ТИПЫ МЕДИА И ИХ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПОДРОСТКОВОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППОЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТИПЫ МЕДИА И ИХ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПОДРОСТКОВОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППОЙ

Коноплева Е.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние двадцать лет наблюдается мощное развитие медийного пространства, которое активно влияет на жизнь человека. Не оказалась в стороне и подростковая возрастная группа. В наше время огромное влияние на сознание подростковой аудитории оказывают средства массовой информации (СМИ). Их влияние на личность подростка заметно возросло. Информационная революция изменила не только средства массовой информации, но и содержание медиапродукции.

Медиапродукция в настоящее время разнообразна. Это могут быть: информационные сообщения, изложенные в любом виде и жанре медиа: статья в газете, телепередача, видеоклип, художественный фильм, мультипликационный фильм, компьютерная игра, прослушивание аудио и т.д. Этот контент, воздействуя на подростковое сознание, формирует образ действительности, мир ценностей, как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Подростки – чрезвычайно активная и динамичная социально-возрастная группа, реализующая себя в сфере общения, в том числе, музыкального. Аудиальная информация, поступающая через медийные каналы, те особые возможности контактов, которые предлагает Интернет – играют сегодня особую роль в формировании аудиальной картины мира подростков.

Обратимся к понимаю понятия «медиа». Медиа (от лат. Medium) – «промежуточное, посредствующее, посредник». «Медиа – это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность информационных средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю сообщения (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т.п.) том или иной форме» [1].

Сайт «Академик» рассматривает понятие «медиа» как первичный элемент процесса передачи информации от коммуникатора к получателю и приравнивает данный термин к синониму русского варианта – «сообщение»[2].

Обычно термин медиа «не употребляется самостоятельно, а служит частью сложнообразованного слова (медиа-маркетинг, масс-медиа, медиаискусство, мульти-медиа и т.д.), которое является его частным вариантом» [4]. Согласно сайту «Академик» термин медиа (англ. media), в зависимости от контекста, может означать следующее:

«- медиаданные – совокупность различных видов данных (помимо текстовых сообщений), содержащих дополнительную звуковую и визуальную информацию – графику, видео, анимацию (т. н. мультимедиа);

- медиафайл – файл, содержащий музыкальное воспроизведение, графику, видео и т.п.;

- медиаискусство – вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных (или медиа) технологий, преимущественно таких как видео, компьютерные и мультимедиа технологии, интернет» [5]. Отдельные группы произведений часто характеризуют, как «искусство новых медиа», «электронное искусство», «цифровое искусство».

Думается, что новые средства массовой информации вряд ли заменят старые, у них, в силу новых возможностей, будут и иные сферы применения. Средствами донесения данных до получателя являются:

- традиционные средства массовой информации (СМИ, масс-медиа).

- «новые медиа», использующие для этого цифровые и сетевые технологии и коммуникации.

Под медиа обычно понимаются масс-медиа, директ-медиа, медиа-носители, социальные медиа. Рассмотрим степень востребованности перечисленных видов медиа подростковой средой.

1. Масс-медиа - средства массовой информации (телевидение, периоди-ческая пресса, радио, кабельные и спутниковые телевизионные сети). Анализируя популярные отечественные телеканалы (ТНТ, СТС, НТВ и другие), кабельные и спутниковые телевизионные сети и радиостанции (Европа +, Hit-FM, Русское радио и т.д.) отметим, что все они имеют в основном развлекательный характер. Социальное значение СМИ, телевидения, радио трудно переоценить, учитывая, специфику его воздействия: телевидение и радио предоставляют готовые для усвоения ценностно-смысловые, поведенческие модели. Подростки не регулярно слушают радио и смотрят телевизионные программы. Этот вид медиа становится все менее популярным по причине появления интернет-радио и интернет-телевидения (Смарт-ТВ), где можно слушать и смотреть любимые композиции, не все подряд, а по музыкальным предпочтениям.

