ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Скворцов Н.А. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования проблемы школьной неуспеваемости и ее психологических причин обусловлена уровнем общественного развития молодежи и его перспективами, выдвигающими новые требования к характеру и уровню образования современного человека. Сегодня эта проблема стоит особенно остро, поскольку у современных школьников неправильно или недостаточно сформировавшееся отношение к учению, они не понимают его общественную значимость и не стремятся быть успешными в учебной деятельности.

Целью исследования являлось выявление и описаниепсихологических причин школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте на примере четвертого класса средней образовательной школы.

В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П.П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, «в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы» [1, c.13]. Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как «несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений» [2, с.23].

Школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно-бытовые условия, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сфере, индивидуальные психологические особенности учащихся. Для того чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости можно объединить в две группы: к первой из них можно отнести недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова; ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Анализируя причины первой группы, можно вести речь о тех случаях, когда школьник плохо понимает, не способен усвоить качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия.

Для проведения исследования был выбран четвертый класс средней образовательной школы, общей численностью 9 человек (6 девочек и 3 мальчика). Программа исследования включала три этапа:

Диагностика мотивации обучения школьников при переходе их из классов начальной школы в среднее звено.

Диагностика познавательной сферы школьников (память, мышление, внимание).

Разработка рекомендаций для педагогов при работе с отстающими школьниками.

Для диагностики мотивационной сферы использовали метод тестирования – методику М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД) [4]. При использовании этой методики мы получили следующие результаты: очень высокий уровень учебной мотивации у 2 детей, высокий у 1 ребенка, средний у 2 детей и сниженный у 4 детей.

В беседе с учителем были выявлены трудности с концентрацией внимания, постоянным переспрашиванием во время урока, отвлечение на уроках на внешние факторы. Поэтому для диагностики внимания, восприятия использовали тест Мюнстерберга. «Восприятие и внимание. Диагностика избирательности внимания» [3, с.158-159]. При использовании этой методики мы получили следующие результаты: высокий уровень у 6 детей, выше среднего у 2 детей и средний у 1 ребенка.

В связи с тем, что переход из младшей школы в среднюю влечет за собой увеличение объема информации, нагрузку на интеллект и большей скорости мышления для диагностики познавательного процесса использовали методику "Изучение скорости мышления" [5]. При использовании этой методики мы получили следующие результаты: высокая скорость мышления у 7 детей, хорошая у 1 ребенка и средняя так у 1 ребенка.

Для диагностики памяти – методику Э.Р. Ахмеджанова «Память на числа» [6]. При использовании этой методики мы получили следующие результаты: высокий уровень кратковременной зрительной памяти у 7 ребят, средний уровень у 1 ребенка и ниже среднего у 1 ребенка.

Результаты исследования показали, что у 8 испытуемых хорошо развита познавательная сфера (память, мышление, внимание). За исключением одного школьника, который показал результат развития кратковременной памяти ниже среднего уровня и низкие результаты по избирательности внимания и восприятия. В результате беседы с классным руководителем установлено, что данный школьник (испытуемый №5) сильно отстает по успеваемости из-за низкого уровня мотивации к обучению.

Немаловажное значение в формировании отношения к школе и к учебной деятельности имеет семья: конфликты в семье или развод родителей, грубость в отношениях, алкоголизм и наркомания, непристойной поведение родителей, безразличное отношение родителей к детям, ошибки и недоработки в воспитании и неумелая, а зачастую неадекватная помощь детям могут также привести к неуспеваемости. В работе был выявлен как раз такой случай с испытуемым №5, который воспитывается в многодетной семье, где один из родителей злоупотребляет алкоголем, а другому не хватает ни сил, ни времени на то, чтобы уделить должное внимание всем детям, и, соответственно, дети постарше предоставлены сами себе.

Так же в результате исследования было выявлено, что в исследуемом классе снижена эффективность образовательного процесса, т.к. у учеников преобладает позиционный мотив, а судить об успехе и эффективности образовательного процесса возможно в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают учебный и социальный мотивы.

Именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться интеллектуальный уровень хорошего и ответственного гражданина своей Родины, который непременно внесёт свой вклад в ее развитие и процветание. Поэтому очень необходимо уже в младшем школьном возрасте сформировать у ребенка положительную мотивацию к знаниям и адекватную самооценку.

Можно применить следующие рекомендации для учителей по преодолению слабой успеваемости в классе:

порекомендовать изучать психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию положительной мотивации учения у младших школьников.

обращать внимание на признаки отставания в учении, обнаруженные при диагностике, чтобы не допустить превращения их в сформировавшиеся черты личности;

мотивировать школьников на самостоятельную работу, сконцентрировать внимание на приемах преодоления трудностей возникающих в жизни самостоятельно;

на уроке для неуспевающих школьников применять карточки с индивидуальными заданиями, планировать урок так, чтобы у них было больше времени для обдумывания ответа у доски, больше времени уделять работе с временными группами;

организовывать занятия, где можно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, обсуждать решение той или иной задачи, составлять тексты диктантов самостоятельно, самому выбрать себе помощника из успевающих ребят;

разработать и применять способы стимулирование учебного процесса, такие как поощрения, создание ситуаций успеха, стимулирование мотивации к активному труду.

Таким образом, открывается хорошая перспектива для анализа и исследований, направленных на предупреждения и при необходимости преодоления неуспеваемости школьника.

Список литература

1. Блонский П.П., Школьная неуспеваемость // «Избранные педагогические произведения». – М.: 1961. – 691 стр.

2. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. / «Рабочая книга школьного психолога». – М.: Просвещение, 1991. – 303 стр.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384стр.

4. Сайт «МультиУрок» / Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» https://multiurok.ru/files/mietodika-izuchieniia-motivatsii-obuchieniia-shkol-nikov-pri-pieriekhodie-iz-nachal-nykh-klassov-v-sriedniie-po-mietodikie-m-r-ginzburgha-izuchieniie-uchiebnoi-motivatsii.html (дата обращения 21.10 2018 г.)

5. Сайт «Диагностика младших школьников» / Методика «Изучение скорости мышления» https://sites.google.com/site/diagnostikamladsihskolnikov/diagnostika-poznavatelnyh-processov (дата обращения 22.10.2018 г.)

6. Сайт «Школа моей мечты» / Методика Э.Р. Ахмеджанова «Память на числа» http://shkolabuduschego.ru/shkola/metodika-pamyat-na-chisla.html (дата обращения 23.10.2018 г.)

Просмотров работы: 283