Изучение потребителей меда, как фактор успешного развития отрасли - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Изучение потребителей меда, как фактор успешного развития отрасли

Карабанова А.Г. 1, Видершпан Е.С. 1
1Омский Государственный Аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мед - ценный продукт питания, содержащий в своем составе разнообразные вещества с выраженными лечебно - диетическими и профилактическими свойствами.

Мед - это сладкий продукт, производимый медоносными пчелами из нектара или пади, представляющий собой ароматизированную сиропообразную жидкость или закристаллизованную массу различной консистенции и различного размера кристаллов [2].

Это - естественный высокопитательный продукт, который с давних времен был доступен нашим предкам. Об этом свидетельствуют найденные в пещерах рисунки. В Египте мед применяли не только, как продукт питания, но и как лечебное и косметическое средство[4].

На Руси мед очень любили и ценили, обширные леса и огромные луга благоприятствовали успешному развитию пчеловодства. Наши предки находили мед в дуплах деревьев, в пещерах скал и использовали его при изготовлении напитков, а так же добавляли в выпечку[4].

Мед – это исключительный продукт, который издавна использовали в лечебных и пищевых целях.

Химический состав и пищевая ценность меда разнообразны и зависят они от источника сбора нектара, района произрастания, времени сбора, зрелости меда, породы пчел и от климатических условий.

Он состоит из: моносахаридов, сложных углеводов, азотистых веществ, минеральных веществ. Количество минеральных элементов в общей массе меда составляет в среднем от 0,27 до 0,3% сухого вещества. Они выполняют различные функции и участвуют в биохимических процессах. Азотистые вещества представлены аминокислотами, которых более 20, в том числе незаменимых. В меде содержится большое количество витамина С и витаминов группы В. Кислоты, которые входят в состав меда, являются органическими: уксусная, муравьиная, масляная, молочная, лимонная, малеиновая, щавелевая и много других[3].

Маркетинговое исследование - это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности и идентификации и решения маркетинговых проблем [1].

Одним из наиболее востребованных видов исследований - является исследование и анализ потребителей меда, ведь именно потребители определяют спрос на данный продукт, предпочитая различные сорта, определенного объема, в разной упаковке. Поэтому потребитель находится в центре внимания любого маркетингового исследования. Изучая потребителей меда, их желания, предпочтения, продавцы могут предложить им именно то, в чем они нуждаются. [1].

Для того, чтобы продавцы могли успешно развиваться и конкурировать на рынке, необходима своевременная объемная информация о поведении потребителей в процессе совершения покупки и после них. Следовательно, важной задачей в процессе изучения потребителей меда является выявление факторов, влияющих на поведение потребителя.

Среди жителей города Омска было проведено анкетирование с целью выяснения их отношения к потреблению меда и знаний о нем. В этих целях был использован количественный метод исследования – анкетный опрос. Для этого была разработана анкета. В опросе приняли участие 60 человек.

Задаваемые вопросы и полученные по ним соответствующие ответы приведены в диаграммах.

1.Ваш пол?

Рис.1- Пол

Среди опрошенных было выявлено, что количество женщин составляет 53,80%, мужчин соответственно 46,20%.

2.Ваш возраст?

Рис.2- Возраст

Обращаясь к возрастному распределению потребителей, более 69% % опрошенных представляют возрастную группу в диапазоне 18-25 лет, 15,40 % составляют потребители в возрасте от 26 до 35 лет, 7,70% составляют возрастные группы «менее 18» и «36-45»

Исходя из представленных результатов, можно сделать вывод, что представителей двух крайних возрастных групп – самых молодых и самых взрослых – вряд ли можно отнести к постоянным потребителям меда.

3.Покупаете ли вы мед?

Рис.3- Покупают ли мёд

Среди опрошенных ответы «да» и «иногда» имеют одинаковое процентное соотношение, которое составляет 38,50%, около четверти 23,10% опрошенных не покупают мед.

4.Вы знаете о лечебном влиянии мёда на организм человека?

Рис.4-Влияние меда на организм

Исходя из приведенных результатов, можно сделать вывод, что 87,20% опрошенных знают о пользе меда, которое он оказывает на организм человека, именно поэтому он так востребован среди покупателей.