2. Директ-медиа – коммуникационные системы передачи информации, в данном случае - интернет, телефон, планшет, электронная почта, т.е. так называемые «новые медиа».

Термин новые СМИ в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и «новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных медиа, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций. Конвергенция и мультимедийные редакции стали обыденными элементами сегодняшней журналистики» [6]. Под термином «новые медиа» подразумевают и демократизацию процесса создания и запуска СМИ.

Сам термин «Новые медиа» появился в медиатеории в 1990-х годах. Классические медиа постепенно начали обрастать новыми технологиями, такими как цифровая обработка изображений перед публикацией в газетах. Канадская радио – телевизионная и телекоммуникационная комиссия так определяет новые медиа: «Любая медиа продукция, являющаяся интерактивной и распространяемая цифровыми методами» [5].

3. Медиа-носители - сами по себе отдельные носители информации (письма, записи на аудио- и виденосителях, видио-, аудио- мульти-медиа-презентации). Сегодняшние подростки неохотно платят за музыкальные композиции и гораздо охотнее скачивают их бесплатно и нелегально, посредством файлообменных сетей. При этом музыку обычно слушают в то время, пока делают что-то другое: работают на компьютере, куда-то едут или идут и т.д. Создаются целые списки композиций, исполнителей, альбомов и т.д., которые слушают на медиа-носителях при невозможности доступа к интернету: флешках аудио-, видеопроигрывателях, мр-3 плеерах и других. Компакт-диски большой популярностью не пользуются.

4. Социальные медиа - средства коммуникации групп сообществ между собой (социальные сети, блоги, персональные сайты, самиздатовская периодическая пресса). Цифровая эра формирует иную медиа-среду.

«Социальная сеть – это сайт, построенный на основе персональных анкет пользователей, которые могут быть связаны между собой («дружба»). Кроме хранения персональных данных и связей, социальная сеть позволяет пользователям обмениваться сообщениями, а также разнокалиберным мультимедийным контентом (фотографиями, музыкальными файлами, видео, текстовыми документами)» [9, c. 6]. Сам термин «социальные сети» был впервые введен в 1954 г. социологом Манчестерской школы Джеймсом Барнсом и обозначал «социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид)». С развитием интернета этот термин стал широко применяться для обозначения веб-ресурсов, которые позволяют отдельному пользователю, или определенной группе людей, представлять себя в интернете, создавая собственную страничку, и общаясь с другими пользователями [10, c. 239].

Среди факторов, влияющих на подростковую активность в Интернете, укажем на наличие навыков интернет-навигации. Немаловажное значение играет и воспитание зрительской и слуховой (экранной, медийной) культуры. Обсуждая различные темы, подростки втянуты в массовую коммуникацию, под которой понимается «процесс передачи информации с помощью технических средств большим рассредоточенным аудиториям с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей» [11, c. 75]. В этом смысле Интернет ничем не отличается от традиционных СМИ – печати, телевидения.

«Вспоминая десятки миллионов участников популярных сетевых ресурсов “Одноклассники” и “ВКонтакте”, виртуальную социальную сеть возможно рассматривать как часть общей коммуникационной среды, порожденной Интернет-технологиями… В самом общем виде под коммуникацией понимается акт общения, связь между двумя и более лицами, основанная на взаимопонимании, обмен информацией.» [11, c.74]. Интернет-сервисы и их возможности стали чрезвычайно привлекательными для сегодняшних подростков. Социальные сети стали повседневной необходимостью. Постоянное пребывание «онлайн» для большинства школьников - подростков стала нормой жизни.

5. Особняком в настоящее время выделяются современные мультимедиа.

Сам термин «мультимедиа» (от «multy», множественный, состоящий из многих частей и «media» - среда, средство) дословно означает «многие среды». Он впервые был применен музыкантом и антрепренером Бобом Голдстейном (Bob Goldstein) как визуальный рекламный слоган к эффектному шоу «LightWorks at L'Oursin», поставленному в июле 1966 года в Саутгемптоне (Southampton, New York). Представление включало в себя кинопроекции, слайд-шоу, шумную дискотеку, эффектное световое шоу и банкет. Замыслом авторов и организаторов было создание феерического шоу, воздействующего на все органы чувств посетителя.

