ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Моткова Н.Б. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ставя перед собой цель на примере конкретного проекта рассмотреть позитивную роль проектирования в сфере культуры, как механизма стимулирующего развитие городской среды, следует уточнить суть последнего понятия. В самом общем плане под городской средой проживания подразумевается совокупность основополагающих условий, которые были созданы человеком и природой в границах населенного пункта, оказывающие влияние на качество и уровень жизнедеятельности человека.

В статье В. А. Мурылева «Социально-культурные характеристики городской среды» она описывается так: «Городская среда – это качественное состояние ее естественно-природных и „рукотворных” составляющих, уровень развитости информационного обмена. Наконец, городская среда – это и другие люди, способы их взаимодействия, отношение человека к ближайшему социальному окружению» [1].

Поскольку любой проект, особенно культурообразующий, тесно связан с городской средой, следует разобраться, из чего она складывается по отношению к субъекту. Городская среда представлена природной и искусственной составляющими, которые являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. К природной среде следует отнести солнечный свет, атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, грунты, почву. Без данных компонентов жизнь человека невозможна. К сожалению, проектная деятельность может лишь косвенно оказывать влияние на данные факторы посредством привлечения внимания к экологической тематике, а также воздействовать на рациональное использование искусственных и природно-искусственных объектов городской среды, адаптируя их применительно к природным особенностям того или иного города.

Рассматривая искусственные объекты, к которым относятся общественные и промышленные здания, улицы, площади, магистрали, подземные переходы, стадионы, школы, телебашни, жилые дома и другие сооружения, мы понимаем, что функцией искусственной городской среды является удовлетворение функционально-утилитарных потребностей (организация труда и быта населения, санитарно-гигиеническое благоустройство и пр.) и художественно-эстетических потребностей населения.

Искусственные объекты делятся на:

  • градостроительные

  • производственные

  • объекты городских инфраструктур (транспортная, инженерная, социальная)

Искусственные объекты городской среды могут быть усовершенствованы, либо созданы благодаря существованию культурных проектов, которые могут становиться в ряде случает градообразующими. Привлечение внимание к культурному событию при его значимости становится стимулом для развития городской инфраструктуры – построению гостиничных комплексов, возникновения прикладных промыслов, туристического бизнеса и пр. В качестве примера можно привести прошедшую в 2014 году Зимнюю Олимпиаду в городе Сочи. Как мы знаем, для проведения столь масштабного проекта было построено множество спортивных сооружений, таких как: стадион «Фишт», Ледовый Дворец «Шайба», дворец зимнего спорта «Айзберг», олимпийский комплекс «Русские горки», олимпийская деревня и многие другие, а так же была построена новая, современная автомагистраль «Адлер-Красная поляна» протяженностью в 131 км. Естественно, данные изменения повлияли на городскую среду и жителей города Сочи.

Благодаря подготовке к олимпиаде появилась возможность создания первого в России горноклиматического курорта мирового уровня, который мог бы переманить россиян, отдыхающих за рубежом, на курорт в город Сочи, а так же привлечь поток туристов ближнего и дальнего зарубежья, что положительно повлияло бы на экономику региона. Изучая данный вопрос, мы пришли к выводу, что после проведения Зимних Олимпийских Игр поток туристов в Краснодарский край увеличился более чем на 30%. Благодаря большему потоку отдыхающих, выросла и занятость населения, а значит, вырос и уровень жизни людей. Построенные в период подготовки к олимпиаде объекты дали толчок для развития экономики региона, также положительный имидж города, который был сформирован СМИ, телевидением и Интернетом, привлек внимание инвесторов и бизнесменов, что должно привести к дальнейшему развитию региона. Все это говорит о положительной социально-экономической эффективности данного проекта.

Еще одним примером усовершенствования искусственных объектов городской среды можно назвать Чемпионат Мира по футболу, который состоится в России в 2018 году. Ростову-на-Дону выпала честь стать одним из городов организаторов данного мероприятия. С 2013 года город начал усовершенствовать свою инфраструктуру. Правительством Ростовской области было оглашено постановление от 23.12.13 года «О Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу», в котором были определены основные мероприятия, подлежащие выполнению городом [2].

