Маркетинговый аудит – это деятельность, которая направлена на поиск недостатков в маркетинговой системе и их оптимизация. Такая проверка строится на следующих принципах – объективность, систематичность и независимость. Аудит может осуществляться собственными силами предприятия, а может быть делегирован другим организациям.
Предметом исследования аудита является совокупность элементов маркетинга. Цель и стратегия организации, ценовая политика, рынок сбыта, целевые сегменты, ассортимент продуктов и услуг – все это подвергается проверке и анализу.
Краткая история
Маркетинговый аудит начал активно применяться с начала 20-ого века. В США рекламные агентства постепенно превращались в маркетинговые агентства, для того, чтобы более эффективно выполнять свою первостепенную задачу – выпускать качественную рекламу, которая найдет отклик у покупателя. На исследования рынка и выпуск рекламных материалов до 50-х годов тратили около 70 дней. На сегодняшний день, в зависимости от объемов проверки, на аудит может уйти от нескольких дней до нескольких недель.
Цели маркетингового аудита:
Проверка работы системы и стратегии предприятия;
Изучение эффективности маркетинговых процессов, выявление недостатков;
Повышение конкурентоспособности организации;
Построение более эффективной системы маркетинга;
Повышение престижа и статуса компании;
Рост прибыли.
Как проводится маркетинговый аудит?
Подготовка. Консультант маркетингового агентства начинает работать с организацией, определяет объект исследования. Также в этот этап входит предварительная диагностика проблем, проведение переговоров, заключение контракта.
Диагностическая фаза. Установление взаимосвязей между различными разделами маркетинга – исследованиями, рынком, выпускаемой продукцией, ценообразованием и продвижением товаров и услуг.
План действий. Выполнение мероприятий, направленных на определение решений с целью выявления нереализованных возможностей.
Фаза внедрения. Выполнение аудитором ранее разработанного плана.
Итоги проведенных исследований. Заказчику предоставляются отчеты о результатах аудита.
Направления аудиторской деятельности
Первое и самое главное направление деятельности аудиторов заключается в маркетинговых исследованиях организаций. Это подразумевает проверку источников для получения информации. В компании должна присутствовать маркетинговая система, куда будет направлен отчет о заключении исследований.
Второе направление – проведение сегментации рынка. Аудит помогает выбрать рынок сбыта, выявить потребительские группы на каждый целевой сегмент. Эта деятельность помогает дифференцировать маркетинговую стратегию.
Аудиторская деятельность позволяет также разработать новую продукцию и мероприятия по ее продвижению, предварительно выявив потребности рынка. Подвергается проверке дизайн продукции, упаковка, осуществляется поиск новых идей для разработки инновационных решений. А для проведения эффективной рекламной политики осуществляется планирование рекламных мероприятий, определяются бюджеты для каждого из них, проводится оценка рекламы и даются рекомендации по дальнейшему продвижению продукции.
Анализ ценовой политики и товародвижение также входит в маркетинговый аудит. Ценообразование, ценовая дифференциация и каналы товародвижения играют важную роль в доходах и расходах компании, поэтому они тоже подвергаются аудиту.
Выводы:
Маркетинговый аудит в качестве независимого исследования среды компании помогает выявить проблемы в организации маркетинга и сформировать план по их устранению.
Аудит может быть делегирован сторонней организации, для осуществления более объективной проверки.
Маркетинговые исследования включают в себя множество аспектов, каждый их которых влияет на эффективность работы предприятия.