Определение конкурентоспособности товара - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Определение конкурентоспособности товара

Науменко В.А. 1, Чуприкова Е.А. 1
1Омский Государственный Аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться) – состязание, соперничество между производителями товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения высокой прибыли, различных выгод. Конкуренция представляет собой современную, легализованную форму борьбы за существование, один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Конкуренция выполняет различные важные функции:

регулирует структуру и объем производства продукции в обществе, обеспечивает максимальный уровень благосостояния;

размещает экономические ресурсы, они концентрируются там, где могут быть использованы с максимальной отдачей;

конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения;

конкуренция распределяет созданную стоимость производителем; большую прибыль получают те, кто владеет более эффективными и новейшими факторами производства.

Конкурентоспособность - это характеристики товара, которые отражают его отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Конкурентоспособность товара может формироваться путем установления, обеспечения и поддержания должного уровня конкурентоспособности на всех этапах его существования: начиная с первых этапов его создания и заканчивая продвижением до потребителя.

На конкурентоспособность продукции оказывают воздействия факторы, которые способствуют устойчивому производству, влияет на организацию высокой конкуренции товаров на рынке. Такие факторы можно разделить на три группы:

Уровень качества выпускаемых товаров;

Цена выпускаемого товара;  

Оказание сервисного обслуживания, разнообразных видов бесплатных услуг и т.п.

В качестве примера возьмем два образца светлого пива производителей города Омска.

Конкурентоспособность определяется по группам параметров: потребительным, экономическим:

1)Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п.

2)Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.

Потребительные параметры

1 образец пиво «Чешское» светлое пастеризованное, пивоваренное производство ООО «ЛВЗ «ОША»

2 образец пиво «Чешское» светлое пастеризованное, пивоваренный завод «Сибирь»

Пиво продается в бутылке ПЭТ объемом 1 образец: 1,4л, 2 образец: 1,5 л. Этикетка приятного зеленого цвета, на этикетке присутствуют маркировочные знаки: нетоксичные материал, петля Мебиуса, состав продукта, дата изготовления, срок годности, условия хранения, юридический адрес, массовая доля этилового спирта. Массовая доля этилового спирта 1 образца - 4,5%, 2 образца - 5%.

Экономические параметры

Расчет проводился для 2 образцов: цена продажи 1 образца пиво «Чешское» светлое пастеризованное, пивоваренное производство ООО «ЛВЗ «ОША» - 98 руб.; 2 образца пиво «Чешское» светлое пастеризованное, пивоваренный завод «Сибирь»- 92 руб.

Проводился опрос среди 45 респондентов.

Технические параметры рассчитываются по формуле:

, где:

Ктп – технические параметры

mi – коэффициент весомости

gi – относительный показатель качества

Общая конкурентоспособность рассчитывается по формуле:

, где:

Кнп – нормативные параметры ;

Ктп – технические параметры;

Кэп – экономические параметры.

Нормативные параметры товара всегда равны 1, если данный товар соответствует ГОСТ 31711-2012 Пиво или другим нормативным документам.

Все данные образцы соответствуют ГОСТ 31711-2012 Пиво.

Для расчета gi используем 5-ти бальную систему, для mi- 10-ти бальную.

В таблицах 1 и 2 приведены данные расчета конкурентоспособности испытуемых образцов:

Таблица 1 Исследование конкурентоспособности образца 1:

Образец 1

Значение gi

Значение mi

Потребители

Среднее значение

Среднее значение

Престижность марки

3,3

9

Известность производителя

4,6

7

Вид упаковки

5

9

Ктп

Цена товара: 98 руб.

Нормативные параметры: 1

Таблица 2 Исследование конкурентоспособности образца 2

Образец 2

Значение gi

Значение mi

Потребители

Среднее значение

Среднее значение

Престижность марки

3,6

7,6

Известность производителя

4,3

9

Вид упаковки

5

9

Цена товара: 92 руб.

Нормативные параметры: 1

Сравнив 2 образца пива омских производителей не было выявлено особых различий по потребительским параметрам: оба образца продаются в бутылках ПЭТ, этикетки выполнены в похожем стиле: зеленый цвет этикеток, все необходимые маркировочные знаки и информация в соответствии с требованиями ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Экономические параметры имели небольшую разницу в цене товара, 2 образец был немного дешевле (разница составляет 6 рублей).

Расчеты по определению конкурентоспособности показали, что конкурентоспособность второго образца выше на 10%, пиво «Чешское» светлое пастеризованное, пивоваренного завод «Сибирь» больше удовлетворяют потребителей не только по степени соответствия данным потребностям, но и по стоимости товара.

Просмотров работы: 3