Ознакомившись с данным документом можно выделить несколько направлений развития городской среды, перечислим их:

  • создание в городе соответствующей спортивной инфраструктуры, которая будет отвечать требованиям ФИФА (создание нового стадиона в левобережной зоне Ростова на 45000 посадочных мест);

  • создание хорошо функционируемой транспортной инфраструктуры (создание нового международного аэропорта «Южный»);

  • реконструкция Ворошиловского моста;

  • благоустройство центральной исторической части Ростова;

  • развитие гостиничной инфраструктуры [2].

Данные направления развития городской среды принесут положительный социальный эффект. Так, создание такого масштабного стадиона даст возможность проводить в Ростове-на-Дону спортивные мероприятия мирового уровня. Также стадион будет интересен нам как музыкальным менеджерам, так как он будет являться самой большой площадкой в городе, на которой можно проводить различные фестивали и концерты. Это в свою очередь может привлечь в город туристов, а новый аэропорт, который будет в разы больше старого так же поспособствует развитию туристического бизнеса.

Теперь следует рассмотреть природно-искусственные объекты, к которым относятся парки, сады, городские леса, озелененные территории жилых и промышленных районов, скверы, бульвары, каналы, водохранилища. В качестве примера усовершенствования природно-искусственных объектов, снова обратимся к проекту Чемпионата Мира по футболу. В преддверии чемпионата проводится обустройство и перепланировка Левого берега Дона. В представленных планах по преобразованию левобережной зоны можно увидеть схему, из которой мы понимаем, что берег будет поделен на несколько зон: спортивно-парковую, пешеходную, зону объектов общественного питания, транзитную зону и спортивно-рекреационную зону. Так же в плане говорится о том, что появится благоустроенный пляж, велодорожки и спортивные площадки. Планируется высадить деревья, которые будут обрамлять аллеи и парадную зону перед стадионом.

На сайте «Активный Ростовчанин» мы можем не только увидеть все изменения, которые произойдут, но и обсудить данный проект с гражданами и представителями власти, а так же проголосовать «за» или «против» предложенного благоустройства.

На наш взгляд, это правильный шаг городской власти и создателей проекта, так как благодаря мнению горожан можно исключить все недочеты и сделать городскую среду еще более комфортной для жителей Ростова-на-Дону.

Рассмотрев состав городской среды, можно сделать вывод, что природная среда во многом определяет градостроительные решения при создании искусственной среды, а искусственная городская среда как архитектурно-планировочная структура влияет на микроклимат города. Учитывая эти данные, можно представить себе структуру городской среды в виде схемы.

Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что городскую среду нужно тщательно изучать и оценивать для более эффективного ее развития. Обычно это делается с помощью количественных и качественных показателей, чтобы иметь возможность комплексно оценивать результаты городского управления.

Генеральный рейтинг привлекательности городской среды исполнительным органам власти помогает осуществлять мониторинг состояния городской среды. Целью составления рейтинга является проведение комплексного, публичного анализа городской среды обитания для выявления сильных и слабых сторон, подготовка данных для кадровых решений и управленческого анализа, а так же сопоставление городских сред обитания между собой [3]. Результаты оценки доводятся через СМИ до широкой общественности, рассмотрим подробнее данный рейтинг.

Значения коэффициентов:

К1 – Индекс динамики численности населения

К2 – Индекс методико-демографических характеристик

К3 – Индекс социальных характеристик

К4 – Индекс благосостояния граждан

К5 – Индекс социальной инфраструктуры

К6 – Индекс экономики городов

К7 – Индекс развития жилищного сектора

К8 – Индекс доступности жилья

К9 – Индекс инновационной активности

К10 – Индекс транспортной инфраструктуры

К11 – Индекс инженерной инфраструктуры

К12 – Индекс кадрового потенциала

К13 – Индекс природно-экологической ситуации [3]

Из данной таблицы мы видим, что Ростов-на-Дону не входит в десятку лидирующих городов, но приближается к ней. Самыми слабыми сторонами нашего города оказались: динамика численности населения (0,07), инновационная активность (0,05) и кадровый потенциал (0,06). Сильными сторонами города являются транспортная инфраструктура (0,68) и природно-экологическая ситуация (0,92).

