МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОФЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОФЕ

Сироткина А.М. 1, Фороносова Н.С. 1
1Омский Государственный Аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Маркетинговые исследования это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.

Самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях это исследование рынка. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия. Без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Тема исследования рынка кофе весьма актуальна в наше время, так как рынок кофе развит давно и довольно насыщен, но в последнее время ассортимент кофе постоянно обновляется и расширяется, помимо давно известных и крупных производителей появилось много неизвестных и мелких производителей, и потребитель зачастую теряется при выборе покупки. На рынке кофе существует уже около 200 наименований кофе, а потребитель не знаком со многими. А для того, чтобы таких ситуаций не возникало, появляется необходимость получения полной, достоверной информации о состоянии и тенденции развития рынка кофе.

Пищевая индустрия все более становится приближенной в отношении способов маркетинга к другим отраслям промышленности. Ориентация на массовый рынок сменяется ориентацией на конкретные группы потребителей по полу, возрасту, уровню доходов. При этом конкурентоспособность фирм все более определяется не только возможностью обновлять ассортимент выпускаемой продукции, но и уменьшением создать новую рыночную нишу[4]. Для того, чтобы производителю, продавцу спокойно чувствовать себя на рынке необходимо еженедельно анализировать ситуацию, прогнозировать ее и стремиться опережать или хотя бы вовремя удовлетворять новые потребительские пожелания. Для этого же необходимо хорошо знать рынок, т.е. владеть маркетинговой информацией. Такую информацию получают в результате проведения маркетинговых исследований.

Современный российский рынок кофе - динамичная и быстроразвивающаяся структура. Несколько лет назад темпы роста потребления кофе составляли 10-15%. Потребление кофе имеет тенденцию к увеличению[2]. В целом сегодня в России, по экспертным оценкам, потребление кофе составляет более 100 тысяч тонн. В расчете на одного человека это примерно 750 граммов. Рынок кофе включает несколько сегментов: натуральный (зерновой и молотый), растворимый (гранулированный и порошковый), кофейные смеси, кофейные напитки.

Несомненно, за последние 5 лет конкуренция на рынке кофе крайне возросла, что предполагает новые и все более изощренные методы конкурентной борьбы. Особенно подобная тенденция прослеживается в такой товарной категории, как гранулированный растворимый кофе среднего ценового сегмента, так как именно этот вид кофе является наиболее популярным на сегодняшний день в России. В настоящее время базой всего российского рынка кофе является сегмент именно растворимого напитка.

Сегментация - разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу [1].

Сегментация рынка может быть произведена по нескольким признакам: географическому, демографическому, психографическому, поведенческому, при этом каждому из этих признаков присущи свои переменные.

По виду продукции рынок кофе можно поделить на следующие сегменты:

-растворимый кофе;

-молотый кофе;

-кофе в зернах.

Осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные сегменты, которые вероятнее всего будут характеризоваться одинаковой реакцией на стимулы маркетинга.

Приведём сегментацию потребителей кофе по географическим признакам (см. таблицу 1).

Таблица 1. Сегментация по географическим признакам.

     

Признаки сегментации

Возможные сегменты

 

Дешевый низкокачественный кофе

В основном потребляется в небольших населенных пунктах, районных центрах. Основной целевой сегмент - пассивные потребители.

 

Молотый кофе и в зернах, качественный дорогой растворимый кофе

Основной потребитель большие города. Целевой сегмент - активные потребители.

 

Кофейные напитки

В основном потребляются на сельской местности.

 
     

Примечание. Данные взяты автором из источника [1]

С точки зрения конечных потребителей продукции рынок можно поделить на следующие группы (см. таблицу 2):

Таблица 2. Сегментация по потребительским признакам.

     

Возможные сегменты

Примечание

 

Потребители дешевого кофе

Наиболее емкий сегмент, как правило, покупает продукцию на товарных рынках, основной продукт - растворимый кофе. Марка кофе значения не имеет.

 

Потребители дорогого качественного кофе

В основном покупают натуральный кофе определенной марки в супермаркетах, дорогих фирменных магазинах.

 

Кофейни, Рестораны

Потребляют 4-12 кг. кофе в месяц, в основном покупают продукцию в зернах.

 

Заводи, фасовщики

Покупают кофе для последующей переработки. Ориентировочная потребность 10-200 т. в месяц. Основной продукт - зеленый кофе разных сортов

 

Кондитерская и продуктовая промышленность

Покупают кофе для последующей переработки. Основной продукт - обжаренный нефасованный кофе, в большинстве случаев технических сортов.