В 1970–80-е годы термином «мульти-медиа» («multi-media») обозначались инсталляции и перформансы с включением в них элементов кино, видео, слайд-экранов, музыкальных номеров и сценического действия с использованием актеров. «Примеры таких синтетических арт-работ можно найти в творчестве Р. Формана, Р. Уилсона, П. Брука, The Wooster Group, Ж. Р. Лепажа, Forced Entertainment, Т. Миллера, Л. Андерсон, М. Монк, П. Чонга, П. Селларса, Л. Монтано, Squat Theater, Ли Бруер, Дж. Джезуруна, Дж. Коатса, Blast Theory, Дж. Джонас, И. Райнер, Т. Браун, Л. Чаилдс, Р. Розенталь и многих других» [12, c. 87].

В наши дни по отношению к художественным практикам, связанным с многосредовыми экспериментами, используются два термина – «мульти-медиа» и «мультимедиа-арт».

Термин «мультимедиа» обозначает художественные практики визуального искусства 1960–1990 годов, связанные с включением художниками более чем одного известного вида искусств в структуру произведения. «Так, в одной художественной акции (например, в форме мульти-медиа перформанса или инсталляции) могли использоваться танец, цитаты из музыкальных произведений, фрагменты видео- и кинофильмов, движущаяся скульптура, поэзия, цитаты из литературных произведений, фотографии и пр.» [13].

Второй термин – мультимедиа-арт – связывают с пониманием особенностей и возможностей мультимедиа, проявляющихся с середины 1990-х годов, благодаря совершенствованию цифровых мультимедийных технологий. Этот термин, по мнению М. Трайба, синонимичен термину «цифровое искусство» (digital art) или «искусство новых медиа» (new media art). Как замечает М. Трайб, «эти термины часто используются как взаимозаменяющие» [13, c. 6]. Таким образом, мультимедиа могут включать в себя параметры всех четырех предыдущих видов медиа.

При рассмотрении существующих видов медиа, сделаем вывод, что подростковая аудитория наибольшее предпочтение отдает таким, как директ-медиа, медиа-носителям и, особенно, социальным медиа, оставляя отчасти без должного внимания традиционные формы (телевидение, радио, печатные СМИ).

Список использованной литературы:

  1. Медиа // Маркетинговый словарь. – Электронный ресурс: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/m/media/

  2. Медиа. – Электронный ресурс: http://www.lexikon.ru/rekl/a_eng.html.

  3. Ball-Rokeach S.J. (1985). The origins of individual media-system dependency: a sociological framework. Communication Research, 4, 485–510

  4. Медиа // Словари и энциклопедии на Академике. – Электронный ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1030664

  1. Медиа. – Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Новые медиа – миф или реальность? Практические примеры интеграции традиционных и новых медиа. – Электронный ресурс: https://www.media-online.ru/index.php3?id=46186).

  3. Крылова А.В., Смирнов В.Б. Человек в звуковом поле рекламы // Социология музыки. Новые стратегии в гуманитарных науках. – М, 2011. – С. 325–331.

  4. Крылова А.В. Звук в рекламе. – Ростов-на-Дону, 2002.

  5. Леонтьев В.П. Социальные сети. ВКонтакте, Facebook и другие…. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.

  6. Дужникова, А.С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования // Мониторинг общественного мнения – 2010. – № 5 (99) – Электронный ресурс: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/07/25/1251241493/2010_5(99)_16_Duzhnikova. pdf.

  7. Сазанов В.М. Социокибернетика виртуальных сетей: модели и приложения – М.: «Лаборатория СВМ», 2012.

  8. Dixon S. Digital Performance: A History of New Media in Theatre, Dance, Performance Art, and Installation.Cambridge. – London, 2007. – P. 35–87.

  9. Kaye N. Multi-media: video, installation, performance. Routledge, 2007. – С. 8–152.

Просмотров работы: 2180