Конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться) – состязание, соперничество между производителями товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения высокой прибыли, различных выгод. Конкуренция представляет собой современную, легализованную форму борьбы за существование, один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
Конкуренция выполняет различные важные функции:
регулирует структуру и объем производства продукции в обществе, обеспечивает максимальный уровень благосостояния;
размещает экономические ресурсы, они концентрируются там, где могут быть использованы с максимальной отдачей;
конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения;
конкуренция распределяет созданную стоимость производителем; большую прибыль получают те, кто владеет более эффективными и новейшими факторами производства.
Конкурентоспособность - это характеристики товара, которые отражают его отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Конкурентоспособность товара может формироваться путем установления, обеспечения и поддержания должного уровня конкурентоспособности на всех этапах его существования: начиная с первых этапов его создания и заканчивая продвижением до потребителя.
На конкурентоспособность продукции оказывают воздействия факторы, которые способствуют устойчивому производству, влияет на организацию высокой конкуренции товаров на рынке. Такие факторы можно разделить на три группы:
Уровень качества выпускаемых товаров;
Цена выпускаемого товара;
Оказание сервисного обслуживания, разнообразных видов бесплатных услуг и т.п.
В качестве примера возьмем два образца светлого пива производителей города Омска.
Конкурентоспособность определяется по группам параметров: потребительным, экономическим:
1)Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п.
2)Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.
Потребительные параметры
1 образец пиво «Чешское» светлое пастеризованное, пивоваренное производство ООО «ЛВЗ «ОША»
2 образец пиво «Чешское» светлое пастеризованное, пивоваренный завод «Сибирь»
Пиво продается в бутылке ПЭТ объемом 1 образец: 1,4л, 2 образец: 1,5 л. Этикетка приятного зеленого цвета, на этикетке присутствуют маркировочные знаки: нетоксичные материал, петля Мебиуса, состав продукта, дата изготовления, срок годности, условия хранения, юридический адрес, массовая доля этилового спирта. Массовая доля этилового спирта 1 образца - 4,5%, 2 образца - 5%.
Экономические параметры
Расчет проводился для 2 образцов: цена продажи 1 образца пиво «Чешское» светлое пастеризованное, пивоваренное производство ООО «ЛВЗ «ОША» - 98 руб.; 2 образца пиво «Чешское» светлое пастеризованное, пивоваренный завод «Сибирь»- 92 руб.
Проводился опрос среди 45 респондентов.
Технические параметры рассчитываются по формуле:
, где:
Ктп – технические параметры
mi – коэффициент весомости
gi – относительный показатель качества
Общая конкурентоспособность рассчитывается по формуле:
, где:
Кнп – нормативные параметры ;
Ктп – технические параметры;
Кэп – экономические параметры.
Нормативные параметры товара всегда равны 1, если данный товар соответствует ГОСТ 31711-2012 Пиво или другим нормативным документам.
Все данные образцы соответствуют ГОСТ 31711-2012 Пиво.
Для расчета gi используем 5-ти бальную систему, для mi- 10-ти бальную.
В таблицах 1 и 2 приведены данные расчета конкурентоспособности испытуемых образцов:
Таблица 1 Исследование конкурентоспособности образца 1:
Образец 1 |
Значение gi |
Значение mi |
Потребители |
Среднее значение |
Среднее значение |
Престижность марки |
3,3 |
9 |
Известность производителя |
4,6 |
7 |
Вид упаковки |
5 |
9 |
Ктп
Цена товара: 98 руб.
Нормативные параметры: 1
Таблица 2 Исследование конкурентоспособности образца 2
Образец 2 |
Значение gi |
Значение mi |
Потребители |
Среднее значение |
Среднее значение |
Престижность марки |
3,6 |
7,6 |
Известность производителя |
4,3 |
9 |
Вид упаковки |
5 |
9 |
Цена товара: 92 руб.
Нормативные параметры: 1
Сравнив 2 образца пива омских производителей не было выявлено особых различий по потребительским параметрам: оба образца продаются в бутылках ПЭТ, этикетки выполнены в похожем стиле: зеленый цвет этикеток, все необходимые маркировочные знаки и информация в соответствии с требованиями ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Экономические параметры имели небольшую разницу в цене товара, 2 образец был немного дешевле (разница составляет 6 рублей).
Расчеты по определению конкурентоспособности показали, что конкурентоспособность второго образца выше на 10%, пиво «Чешское» светлое пастеризованное, пивоваренного завод «Сибирь» больше удовлетворяют потребителей не только по степени соответствия данным потребностям, но и по стоимости товара.