Информирование (предоставление информации о мероприятии и его составных: времени, дате, месте проведения, стоимости и пункте приобретения билетов).
Убеждение (необходимость убедить потенциального потребителя музыкально-театрального продукта в достойности внимания человека к преподносимому духовному продукту. Здесь возникает потребность в использовании методов стимулирования сбыта таких как: реклама, пиар, прямые продажи и т.д.).
Просвещение (самый сложный вид воздействия на аудиторию, так как охватывает существенные затраты временных ресурсов, подразумевает смену человеческих установок и убеждений, в силу чего не имеет должного внимания в мире театрально-концертного отдела) [13, с. 42].
Сегодня, для вовлечения зрителя в мир культуры, театры используют различные маркетинговые коммуникации, но для сопричастности всех нужных слоев населения этого не достаточно. Свидетельством служит опыт не многих российских театров и филармоний, искусственно или естественно расширивших круг интересов своих слушателей посредством создания театральных или общественных клубов любителей оперного, филармонического и других видов искусства. Особая атмосфера театрального пространства помогает зрителю посредством живого общения лучше понять идею постановки, а также дает возможность высказать собственное мнение и обсудить спектакль с режиссером и актерами, что помогают гостю театра глубже проникнуть в мир искусства.
Приобщение молодежи к таким проектам – особо актуальная тема. Так, например, на Урале, образцом вовлечения новых поколений в мир искусства, служит менеджмент Свердловской филармонии, основавший в 2006 году Уральский молодежный симфонический оркестр (УМСО). Проект на протяжении уже многих лет позволяет юным оркестрантам получить возможность поработать с выдающимися отечественными и иностранными деятелями искусства и культуры, принять участие в фестивалях международного уровня и получить колоссальный концертный опыт.
Одна из главных отличительных черт оркестра – сочетание образовательной и стажировочной функций. Проект УМСО служит творческой стартообразующей базой для молодых солистов симфонического оркестра, что способствует привлечению подрастающего поколения к проблемам компетенции молодых людей в музыкальной сфере. Помимо этого, молодежный оркестр принимает активное участие в просветительской жизни Свердловской филармонии – играет концерты для студентов, участвует в благотворительных проектах, проводимых для воспитанников детских домов города, чем развивает музыкальный вкус детей и вовлекает их в мир академического искусства.
Подчеркивая актуальность мероприятий, проводимых Свердловской филармонией, следует упомянуть особую значимость культмероприятий на государственном уровне. Так, в директиве правительства РФ имеется стратегия государственной культурной политики, продолжительностью до 2030 года. Основываясь на ее положениях, особо наглядно выделена задача привлечения подрастающих поколений к культуре и искусству. Таким образом, вследствие организации аналогичных творческих коллективов, как УМСО, и создания полноценных условий для привлечения молодежи в разных регионах страны, государственные и частные творческие организации смогут развивать потенциал подрастающих поколений и осуществлять дальнейшее развитие просветительской деятельности и академического молодежного движения в России.
Помимо этого, существуют и другие мероприятия по привлечению молодежи и широкого общественного внимания к искусству – это проведение научных конференций и симпозиумов всероссийского и международного уровней на базе высших учебных заведений. Такие собрания подразумевают дискуссионный характер общения между докладчиком и студентами-слушателями, который способствует проникновению молодежи в научную среду и развитию мастерства построения интерактивного диалога со зрителем. Вместе с этим, проблема привлечения зрителя в музыкально-театральную среду, как было отмечено ранее, является одной из задач научного исследования, что требует проведения соответствующих мероприятий. Остановимся на этом подробнее.
Так, одним из коммуникативных методов взаимосвязи с целевой аудиторией является метод анкетного опроса, проведенный автором в рамках конференции «Управление арт-проектами в современной культуре и социуме» посредством онлайн-сбора данных. Цель исследования – анализ полученных итогов интервьюирования ростовской публики и возможность их использования для осуществления дальнейших маркетинговых исследований зрительской аудитории города Ростова-на-Дону.
В ходе исследования затрагивались такие вопросы как:
Частота посещения театра.
Приоритеты при выборе театра.
Источники информации о репертуаре театра.
Предпочтительные жанры.
Возраст респондента и т.д.
Анализируя результаты анкетирования, стоит подчеркнуть, что более пятидесяти процентов опрошенных участников имеют музыкальное образование и отдают предпочтения оперному и комедийному искусству, что говорит об их предрасположенности к потреблению ценностей классической театральной культуры, воздействующей на духовное обогащение ростовчан. Исходя из мониторинга процесса анкетирования, было выявлено, что проведение опроса способствует привлечению внимания общественности к проблеме актуальности академического искусства и заставляет опрашиваемых задуматься о частоте посещения ими театральных спектаклей. Поскольку в процессе опроса прослеживалось повышение интереса к обсуждаемым в анкете вопросам, то в действие вступил механизм «сарафанного радио».
Важно выделить три важнейшие целевые группы, с которыми театр ведет постоянные коммуникации:
молодые люди, предположительно, студенты;
публика старше 40 лет, обладающая постоянным заработком;
пенсионеры, ориентированные на абонементную систему.
