Рынок в России на данный момент построен так, что в нем множество конкурирующих фирм между собой. Идет ожесточенная борьба за потребителя, чтобы он выбрал именно ваш магазин и ваш товар. Каждая компания стремится вытеснить конкурента с рынка. Говорят, что конкуренция является двигателем прогресса. Благодаря ей, фирма будет стремится предоставить качественный товар или услугу, а ее конкурент совершенствовать эту услугу, и так далее. Сейчас потребитель старается задуматься не только о цене товара/услуги, но и о качестве, что бы до него товар дошел в его первозданном и качественном виде. Для этого, в стране существуют правила товарного соседства, на этапах перевозки, хранении и продаже продукции.
На сегодняшний день потребители чаще всего предпочитают посещать супермаркеты, потому что в них есть весь необходимый набор товаров, который им нужно приобрести. Зачастую, такие супермаркеты не соблюдают правила товарного соседства, что приводит к быстрой порче товара и/или потребитель покупает некачественный товар.
Продукция должна лежать в определённом месте с соблюдением температурного режима и влажности в помещении. Некоторые продукты просто недопустимо хранить в одном месте. Это может привести к порче или неприятному запаху, хотя у товара приятный и аппетитный вид (например, пирожное с запахом солёной рыбы). Поэтому необходимы определенные правила расположения товаров в магазинах, складских помещениях.
Правила товарного соседства необходимо соблюдать при перевозке товаров, при хранении на складских помещениях и непосредственно в самих магазинах на прилавках, стеллажах и полках.
Правила товарного соседства не сгруппированы в одном законе, ГОСТе, стандарте или СанПиНе - они разбросаны. Это осложняет изучение этой отрасли образованному человеку, а обыденному потребителю не дает никакого шанса систематизировать, а самое главное найти информацию в интернете практически невозможно.
Законы, обычно, содержаться в правовых системах «Гарант» или «Консультант плюс», но не все из них размещены в некоммерческой версии. То есть, чтобы потребитель мог узнать информацию необходимую ему о способах хранения товара в магазине ему необходимо купить коммерческую версию одной из правовой системы существующих в РФ.
Статья 3 закона «О защите прав потребителей», гарантирует право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. Якобы — это просвещение осуществляется через федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.[2] Но как потребитель может осуществить это «просвещение»?
Основной документ, регулирующий товарное соседство продуктов питания на предприятиях торговли и общественного питания это - Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О качестве и безопасности пищевых продуктов», но он содержит общие положения, полномочия контролирующих органов и ответственность за несоблюдение законодательства.[1] Четко сформулированного понятия «товарное соседство» или «правила товарного соседства» законодатель нам не дает.
Для выяснения представления у потребителя что такое «правила товарного соседства» нами было проведено анкетирование среди граждан от 20 до 30 лет. Целью данного исследования было выявление информированности потребителей о понятии «правила товарного соседства» и информированности об этой сфере.
На вопрос «Где содержаться правила товарного соседства?», 37 % респондентов ответили, что в СанПиНах; 32 % подумали, что в стандартах и технических регламентах; 12% в законах и только 19 % ответили «все выше перечисленное». Это говорит о том, что население страны недостаточно информированы в этой сфере, так как такая информация действительно содержится и в законах, и в стандартах с техническими регламентами, и в СанПиНах.
Так же, анкетируемым задали вопрос «что такое правила товарного соседства?». 18,8 % опрошенных ответили, что это выкладка и хранение товаров по товарным группам; 6,3 % посчитали, что это хранение товаров по товарным группам с соблюдением температурного режима и влажности; хранение товаров с соблюдением сроков годности 12,5 %; 62,5% респондентов ответили, что это нормы СанПиНа, которые регламентируют обращение, выкладку, раскладку товаров при перевозке, хранении и продаже товаров. Из этого, можно сделать вывод, что большинство потребителей понимает, что такое «правила товарного соседства» и имеет представление где и на каком этапе эти «правила» должны соблюдаться.
Правила товарного соседства – это правильное зональное, температурное, пространственное разграничение товаров, в соответствии с нормами СанПиНа, на этапах перевозки, хранении и продажи.
Результаты опроса показали, что 43,8 % опрошенных считают, что в г. Омске не соблюдаются правила товарного соседства; 31,3 % говорят, что не знают; и 25 % считают, что в г. Омске соблюдаются правила товарного соседства. Данная статистика говорит, что потребитель не удовлетворен тем, как магазины организовывают внутреннее расположение витрин, стеллажей, холодильного оборудования и товаров в нем.
Некоторые продукты нельзя хранить рядом, потому что они становятся не только невкусными, но еще и вредными. Например, хранение муки рядом с охлажденным мясом может привести к тому, что мука станет пахнуть мясом, так еще там заведутся разнообразные микроорганизмы, которые приведут к образованию плесени или почернению муки. Как следствие такую муку Вы никому не продадите. Муку необходимо хранить изолированно, в хорошо вентилируемых помещениях при умеренной влажности и с соблюдением температурного режима. Она очень хорошо впитывает запахи.
Продукты можно разделить на следующие группы:
Замороженные продукты
Охлажденные продукты
Сухие и консервированные продукты
Частые проблемы несоблюдения товарного соседства в магазинах это:
Ограниченное/неудобное пространство
Большинство сегодняшних супермаркетов в г. Омске стали размещать в подвальных/цокольных помещениях. Высота таких помещений, вентиляция и расстояние между стеллажами зачастую не соответствуют нормам законодательства. Плановые проверки и надзор со стороны государства осуществляются раз 3 года, а внеплановые только по заявлениям/жалобам граждан и то, только с заранее регламентированным предупреждением контролирующих органов (например, Роспотребнадзора). Что ведет к частым нарушениям со стороны владельцев магазинов.
Малое количество стеллажей, полок, холодильного оборудования.
В магазине должно быть не менее 4 холодильников или холодильных камер, в которых располагаются следующие группы товаров: молоко и продукты из него, мясо, рыба, зелень. Если же помещение маленькое, то допускается 2 холодильника, но все товары должны быть отделены секциями.
Размещение продуктов питания рядом с бытовой химией/средствами личной гигиены.
Для многих потребителей удобно приобретать все товары в одном месте и сразу. К сожалению, владельцы магазинов не всегда выбирают правильное расположение стеллажей и товаров. Расположение бытовой химии недопустимо рядом с продовольственными продуктами! Это может привести к отравлению продуктов или порче.
Санитарно-гигиеническими требованиями установлено, что продажа бытовой химии и средств личной гигиены может происходить только в больших магазинах, где площадь позволяет иметь два отдельных склада.
Размещение пахучих товаров, рядом с хорошо впитывающими запахи.
Например, рыба, солёные, копчёные и маринованные блюда должны быть отделены от творога, яиц, сыпучих веществ. Несоблюдение этих правил приведет к неприятному запаху у этих продуктов.
По результатам проведенного исследования видно, что потребитель ориентировочно представляет, где содержаться «правила товарного соседства». Заметно, что потребительская «грамотность» в этой сфере начинает расти. Граждане понимают, что входит в понятие товарного соседства, и они не удовлетворены соблюдением этих «правил» магазинами.
Также, хотелось бы рекомендовать законодателю систематизировать «правила товарного соседства» в каком-то едином документе и вывести на соответствующем уровне определение «правил товарного соседства», для четкого понимания, что входит в компетенцию этого определения.
Список литературы
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.06.2018) "О защите прав потребителей"
СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;
СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».