ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ОПЕРНЫЕ ШОУ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОДВИЖЕНИЯ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ОПЕРНЫЕ ШОУ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОДВИЖЕНИЯ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА

Левченко И.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ведущую роль в создании новой картины современного мира играют СМИ, и в первую очередь, телевидение – одно из средств массовой информации, являющееся наиболее востребованным потребителем, по сравнению с другими:
  • печатной прессой (газеты, журналы),

  • информационными службами (новостные агентства, пресс-службы) [13].

М. А. Василик раскрывает понятие СМИ как «организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации» [1].

Одновременно являясь продуктом социокультурного, экономического и научно-технического развития, телевидение выполняет важные функции. Г.В. Кузнецов выделяет семь основных функций телевидения: информационную, образовательную, культурно-рекреативную, культурно-просветительскую, интегративную, социально-педагогическую, организаторскую. Целесообразно рассмотреть подробнее каждую функцию.

1. Информационная функция заключается в осведомлении населения о событиях, происходящих в стране и мире. Потребность людей в стабильном получении актуальной экономической, политической, социальной информации стало важной опорной точкой сетки вещания любой телекомпании, концентрирующейся на новостных эфирах. Особенно важна эта функция для людей сферы бизнеса, которым всегда надо «держать руку на пульсе». В нашей стране для такой аудитории созданы специальные каналы, например, «РБК» и «Россия 24», где ведется аналитика, идет лента новостей и информационные события обновляются каждые 15–20 минут.

2. Образовательная функция сконцентрирована на показе телепередач учебной направленности. К примеру, на канале «Культура» транслируется множество передач, в числе которых «Уроки рисования с Сергеем Андриякой» – познавательная программа, предназначенная для обучения людей любого возраста первоначальным знаниям о пространстве изобразительного искусства, графике, живописи и пр. [12].

3. Культурно-просветительская функция призвана развивать у зрителя эстетический вкус, обогащать интеллект, знакомить с произведениями искусства посредством трансляции культурных мероприятий – спектаклей, концертов классической музыки не только российских, но и зарубежных театров, а также документальных и художественных фильмов. Стоит отметить, что не только содержательность программ влияет на зрительский интерес и увлеченность программой, но и стиль, манеры телеведущих и артистов становятся примером для подражания.

4. Интегративную функцию, как процесс сплочения общества, поддерживают все СМИ. Исходя из того, что у каждого канала вещания есть своя целевая аудитория, определяется общность людей, которая сознательно смотрит ту или иную телепередачу. Задача ТВ – создание ощущения сопричастности каждого зрителя к происходящему на экране, учитывая интересы различных социальных и возрастных групп, а также усиление общих ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей).

5. Социально-педагогическая (управленческая) функция предполагает «прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей» .

6. Организаторская функция наиболее ярко проявляет себя в ситуациях, когда телевидение становится инициатором какой-либо общественной акции и собирает множество людей в одном месте – телемарафоны с благотворительными целями, голосования в прямом эфире и так далее, что очень схоже с таким современным явлением, как флешмоб.

7. Культурно-рекреативная функция напрямую связана с отдыхом и пассивным досугом. На сегодняшний день огромное распространение получили развлекательные телепередачи, занявшие значительное место в жизни людей.

Современные информационные технологии играют огромную роль, расширяя интерактивные возможности ТВ – сегодня человек может не только наблюдать за эфиром или ходом игры, но и принимать активное участие – искать ответы на решения, отвечать на вопросы, отправляя SMS сообщение. К этому небольшому списку можно добавить гибридные передачи, включающие в себя несколько функций. Например, актуальные и модные сегодня программы про здоровье, сочетающие образовательную функцию, культурно-рекреативную и развлекательную, например: «Жить здорово!», «О самом главном» и т.д. [15].