Администрация города Ростова-на-Дону своей главной задачей ставит создание качественной городской среды, поэтому в скором времени можно ожидать вхождения Ростова в десятку лидеров рейтинга. Более подробно о планах администрации мы можем узнать, открыв официальный портал городской Думы и Администрации Ростова-на-Дону [4]. Городская власть ставит перед собой следующую стратегическую цель: повышение качества жизни горожан через развитие социальной инфраструктуры, создание комфортной городской среды.

Мы можем увидеть на какие изменения рассчитывает администрация Ростова-на-Дону в документе от 18 декабря 2012 года «Об основных направлениях стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025года», перечислим наиболее значимые стратегические задачи:

  • Развитие человеческого потенциала и рост качества жизни горожан;

  • Формирование инновационной, конкурентоспособной экономики, привлекательной для инвестиций;

  • Сбалансированная и эффективная пространственная организация города Ростова-на-Дону.

Нельзя не отметить то, что выполнение поставленных задач невозможно представить без культурной составляющей. В современном обществе культура перестала быть следствием социально-экономического и политического развития, сегодня она является необходимым условием и важнейшим фактором этого развития, а также нравственным стержнем личности и общества в целом. Без развития культурной составляющей невозможно обеспечить те стратегические цели и задачи, которые ставит перед собой государство, а именно: создание благоприятного социального климата, брендирование и продвижение государства/города в мировое информационное пространство. Более того, культура является необходимым инструментом для достижения главной стратегической цели государства – стабильного улучшения качества жизни общества, поднятия на новый уровень качества предоставляемых благ населению и развитие духовного потенциала государства [5].

Рассмотрим какова роль культуры и искусства в развитии современного общества, для этого выделим несколько уровней:

  • прямой вклад сферы культуры в экономику (создание рабочих мест, привлечение инвестиций в творческие проекты. Так же сюда следует отнести то, что культура является источником развития образования, индустрии развлечений и туризма);

  • прямое социальное влияние (обеспечение социально-значимыми видами деятельности, организация досуга населения, раскрытие духовного потенциала личности и общества, а также выявление творческого потенциала);

  • косвенное экономическое влияние (сотрудничество делового мира со сферой культуры является важнейшим инструментом в формировании городской среды; повышение качества и ценности окружающей среды; транслирование ценностей и образов обществу, которые используются в коммерческой и некоммерческой деятельности т. е. создание с помощью традиционных форм социально-культурной деятельности положительных образов предприятиям, формирование стиля и корпоративной культуры компаний, работа с персоналом, реклама, publicrelations);

  • косвенное социальное влияние (обогащение городской среды; культура является источником культурно-исторического наследия и творческих идей; способствование социализации индивидов, сведение на нет асоциальное и девиантное поведение; создание и использование современных технологий для социальной коммуникации.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что культура играет немаловажную роль в развитии городской среды. Не только на Федеральном уровне, но и на региональном. Каждый город прописывает и определяет для себя некую культурную политику и следует ей. Рассмотрим культурную политику на примере Ростовской области [5].

Государственная политика в сфере культуры направлена на создание условий, в которых активно формируется духовный и культурный потенциал личности. Основными целями концепции на период до 2020 года являются:

  • сохранение исторического и культурного наследия Ростовской области;

  • формирование единого культурного пространства и создание условий для равного доступа населения к культурным ценностям, пользованием учреждениями культуры и информационным ресурсам;

  • создание условий для сохранения и развития культурного потенциала Ростовской области [6].

Для достижения этих целей необходимо решить такие задачи как:

  • обеспечение сохранности и возможности использования действующих объектов исторического и культурного наследия, музейных и библиотечных фондов;

  • осуществление популяризации многонационального культурного наследия народов Дона;

  • обеспечение равного доступа населения к услугам учреждений культуры, культурным ценностями информации, включая российское и мировое культурное наследие, глобальным информационным ресурсам;

  • обеспечение доступности культурных продуктов и услуг для граждан с ограниченными возможностями;

  • сохранение и развитие образовательных учреждений в сфере культуры;

  • компьютеризация и информатизация учреждений культуры;

  • модернизация и развитие инфраструктуры учреждений в сфере культуры;

  • продвижение достижений и культурного наследия Ростовской области на российское и мировое культурное пространство;

  • совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры;

  • поддержка развития культуры в муниципальных образованиях;

  • поддержка и выявление творческой молодежи, воспроизводство творческого потенциала Ростовской области;

  • создание условий для культурного сотрудничества представителей различных национальностей, проживающих на территории Ростовской области;

  • создание условий для самоорганизации культурной жизни на территории Ростовской области, свободного творчества, духовного роста личности, культурного самоопределения различных социальных и этнических групп и территорий, развития и воспроизводства творческого потенциала населения.