5.Кто среди ваших родных/друзей более предпочитает употребление меда?

Рис.5-Предпочтение в семье

Мед пользуется большой популярностью у всех членов семьи, что составляет 63,20%. Если сравнивать возрастные группу потребителей, то большее предпочтение меду отдают взрослые 21,10%, чем дети(4,90%).

6.Какие критерии являются наиболее важными при покупке меда?

Рис.6-Наиболее важные критерии при покупке меда

Более 25,30 % опрошенных потребителей при выборе меда приоритет отдали цене, 21,20 % отдали предпочтения качеству меда, а именно вкус, третьим по значимости фактором является страна/регион происхождения меда – 12,50 %, и на последнее место потребители поставили место продажи – 7,50 % опрошенных.

Следовательно, цена и качество (вкус) меда выступают самым значимым требованием, влияющим на поведение потребителей. Критериями средней значимости оказались страна \ регион происхождения и бренд меда.

7.Как часто вы покупаете мед?

Рис.7-Частота покупки меда

Наименьший процент опрошенных покупают мед раз в месяц и чаще, который составляет 5,80%. 1раз в год покупают мед 23,70% опрошенных, 10,50% опрошенных делают сезонные запасы. Большая часть опрошенных покупают мед по мере необходимости, что составляет 60,50%.

8.В каком объеме вы обычно покупаете мед?

Рис.8-Объем

Среди покупателей наиболее предпочтительными являются объемы меда – это 1000 г, что составляет 35,10 % опрошенных. 27% опрошенных отдали предпочтение объему – 500 г, 21,60 % предпочли объем 2-5кг, более 5кг приобретают только 2,80% опрошенных, объем 250 г предпочитают 13,50 %.

9.Сколько меда вы обычно потребляете в год?

Рис.9-Объем меда в год

Исходя из приведенных данных диаграммы, мы видим, что объем более 10кг в год, потребляют только 2,80% опрошенных, 6-10кг меда в год потребляют 4,90% опрошенных, 2-5кг в год употребляют значительное количество опрошенных 30,80%. Основная часть опрошенных, это 61,50% потребляют в год от 0-1кг меда.

10.Какие виды мёда вы предпочитаете?

Рис.10-Виды меда

Монофлорный мед потребляют не значительное количество опрошенных, которые составляют всего 5,30%, 28,90% опрошенных предпочитают полифлорный мед. Значительная часть опрошенных, это - 65,80% не придают особого значения виду употребляемого мёда.

11.Какие виды меда вы предпочитаете (по цвету)?

Рис.11-Виды меда по цвету

Если исходить из цветовых предпочтений то ,темный мед потребляют не значительное количество опрошенных, которое составляет всего 7,70%,

46,20% опрошенных предпочтение отдают в пользу светлого меда, либо не придают цвету особого значения.

12.Какую форму мёда вы предпочитаете?

Рис.12-Консистенция меда

Жидкая консистенция меда более предпочтительна среди опрошенных 48,70%. Кристаллизованный мед потребляют незначительное количество опрошенных 20,50%, большая доля опрошенных 30,80% вообще не придают значения консистенции меда.

13.Какой мед вы предпочитаете?

Рис.13-Предпочтения в меде

В ходе исследования сортовых предпочтений меда потребителями выяснилось, что потребители предпочитают различные сорта меда, такие как разнотравный – 33,40 %, липовый – 17,90 %, гречишный – 7,70 %, акациевый – 5,10 %, подсолнечниковый и барский бархат -2,60%. Так же было выявлено, что большая часть опрошенных вообще не придает этому значения 56,40%.

14.Сколько вы обычно тратите за 1кг меда?

Рис.14-Цена за 1кг меда

При исследовании такого фактора, как цена было выявлено, что наибольшее предпочтение потребители отдают цене в пределах 301–500 рублей за 1 кг. На втором месте цена в пределах 300 рублей и менее, которая составляет 29,70% опрошенных, но 21,60% потребителей согласны с ценой в пределах от 501–1000 рублей, утверждая, что высокая цена оправдывает высокое качество товара.