Направление вещания (информационное, культурно-просветительское, детское, спортивное, развлекательное) в наше время является лицом современного ТВ. В контексте развлекательного, одним из наиболее значимых и популярных сегодня значится шоу. Этот вид зрелищ является синтезом классического телевизионного искусства и традиционной журналистики. Соединяя в себе различные жанры, шоу стремится вызвать у зрителей бурю эмоций при помощи разнообразных методов воздействия на аудиторию, как например: возвращение воспоминаний о давно забытом, нарушение этических норм или, наоборот, соблюдение королевского этикета и т.п. Продюсеры телепередач готовы на все ради «вау-эффекта» от зрителя. А вторые, в свою очередь, взамен создают ореол популярности при помощи собственной творческой самодеятельности: исполнения кавер-версий, пародии на известные программы, сарафанное радио, что в конечном итоге выражается в цифрах рейтингов и долей.

Популярность шоу может быть обусловлена динамичностью его драматургии: человеку, живущему в повышенном скоростном режиме современности коммуникативная активность стремительно развивающихся шоу программ легка для восприятия, что определяет их приоритеты в проведении досуга.

В наше время развлечение – социально необходимая деятельность. Исследователь Э.В. Гмызина отмечает, что в обществе само слово «развлечение» приобретает особенную значимость – это не только целый набор предпочтений и ценностей, а «особый глобальный культурный код массовой культуры» [3].

Сегодня телевидение, обращаясь к массовому зрителю, применяет множество методов влияния на телезрителя, синтезируя «массовое» и «элитарное». Благодаря своему тематическому направлению, ТВ «балансирует между разными системами ценностей. При том, что телевизионные шоу как часть массовой культуры неразрывно связаны с традиционными ценностями, они полны цитат и аллюзий, предлагающих осведомленному зрителю дополнительные смыслы» и темы для размышлений, касающиеся личных установок и ценностей.

Шоу – это зрелище, «в отечественной искусствоведческой традиции понятие „зрелище” шире, чем тот круг явлений, который обозначает слово „шоу” современная индустрия развлечений». И.Н. Лисаковский дал свое обозначение термину шоу – «театрализованное зрелище, которое сопровождает мероприятия общественной или культурной жизни (политические собрания, художественные конкурсы, телевизионные игры, вручения различных премий и т. д.)». Выяснив суть феномена «ТВ шоу», выявив его содержательные и структурные особенности, остановимся более подробно на интересующих нас, в контексте заявленной темы, образцах российских телевизионных музыкальных шоу, посвященных оперному искусству.

Телепроект «Призрак оперы» стартовал 3 сентября 2011 года на «Первом канале». Суть проекта – исполнение арий из известных мюзиклов, опер и оперетт популярными артистами российской эстрады. Название шоу никак не связано с мюзиклом Эндрю Ллойда Уэбера «Призрак Оперы», а свидетельствует о мираже оперного искусства.

Как говорит режиссер проекта Василий Бархатов: «В этом шоу мы хотим показать все лучшее, что есть в классической опере, но при этом используя современные средства. Кого-то, вероятно, покоробит мысль о том, что великие арии будут исполнять эстрадные артисты. Но если после выхода Тамары Гвердцители на сцену проекта кто-то из зрителей решит пойти и посмотреть „Кармен” в театре, – уже можно считать, что мы на правильном пути».

Популяризация подобных оперных проектов способствует не только распространению оперной музыки, но и помогает зрителю избавиться от стереотипа, что вся современная эстрада поет лишь под фонограмму. Также стоит предположить, что в недалеком будущем чрезмерное использование фонограммы будет считаться дурным тоном в эстрадной музыке и массовой культуре.