Сегодня Ростовская область ставит перед собой задачу перехода к инновационному типу развития, которая может быть выполнена лишь при условии выдвижения на ведущие роли сферы культуры. Главным инструментом культуры в достижении этой задачи является проект. Именно благодаря проектам осуществляется развитие городской среды. Рассмотрим развитие городской среды на примере проекта «Шолоховская весна», который проходит ежегодно в мае начиная с 1985 года. «Шолоховская весна» представляет собой литературно-фольклорный праздник, посвящённый дню рождения М. А. Шолохова. Отметим, что уже в 1987 году этот проект стал всероссийским, а в 1990 году приобрел статус международного. Каждый год более 100 тысяч человек с разных концов света. Данное событие в первую очередь привлекает людей, которым интересна культура, быт и жизнь донского казачества, а также тем, кто увлечен творчеством М. А. Шолохова.

Этот проект дает толчок для развития Вешенской станицы и Ростовской области в целом [7]. Событие привлекает известных писателей, актеров и общественных деятелей, все гости являются не только зрителями, но и участниками представлений, концертов и состязаний, что позволяет развивать туристическое направление связанное с казачеством. Так же благодаря данному проекту становится актуальна работа народных мастеров, гости с удовольствием увозят в свои города сувенирную продукцию. Проект обеспечивает людей рабочими местами: развивается гостиничный бизнес, в который требуется квалифицированный персонал; создание новых сувенирных изделий, которые требуют искусных мастеров; исходя из того, что событие международное требуются кадры, знающие языки и т.д. Таким образом, молодежь не уезжает из станицы, а остается и развивает ее [8].

Подведем итог, городская среда может эффективно развиваться только благодаря культурным проектам. Каждая область Российской Федерации сама прописывает для себя культурную концепцию, которой следует. Проект, который имеет те же цели и задачи, что и концепция, имеет поддержку со стороны администрации городов. Так же проекты привлекают в города инвесторов, которые способствуют экономическому развитию, а оно в свою очередь повышает уровень жизни горожан и дает толчок развитию городской среды. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый проект оставляет свой, уникальный след в городе.

Список литературы

1. Мурылева В. А. Социально-культурные характеристики городской среды. – Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-harakteristiki-gorodskoy-sredy.

2. Постановление Правительства Ростовской области от23 декабря 2013 года № 798 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу». – Электронный ресурс: http://www.donland.ru/documents/O-Programme-podgotovki-k-provedeniyu-v-2018-godu-chempionata-mira-po-futbolu?pageid=128483&mid=134977&itemId=22854.

3.Генеральный рейтинг привлекательности городской среды проживания (обитания) по итогам деятельности городов за 2013 год. – Электронный ресурс: http://xn-----flclaefgadgbl2ccdgivqface04a.xn--p1ai/generalnyy-reyting-privlekatelnosti-gorodskoy-sredy-prozhivaniya-obitaniya-po-itogam-deyatelnosti-go.php.

4. Официальный портал городской Думы и Администрации города. – Электронный ресурс: www.rostov-gorod.ru.

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы. – Электронный ресурс: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i...programma.../1/.

6.Концепция развития культуры Ростовской области на период до 2020 года. – Электронный ресурс: www.donland.ru/Default.aspx?pageid=115790.

7. Крылова А. В., Смирнов В. Б. Человек в звуковом поле рекламы // Социология музыки. Новые стратегии в гуманитарных науках. – М, 2011, с. 325–331.

8. Шолоховская весна. Музей-заповедник. – Электронный ресурс: http://www.sholokhov.ru/edge/spring/

Просмотров работы: 57