РОСТОВСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ В РЕПЕРТУАРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО И ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ РОСТОВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОСТОВСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ В РЕПЕРТУАРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО И ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ РОСТОВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Диброва А.О. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Театр в жизни человека имеет непреходящую ценность, поскольку связан с таким понятием, как «время». Театр воспроизводит перед зрителем события, которые развертываются в воображаемом времени и пространстве, он делает зрителя свидетелем и виртуальным участником происходящего на сцене. В то же время зрителя захватывает однонаправленность временного движения – движение вперед, темп и ритм действия1. Кроме того, театр выполняет ряд функций2, которые всегда актуальны как для общества в целом, так и для отдельной личности, ведь как известно он выполняет:

– познавательную функцию, приобщая к истории и достижениям о познании человеческих отношений;

– регулятивную, транслируя ценности и обличая людские пороки;

– развлекательную, отвлекая от повседневности, что в условиях кровавых революций и войн приобретало особую значимость для горожан;

– мировоззренческую.

Последняя нередко становилась важным для тех или иных политических режимов, поскольку театр всегда являл собою инструмент, служащий проводником идеологии, формирования общественного сознания. Так именно театр на заре советской власти широко использовался в борьбе за утверждение идей социализма, был активен в осуществлении «культурной революции», способствовал искоренению буржуазных влияний. Позитивная созидательная часть этого процесса включала сохранение национального культурного наследия страны, ликбез, мотивировавший население к образованию и научно-творческим достижениям во всех сферах жизни общества. Несомненно, что театр принимал во всем этом непосредственное и активное участие, поэтому театральная жизнь бурлила не только в столицах, но и в провинциальных городах, в том числе и в Ростове.

С 1930-х годов в Ростове можно было посетить целый ряд стационарных театров: ТЮЗ, Театр Музыкальной комедии, Театр им. М. Горького, Театр Дома Красной Армии, Театр кукол. В социально значимом контексте театральной жизни города большую роль играла музыка. Практически все театры, в соответствии с синтетичной сущностью этой формы искусства, (не говоря о музыкальном театре), использовали музыкальное оформление своих спектаклей для большего эмоционального воздействия на публику. Музыку к спектаклям ведущих театров города писали и ростовские композиторы: А. П. Артамонов, С. А. Заславский, П. Э. Гутин, З. П. Зиберова, И. К. Шапошников.

Для многих композиторов такой заказ был важен с материальной точки зрения, но это не исключало творческих интересов и удач. У каждого композитора, конечно, была своя излюбленная сфера образов, которую он воплощал в своих произведениях, но при этом все активно пишущие композиторы были членами Союза композиторов, и не могли игнорировать рекомендации организации, одной из директив которой вменяла авторам «…создавать лучшие образцы отечественной музыки, использовать местный фольклор». В силу этого, композитор Шапошников активно изучал донской фольклор, участвовал в экспедициях; а Зинадида Зиберова с увлечением писала пионерские песни патриотического содержания

Однако вернемся к музыке ростовских композиторов, которую они создавали для Ростовских театров. Очевидно, что отмеченные установки и для этой части их творчества также были значимы. Но поскольку, как правило, создание театральной музыки было работой по заказу, остановимся более подробно на репертуарной политике Ростовских театров, рассмотрев ее на примере двух, наиболее крупных, и взяв за основу период 1931 – 1950 гг.

Данные временные рамки обоснованы началом стационарной деятельности в Ростове Театра музыкальной комедии в 1931, а Драматического театра им. М. Горького в 1935 годах.

В репертуарной политике ростовских театров можно выделить две линии. Первая – классическая, она связана с просветительской функцией театров, которые были призваны познакомить ростовского слушателя с лучшими образцами классической драматургии.

Вторая линия – это постановки спектаклей современных драматургов. Содержание этих пьес, не многие из которых выдержали испытание временем, были злободневны. У таких драматургов, как Максим Горький, Николай Островский, Анатолий Софронов, Александр Корнейчук, Дмитрий Фурманов, Владимир Соловьев, Борис Лавренёв в полной мере реализовались основные принципы соцреализма: народность и идейность

Рассмотрим эти две линии.

  1. Классическая представлена произведениями У. Шекспира («Отелло», «Укрощение строптивой»), М. Ю. Лермонтова («Два брата») в Театре им. М. Горького и опереттами Ж. Оффенбаха («Перикола»), Ф. Легара («Цыганская любовь», «Фраскита»), И. Кальмана («Марица», «Голландочка») в Театре музкомедии.

В данных спектаклях затрагиваются вечные для искусства темы, такие как истинная любовь и верность, ревность и страсть, преданность и предательство. Привлекательными в силу востребованности зрителем были также комические приключения.

Взяв за основу уже признанные литературные сюжеты, ростовские композиторы, создают музыку к этим, ставшими классическими, произведениям. Данная линия наиболее ярко представлена театральными работами Артамонова, которым для театра им. Горького написана музыка к спектаклям «Отелло» У. Шекспира, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Собака на сене» Лопе-де-Вега, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони.

