)
Устранение препятствий (внутренних — страхи, предположения, стереотипы и т. д., внешних — неблагоприятная среда, угрозы внешнего окружения)
Зародившись в США в 1974 году, коучинг получил широкое распространение в начале 1990-х годов как технология, помогающая сотруднику найти эффективное решение имеющейся проблемы. С его помощью становится возможным найти новые, нестандартные подходы и возможности решения проблем.
Задачи руководителя-коуча в отношении своих подчиненных:
создавать такие ситуации (путем индивидуального, группового общения), которые помогли бы им по-новому осмыслить, что действительно важно для выполнения работы, проявить свои сильные стороны;
ставить конкретные цели;
избавиться от внутренних барьеров и ограничений, имеющих отношение к сдерживанию развития потенциала сотрудников;
способствовать большей их самостоятельности;
создавать атмосферу, которая бы отражала то, что он постоянно помнит о своих работниках, их достижениях.
Стоит отметить, что коучинг не дает советов и не ищет за клиента (работника) ответа на вопрос: как и что нужно делать? Он помогает руководителю и работнику осознать свои цели, оценить успехи, проанализировать причины неудач и определить направление развития личности руководителя, работника и организации в целом. Коучинг непременно вызывает изменения сознания руководителя и, как следствие, приводит к динамичному развитию всей компании.
Поэтому коуч не обязательно должен быть экспертом в области исследуемых проблемных ситуаций. Но для эффективной работы ему необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и все разнообразие видов, стилей, навыков и техник, применяемых в коучинге.
1. Коуч создает специфическую атмосферу взаимного доверия и инициативной амбициозной готовности (со стороны клиента) принять вызов для победы над собой и успеха в достижении своей цели. Это обеспечивается внедрением технологий эффективного слушания, фокусирования внимания, целенаправленного альянса и т. д.
2. Коуч выявляет сильные и слабые стороны своих клиентов с помощью всех видов наблюдения, диагностических вопросов, опросников и тестовых методик. Обеспечивает конкретную и структурированную обратную связь, формируя ответственность и компетентность клиентов, помогая прояснить их позиции и настроиться на реальные изменения, не теряя с ними контакта и отношений делового сотрудничества.
3. Коуч способствует тому, чтобы люди или команды работали более эффективно для достижения поставленных целей. Он умеет помочь клиенту четко структурировать алгоритмы установления целей, принятия решений, планирования или мотивации с помощью методик и технологий моделирования.
4. Коуч помогает раскрыться творческому потенциалу клиента для доступа к идеям, открывает инновационные возможности. Коуч помогает клиенту смоделировать стратегию выхода в «Пространство решения», которое будет работать на всех уровнях его жизни как уникальный и индивидуальный (направленный на работу исключительно с данным клиентом) инструмент самоактуализаций и их трансформаций. Итак, коучинг не просто набор универсальных инструментальных технологий, а гарантия максимальной эффективности только в случае оперативной адаптации к индивидуальным требованиям клиента.
Можно выделить пять основных видов коучинга:
1) управленческий коучинг — стиль управления в организации, когда ее руководитель по отношению к подчиненным выступает в роли коуча с целью повышения эффективности работы сотрудников;
2) индивидуальный коучинг — метод индивидуальной работы с менеджерами высшего звена, осуществляемой приглашенным со стороны специалистом-коучем, который и стимулирует развитие топ-менеджеров;
3) групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей (в этом случае коуч помогает интегрировать наиболее эффективные принципы взаимодействия исполнителей);
4) коучинг для отдельно взятого проекта, например формирование группы исполнителей (когда формируется, к примеру, группа ученых, занимающихся исследовательским проектом, подающая заявку на грант);
5) системный коучинг подобен групповому, но проводится с сотрудниками, между которыми существуют прочные системные связи, с целью упорядочить взаимодействие, вовремя прояснить острые моменты, учесть интересы организации и выработать свою специфику на своем участке работы.
Коучинг и наставничество как бы дополняют друг друга, но имеются особенности и отличия в обучении и развитии персонала. Если в наставничестве главной целью является ориентация на взаимообмен жизненным опытом, поддержку, обучение и руководство в целях карьерного роста, то коучинг направлен на достижение результата, успеха, цели, на овладение конкретными производственными навыками работы. Он скорее наполнен практикой, чем теорией. Обычно опыт наставника богаче опыта его партнера, коуч часто занят в той же самой области, в которой работает клиент, или работал в ней ранее. Жизненные истории наставника рассказываются к конкретному случаю с целью помощи, в то время как жизненные истории коуча призваны вдохновить или научить.