 
     

Примечание. Данные взяты автором из источника [1]

1) Растворимый кофе является безусловным лидером на кофейном рынке.

Различают несколько типов растворимого кофе:

- гранулированный;

- порошковый;

- сублимированный;

- высококачественные смеси (кофе с сахаром и сливками и кофе с сахаром).

Большую долю растворимого кофе можно пояснить следующими причинами:

- привычка потребления;

- слабая обеспеченность населения бытовыми товарами (кофеварками);

- активной рекламной поддержкой растворимого кофе;

- удобством потребления.

По качеству растворимый кофе можно сегментировать следующим образом (см. таблицу 3):

Таблица 3. сегментация по качеству продукта.

     

Сегмент

Товарные марки

 

Элитный

Carte Noire, Maccona

 

Высококачественный

Nescafe Gold, Jacobs

 

Высококачественный по умеренной цене

Nescafe Classic, Monterrey, "Галка"

 

Среднего качества

Pele, Sambo Gold, Cacique

 

Кофейные напитки

MacCoffee, Cappuccino

 
     

Примечание. Данные взяты автором из источника [1]

2) Молотый кофе.

Данный сегмент рынка значительно уже, чем предыдущий. Ассортимент составляет несколько торговых марок и близко двух десятков наименований. Наибольшую долю занимает польская продукция, хотя объемы предложений могут значительно колебаться в зависимости от поступления товара на рынок. В большинстве случаев такая продукция поступает контрабандным путем, канал распространения - рынки и «лоточная» торговля.

3) Кофе в зернах.

Среди трех основных видов кофе: мокко, арабика и робуста - на рынке г. Омска присутствуют различные смеси арабики и робусты, мокко почти не представлена на рынке, исключение составляют дорогие супермаркеты та элитные организации питания. На данном рынке в основном представлены технические сорта кофе.

Значительное ухудшение ситуации на данном сегменте было вызвано низким спросом по отношению к другим группам, увеличением мировой цены, неритмичной работой основных потребителей (организации общественного питания, кондитерская и пищевкусовая промышленность). Почти полностью исчезли с рынка предложения кофе на развес и расфасованного в полиэтиленовые пакеты.

Кофе  занимает  второе  место  в  мире  по  объемам  международных сделок  после сделок с  нефтью. 

Кофейный  рынок  России  ступил  на  путь  прогрессивного  развития. 

Кроме того, научный интерес к кофе растет по мере того, как появляются все новые работы, подтверждающие его положительное влияние на здоровье. 

Статистика уверяет: сегодня ученые из разных стран провели уже более 19 тысяч исследований полезных и опасных свойств кофе. 

Результаты некоторых исследований показывают, что, выпивая три-четыре чашки кофе в день, можно существенно снизить риск развития диабета второго типа.

Сегодня кофе занимает второе место по употреблению среди всех напитков после воды.

Кофе для многих – это больше чем обычный напиток, это неотъемлемая часть жизни, в которой каждый новый день начинается с чашки ароматного и бодрящего напитка.

Чтобы убедиться так ли это на самом деле, какова доля населения потребляющих кофе в г. Омске проводилось мини маркетинговое исследование описательного характера методом опроса респондентов.

В опрос входило пять вопросов:

Как часто вы покупаете кофе?

Где предпочитаете покупать кофе?

В каком объёме покупаете?

Какими критериями руководствуетесь при выборе кофе?

Как часто потребляете кофе?

Результаты исследования показали, что большинство омичей приобретают кофе раз в месяц в объёме 210-400 грамм в супермаркетах и универсамах, руководствуясь в большинстве случаев вкусом напитка, обращая внимание также на цену. При этом значительная часть опрошенных ответила, что потребляет кофе от одной до трех кружек в течение всего дня. А некоторые не могут отказаться даже от четырёх кружек за день.

На основании полученной информации можно сделать вывод, что действительно кофе является популярным напитком среди всех слоев общества и вышеуказанные статистики подтвердились в ходе проводимого исследования.

Список используемых источников

1. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. - С.426-404

2. Романов, А.Н. Маркетинг [текст]: Учебник. Т. 1 / Ю.Ю. Корлюгов - М, - 2008. - С.166-174

3. Веселов С.В. Маркетинг в рекламе [текст]: рекламный рынок и его изучение. - М, - 2012. - 316 с.

Просмотров работы: 5459