Также, на избрание театра влияет жанр постановки. По результатам опроса, самым предпочитаемыми ростовской публикой жанрами является опера и музыкальная комедия, особо востребованные на мировой театральной сцене.
Проанализировав полученную информацию, целесообразно выделить два немаловажных условия, приоритетно влияющих на выбор театра респондентами – наличие обширного репертуарного запаса и приемлемость стоимости билета театрально-концертной услуги. На основе вышеуказанных условий зритель выбирает способ времяпровождения, что и формирует основную массу слушателей театра. Репертуарный багаж и приемлемая стоимость концертно-театральных услуг способствует пересмотру способа проведения досуговой деятельности зрителя в сторону театрально-концертного пространства, что в будущем может позитивно сказаться на уровне культурной среды города и на эстетическом вкусе общества.
В связи со сказанным стоит выделить наиболее яркий пример активизации процесса вовлечения потребителя в процесс обсуждения проблем оперного искусства. Сегодня для полного отражения всех инструментов приобщения слушателя к миру театра, его менеджмент формирует связь с потенциальным театралом при помощи создания разнообразных дочерних союзов: клубов-друзей театра, музыкальных фестивалей, флешмобов, тематических встреч, а также создания постоянных карт зрителя. К этим инструментам коммуникации сегодня прибегают многие музыкально-театральные организации, но в контексте представленной темы, целесообразно отметить важность возникновения самоорганизующихся объединений, созданных по волеизъявлению зрителей-театралов, как например, Московский общественный клуб «Театрал», созданный в 2000 году, по инициативе московских радиослушателей, ставших первыми участниками сообщества. Традиционно, на протяжении уже многих лет, в клубе проходят встречи с ведущими радио и телепередач, драматургами, популярными актерами московских театров, режиссерами, танцевальными коллективами и оркестрами, что позволяет слушателю войти в мир сценического искусства, почувствовать себя частью театрального сообщества.
Коммуникация проходит в непринужденной обстановке в интерактивном формате, где зрители могут обсудить постановку, похвалить или поругать, оценивая работу московских театров, лично задать вопрос любому театральному деятелю и т.д. Выездные заседания клуба проходят на разных площадках города Москвы и Московской области, что позволяет расширить сообщество любителей театрального искусства. По мнению В.А. Гириса – организатора клуба, театральное сообщество объединяет разнообразных людей, различных по возрасту и социальному статусу, уровню дохода и образования, этническому происхождению и образу жизни. Важно, что суть объединения людей – это любовь к искусству и приобщенность к миру театра, что помогает диверсифицировать организацию и пропагандировать искусство в народные массы. Увидев весь процесс создания спектакля «изнутри» и ощутив особую прелесть закулисного сценического пространства, у театрала возникает желание взглянуть на постановку «другими глазами». Исходя из этого, стоит отметить, что театральный клуб выполняет сразу несколько немаловажных функций социально-культурной сферы: познавательную, коммуникативную и социальную. Таким образом, он способствует улучшению качества просвещенности людей, что соответствует культурной политике города, и что немаловажно, оказывает поддержку малым театральным объединениям в реализации мероприятий, направленных на развитие сферы искусства посредством сотрудничества и поддержки интереса зрителей.
Список литературы:
Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 году. – 280 с.
Данные официальной статистики. Численность зрителей театров, в тысячах человек, значение показателя за год. – Электронный ресурс: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=7000061
Данные официальной статистики. Численность зрителей театров на 1000 человек населения. – Электронный ресурс: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/07–01.htm
Ёлкин Н. Термины и определения. – Электронный ресурс: http://ob21.ru/information/glossary/term_37.htmlЗащепкина В. В. Театр как особый тип коммуникации // Научный журнал КубГАУ, 2012 №84 (10), – С. 1–8.
Искусство как вид духовного производства. – Электронный ресурс: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/iskusstvo.html
Канащук Т. Н. Маркетинг в сфере театрального искусства // Омский научный вестник № 2. Социологические и экономические науки (116) Омск. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2013, – С. 94–96.Климин А.И. Стимулирование продаж. – Электронный ресурс: https://marketing.wikireading.ru/17594
Коваленко. Л. Материал по программе «Уроки рисования с Сергеем Андриякой». – Электронный ресурс: http://tvkultura.ru/about/show/brand_id/22206
Котлер Ф. Шефф Дж. Все билеты проданы: Стратегии маркетинга исполнительских искусств. Пер. с англ. – М.: Классика–XXI, 2004. – 346 с.
Крылова А.В., Смирнов В.Б. Человек в звуковом поле рекламы// Социология музыки. Новые стратегии в гуманитарных науках. – М, 2011. – с. 325–331.
Крылова А.В. Флешмоб и иные способы активизации массового потребления музыкальных форм искусства // Медиа-технологии в современной музыкальной культуре: образование, наука, творчество. – Ростов-на-Дону, 2013. – С. 67–72.
Крылова А.В. Звук в рекламе. – Ростов-на-Дону, 2002.