15.Где вы обычно покупаете мед?

Рис.15-У кого покупают мед

При исследовании предпочтения потребителями места приобретения меда, выявлено, что 56,80 % приобретают мед у пчеловодов, 24,30 % потребителей приобретают мед на ярмарках и только 18,90 % – в магазинах \ супермаркетах. Большинство опрошенных стараются приобретать мед у пчеловодов, либо на специализированных ярмарках. Это связаны с тем, что многие потребители считают, что мед, поставляемый в магазины не достаточно качественный, поэтому он не пользуется большой популярностью у потребителей.

16.Устраивает ли вас качество меда от производителей, представленных на рынке?

Рис.16-Качество меда

Большую часть опрошенных не совсем утраивает качество реализуемого меда(48,60%).

17. Какой вид упаковки вы предпочитаете?

Рис.17-Вид упаковки

При исследовании видов упаковки, выявлено, что наибольшей популярностью среди покупателей меда обладает стеклянная упаковка-65,80%, которая является более экологически чистой, чем пластиковая упаковка-34,20%.

18.В каких целях вы предпочитаете употребление меда?

Рис.18-Цели употребления меда

Потребители используют мед в различных целях, что составляет 48,70 % опрошенных. Если рассматривать отдельно каждую область применения то можно сделать следующие выводы, что в пищевых целях, мед используют 28,20%.Около четверти потребителей – 20,50% сказали, что будут использовать мед для медицинских целей, 2,60 % потребителей будут использовать мед для косметических целей.

Мед - это уникальный продукт, источник, необходимых для организма человека, веществ. Издавна, он славится не только, косметическими свойствами, но и лечебными. Благодаря его богатому составу, мед оказывает положительный эффект на весь организм человека, но стоит отметить, что даже здоровым людям, которым не противопоказано употреблять этот продукт, следует соблюдать меру. Данный продукт можно включать в ежедневный рацион, вследствие чего, питание будет более сбалансированным, а организм человека более устойчивым к различным заболеваниям. Поэтому людям, следует грамотно использовать этот, по истине, уникальный продукт, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

На основе данных результатов, можно сделать следующие выводы:

- большинство людей приобретают и включают в свой рацион такой продукт как мед;

- в большинстве случаев мед предпочитают употреблять все члены семьи;

- при выборе меда наиболее важными являются такие критерии, как: цена, вкус, страна/регион происхождения, бренд и состав;

- чаще всего мед приобретается по мере необходимости в объемах по 1 кг, 0,5 кг и 2-5 кг;

- в основном, при выборе меда, не придают значения его виду;

- форму меда предпочитают жидкую;

- приобретают мед чаще у пчеловодов по средней цене 300-500 рублей за 1 кг;

- качество меда от производителей, представленных на рынке, устраивает не всех;

- вид упаковки, в большинстве, предпочитают стеклянную;

- употребляется мед и в пищевых, и в медицинских, и в косметических целях;

- о лечебном влиянии меда на организм человека знают 87,20 % опрошенных.

Из всего числа опрошенных людей большинство – 76,9% покупают мед, именно поэтому важно знать какой мед качественный и какой будет отвечать запрашиваемым требованиям.

Библиографический список:

Роздольская И.В., Гришкова Н.С., Яковлева Л.Р. Маркетинговые исследования покупательского предпочтения на мед на примере рынка меда белгородской области // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 7-1. – С. 193-201;

Товароведение однородных групп продовольственных товаров : Учебник для бакалавров/Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина,А.В. Рыжакова и др.; под ред.докт.техн.наук, проф. Л.Г. Елисеевой.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.- 930 с.

Учебник пчеловода / А.М. Ковалев, А.С. Нуждин, В.И. Полтев .- М., 1973.- 440 с.

Экспертиза продуктов пчеловодства. Качество и безопасность[Текст]: Учеб.- справ. пособие / Е.Б. Ивашевская, В. И. Лебедев, О.А. Рязанова, В.М. Поздняковский; под общ.ред. В.М. Поздняковского.- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во,2007.- 208с., ил.- (Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья).

Просмотров работы: 686