Коучинг реализуется, как правило, в несколько этапов.
Характеристика основных этапов реализации коучинга
№ |
Этап |
Характеристика этапа |
1 |
Анализ ситуации и сбор необходимой информации |
Коучинг начинается в тот момент, когда обучающийся осознает потребность в улучшении своей профессиональной деятельности или в изменении подхода к решению конкретной задачи. Коуч помогает обучаемому развивать это осознание, т. к. невозможно чему-то научить, когда человек не хочет учиться. Для успешного осуществления коучинга на предприятии коуч прежде всего должен осуществить диагностику развития работников. При этом в основе диагностики будут применяться различные параметры: эффективность деятельности, возможности работника, его положительные и отрицательные характеристики. Кроме этого, для обработки программы коучингового взаимодействия коучу нужно проанализировать, как работник оценивает себя сам и позицию сотрудников. На этом этапе оценка проводится с трех позиций — оценка коучем, самооценка работником и оценка сотрудниками |
2 |
Планирование системы ответственности |
Обучение и развитие эффективны тогда, когда обучающийся принимает на себя ответственность за результаты. Коуч не навязывает обучающие программы. Обучаемый играет активную роль в процессе принятия решения. Но согласование с коучем плана личного развития помогает лучше определить необходимое время и место проведения занятий в течение рабочего дня. Содержание этого этапа заключается в установлении работником основных целей, которые должны быть реализованы. На основе предложенного коучем плана коучингового взаимодействия работник формулирует дерево целей, которых он бы хотел достичь. Результатом программы и дерева целей является отбор наиболее значимых целей и формулировка дерева работ, необходимых для достижения поставленных целей. Хороший план должен отвечать на следующие вопросы: что именно необходимо достигнуть, как, когда и где это будет происходить, когда этот процесс начнется и когда завершится, кто в нем будет участвовать и с кем необходимо согласовывать этот план? Чтобы план личного развития был наиболее эффективным, не следует ставить более одной или двух целей, которые необходимо достигнуть в короткие сроки. Также важно, чтобы каждая цель развития в плане была конкретной, измеримой, достижимой. |
3 |
Реализация плана с использованием стилей, техник и навыков |
Данный этап реализуется в несколько сессий. Их количество и тематика будут зависеть от целей, определенных на первом этапе. Прежде всего, при каждой следующей сессии необходимо определить ее цели и сравнить их с основной целью, определенной на первом этапе. Вторым шагом будет оценка эффективности и результатов предыдущей сессии. В течение каждой сессии для достижения поставленных целей применяются разнообразные модели коучингового взаимодействия: стили и техники, которые соответствуют ситуации обучения. Применяемые методики обучения помимо адекватности обучаемому должны соответствовать личным навыкам коуча |
4 |
Оценка результативности |
Оценка результативности коучинга представляет собой анализ и выводы по плану личного развития сразу же после его окончательного выполнения. Это одноразовая деятельность, которую коуч и его ученик осуществляют совместно. Результатом данного этапа является рост самостоятельности работника в принятии решений, рост профессиональных навыков и компетенций, улучшение результативности труда, интегрированность работника. Определяются основные преимущества и недостатки проекта, анализируется развитие работника, устанавливается необходимость завершения проекта или его повтора в определенный период года |
Таким образом, коучинг выступает эффективным инструментом взаимодействия менеджера и работника. Коучинг позволяет работникам максимально быстро адаптироваться к изменениям как внешней, так и внутренней среды, находить пути повышения эффективности собственной деятельности в новых условиях, обнаруживать в себе резервы для быстрой адаптации к новым условиям, достигать максимальной самореализации. Коучинг нельзя трактовать как альтернативу обучению и тренингам, но он гармонично сочетается с ними и позволяет максимально использовать эффект от этого взаимодействия на практике. Коучинг — это то, что позволяет сотрудникам постоянно развиваться в соответствии с меняющимися условиями, продиктованными современной рыночной средой.
Список использованных источников:
Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. 202 с. – (Среднее профессиональное образование).
Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Исаев Р.АМ.: Дашков и К, 2013. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24800.— ЭБС «IPRbooks».
Управление персоналом: учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова; под ред. А.М. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. -414 с. – (среднее профессиональное образование).