«Призрак оперы» пускали в эфир по лицензии Великобританского популярного в шоу "Popstar to Operastar", которое стартовало 15 января 2010 года на телеканале "ITV". Главное отличие британского шоу от отечественного – все судьи английского шоу, имеют отношение именно к мюзиклу "Призрак Оперы". Например, Кэтрин Дженкинс (Katherine Jenkins), исполнявшая свои песни приоритетно в стиле классикал кроссовер, в своем репертуаре имеет песню из мюзикла – "Love Never Dies". Мексиканский тенор Роландо Вильясон (Rolando Villazón) спел "Music of the Night", Ванесса Мей (Vanessa Mae) играла на скрипке "The Phantom of the Opera". Американский рок-певец, актёр кино и театра Мит Лоуф (Meat Loaf) выпустил тематический видеоклип на песню "I'd Do Anything For Love", а также Саймон Кэллоу (Simon Callow), сыгравший роль Андре в фильме Джоэла Шумахера. Вильясон и Дженкинс были наставниками конкурсантов и предоставляли им песни для живых выступлений. А Мит Лоуф и Боуэн стали критик-судьями, которые в большей мере обсуждали выступления артистов.

В русском аналоге многие особенности британского шоу были не использованы. А именно – в шоу принимали участие восемь участников: Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров, Лев Лещенко, Полина Гагарина, Дима Билан, Ани Лорак, Сергей Лазарев и Валерия. Исполнение ими арий из классической оперы оценивало жюри – именитые оперные певцы: Любовь Казарновская, Елена Образцова, Зураб Соткилава, а также режиссер Роман Виктюк и Михаил Швыдкой – президент Академии телевидения.

Еще одна особенность российского аналога – тематичность каждого выпуска. Темы эфиров в хронологическом порядке: мировые оперные арии, оперы русских композиторов, оперетта, мюзиклы, русский романс, итальянская песня, народные песни и дуэты .

Другой оперный проект российского телевидения – «Большая опера» канала «Россия К» – это профессиональный международный конкурс оперных вокалистов, существующий уже четыре сезона на протяжении 2011–2016 гг.Участники этого шоу – профессиональные певцы. Каждый конкурсант представляет на суд зрителей и строгого жюри разнообразную программу, характеризующую оперную школу и национальные традиции родной страны. В программе исполняютсяне только арии из оперотечественных и иностранных композиторов, но и известные произведения классической музыки в современной обработке, а также романсы, народные песни, арии и дуэты из мюзиклов, оперетт, народные национальные песни, джазовые эталоны и т.д. Проект «Большая опера» – это целый музыкальный марафон, целью которого является открытие новых имен в оперном искусстве, реализация артистического потенциала конкурсантов и помощь в раскрытии их таланта для обретения мировой популярности. По условиям канала, в проекте приняли участие профессиональные оперные артисты в возрасте до 36 лет, а также студенты музыкальных ВУЗов и консерваторий.

По идее проекта каждый участник должен всесторонне продемонстрировать свой талант и профессионализм – вокальные данные, мастерство актера и сценического перевоплощения, проявление обаяния, способность работать на камеру и пр. В проекте совмещено академическое искусство и концертная шоу-программа, которые объединяясь, формируют вкус телезрителей. Соединение современного и оперного искусства на федеральном канале – это «интеллигентная пропаганда музыкальных шедевров», отвечающая запросам и ожиданиям современного человека.

С первого дня трансляции на канале «Россия К», «Большая опера» пробудила большой зрительский интерес, став самым удачным проектом телеканала. С началом каждой программы во всех регионах России начиналось зрительское sms-голосование, где каждый мог «отдать голос» за понравившегося участника. На протяжении всех четырех сезонов вместе с телезрителями участников оценивали высокопрофессиональное жюри – именитые музыканты и представители творческих профессий. В разных сезонах в состав членов жюри входили такие профессионалы оперной сцены и театрального жанра как: Фабио Мастранджело(итальянский дирижер), Паата Бурчуладзе и Андрей Кончаловский(народные артисты РСФСР), Елена Образцова, Паата Бурчуладзе, Аида Гарифуллина, Ильдар Абдразаков, Мария Гулегина, Тамара Синявская, Ильдар Абдразаков, Сергей Лейферкус, Нелли Миричою (звезды мировой оперной сцены) и другие.Аккомпаниаторами конкурсантов выступали именитыесимфонические оркестры РФ – Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия».

Итак, кратко охарактеризовав два телевизионных оперных шоу, основанных на высоком искусстве, можно сказать, что они осуществляют все функции, которые характеризуют такого рода программы с позиции их социально-культурной значимости: развивающую, культурную, рекреационно-оздоровительную и информационно-просветительскую, что способствует усвоению аудиторией культурных ценностей. А поскольку телевидение оказывает значительное влияние на современное общество, подобные телевизионные проекты вполне способны поднять культурный уровень массовой аудиториии ТВ, так как она в первую очередь сконцентрирована на визуальном восприятии культурного продукта. Следствием этого служит повышение интереса россиян к театральному и оперному искусству. Так, в государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 году приведено свидетельство интереса социума к театральной жизни: «Несмотря на непростые финансовые условия, в которых оказался отечественный зритель, посещаемость театров в целом по стране с 2012 по 2015 год выросла более чем на 10%» [4, с. 82]. Можно сказать, что телевизионные программы реализовывают свои общественные цели и в некоторой мере дают социальный эффект и стимулируют пассивного телезрителя сходить в театр и приобщиться к сценическому искусству.

Итак, рассмотрев подробно сущность понятия шоу и сопоставив его со спецификой оперного искусства можно сделать вывод, что телевидение, объединив оперу и шоу, представило отечественному зрителю высококачественный медиапродукт, который способен оказывать воздействие на социокультурную сферу жизнедеятельности человека. «Упаковка» оперы в формат шоу стала инструментом продвижения оперного искусства, способствующей популяризации академического искусства.

Список литературы:

  1. Василик М.А. Средства передачи массовой информации. Выдержки из главы 11 « Массовая коммуникация» // Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2005.
  2. Вустин А.К. Мир музыкален сам по себе // Современная музыкальная культура. Поиск смысла. – Электронный ресурс: https://ikompozitor.ru/catalogue/books/monografii-issledovaniya-sborniki-statey/sovremennaya-muzykalnaya-kultura
  3. Гмызина Э.В. Телевизионное ток–шоу как модель глобальной массовой культуры. – Электронный ресурс: culturalnet.ru›main/getfile/856.
  4. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 году. – 280 с.

  5. Данные официальной статистики. Численность зрителей театров, в тысячах человек, значение показателя за год. – Электронный ресурс: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=7000061

  6. Данные официальной статистики. Численность зрителей театров на 1000 человек населения. – Электронный ресурс: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/07–01.htm

  7. Ёлкин Н. Термины и определения. – Электронный ресурс: http://ob21.ru/information/glossary/term_37.html
  8. Защепкина В. В. Театр как особый тип коммуникации // Научный журнал КубГАУ, 2012 №84 (10), с 1–8.

  9. Искусство как вид духовного производства. – Электронный ресурс: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/iskusstvo.html

  10. Канащук Т. Н. Маркетинг в сфере театрального искусства // Омский научный вестник № 2. Социологические и экономические науки (116) Омск. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2013. – С. 94–96.
  11. Климин А.И. Стимулирование продаж. – Электронный ресурс: https://marketing.wikireading.ru/17594

  12. Коваленко. Л. Материал по программе «Уроки рисования с Сергеем Андриякой». – Электронный ресурс: http://tvkultura.ru/about/show/brand_id/22206

  13. Крылова А.В., Смирнов В.Б. Человек в звуковом поле рекламы // Социология музыки. Новые стратегии в гуманитарных науках. – М., 2011, – С. 325–331.

  14. Крылова А.В. Флешмоб и иные способы активизации массового потребления музыкальных форм искусства // Медиа-технологии в современной музыкальной культуре: образование, наука, творчество. – Ростов-на-Дону, 2013. – С. 67–72.

  15. Крылова А.В. Звук в рекламе. – Ростов-на-Дону, 2002.

Просмотров работы: 63