Театр драмы им. М. Горького

1933, 1939

«Коварство и любовь» (Ф. Шиллер)

А. П. Артамонов

 

1935

«Вишневый сад» (А. П. Чехов)

А. П. Артамонов

 

1938-1939

«Отелло» (У. Шекспир)

А. П. Артамонов

 

1939-1940

«Хозяйка гостиницы» (К. Гольдони)

А. П. Артамонов

 

1940

«Собака на сене» (Лопе-де-Вега)

А. П. Артамонов

 

1940

«Дама-невидимка» (П. Кальдерон)

А. П. Артамонов

  1. Вторая линия представляет особый интерес, поскольку культивирует ценности нового времени – современности. В этом процессе театр наглядно выполняет госзаказ на пропаганду идеологии и социалистических ценностей, а также опознавательную, и мировоззренческо-идеологическую функции. Композиторы – члены Союза композиторов – С. А. Заславский, А. П. Артамонов, П. Э. Гутин и др. в том числе писали музыку к пьесам в духе соц. реализма, в соответствии с установками Союза. Отметим, что среди участников СК РО и прочих слушателей проводились лекции глубоко патриотического характера, например «Разложение и тупик буржуазной музыки Западной Европы и Америки», «Преимущество советской науки и культуры над наукой и культурой капиталистических стран». Этими установками определялась идейная основа сочинений ростовских авторов, тем более, что современная драматургия давала повод для такого рода музыкальной трактовки. Избежать музыкальных штампов нашим композитором помогало широкое использование Донского фольклора.

Чтобы более наглядно проследить результат таких рекомендаций и личных исканий композиторов, обозначим темы, на которые ориентировал композиторов репертуар ростовских театров в 1930–50-е годы.

– героико-патриотические, народно-исторические сюжеты, превалируют в таких спектаклях как «Богдан Хмельницкий»3, «Гибель эскадры»4, «Фельдмаршал Кутузов» с музыкальным оформлением А. П. Артамонова, «Ключ от Берлина» с музыкой П. Э. Гутина;

– революционная тема, а также идеи, пропагандирующие построение нового общества, основанного на честном и общественном труде направляли творческую фантазию И.К. Шапошникова в спектакле«Мальчик из местечка»5, и А. П. Артамонова в работах «Как закалялась сталь»6 и «Егор Булычёв»7;

– тема античеловечности и карьеризма воплотилась в музыке Павла Эммануиловича Гутина к спектаклю «За тех, кто в море!» по одноименной пьесе Бориса Лавренёва.

В следующей схеме отражены спектакли, в которых подобная тематика ориентировала композиторов на соответствующую музыкальную стилистику.

Театр им. М. Горького

Год

Название

Композитор

 

1933-1934

«Егор Булычев и другие» (М. Горький)

А. П. Артамонов

   

«Гибель эскадры» (А. Корнейчук)

А. П. Артамонов

 

1939

«Два брата» (М. Ю. Лермонтов)

А. П. Артамонов

 

1935

«Мятеж» (Д. Фурманов)

А. П. Артамонов

 

1937-1938

«Тигран» (по пьесе Ф. Готьяна1)

А. П. Артамонов

 

1938

«Как закалялась сталь» (по роману Н. Островского)

А. П. Артамонов

 

1938-1939

«Ключи от Берлина» (К. Финн и М. Гусс)

П. Э. Гутин

 

1939

«Два брата» (М. Ю. Лермонтов)

А. П. Артамонов

 

1939

«Богдан Хмельницкий» (А. Корнейчук)

А. П. Артамонов

 

~1940

«Опасный поворот» (Дж. Пристли)

П. Э. Гутин

 

1939-1940

«Мальчик из местечка» (А. Шамкович по мотивам «Повести о детстве» М. Штительмана)

И. К. Шапошников

 

1944

«Фельдмаршал Кутузов» (В.А.Соловьев)

А. П. Артамонов

 

1940

«За тех, кто в море!» (Б. Лавренёв)

П. Э. Гутин

   

«Человек с ружьем» (Н. Погодин)

А. П. Артамонов

 

1945

«Кремлевские куранты» (Н. Погодин)

П. Э. Гутин

 

1949

«Дворянское гнездо» (И. С. Тургенев)

П. Э. Гутин

ТЮЗ (Театр юного зрителя)

1934

«Власть тьмы» (Л. Н. Толстой)

П. Э. Гутин

 

1935

«Товарищи и предатели» ()

П. Э. Гутин

 

1936

«Дальняя дорога» (А. Арбузов)

П. Э. Гутин

 

1936

«Чапаев» (А. Фурманова и С. Лунин)

П. Э. Гутин

 

1938

«Личная жизнь» (В. Соловьев)

П. Э. Гутин

 

1945

«Ехали казаки» (И. Назаров)

П. Э. Гутин

Еще одна значимая страница культурной жизни города связана с жанром оперетты. В силу некоторых предпосылок в Ростове-на-Дону исторически этот жанр был очень популярен, в связи с чем он постоянно присутствует в репертуаре театров. В обозначенный нами период наряду с зарубежными классическими опереттами, наши театры ставят и лучшие образцы советской оперетты. Этому жанру посвятил себя Самуил Аронович Заславский, написав 15 оперетт, 7 из которых в первой половине XX века. Достоверно известно, что 5 из них были поставлены Ростовским Театром Музыкальной комедии. Для Театра Музкомедии он написал:

– оперетту «Сын моря»;

– оперетту «Зеленый шум»;

– музыкальную комедию «Соловьиный сад», посвященную жизни донского края: молодые цыгане порывают с кочевой бездомной жизнью и, принятые в колхоз, обретают счастье в единой трудовой семье;

– музыкальную комедию «Искатели сокровищ» о геологах;

– оперетту «Славянка» о дружбе чехословацкого и советского народов.

Особая заслуга Самуила Ароновича Заславского состоит в том, что музыкальный язык его оперетт близок зрителю-слушателю благодаря связи с интонационным строем советской песни.

Театр

Сезон

Название

Композитор

Театр Музыкальной комедии

1933

Оперетта «Сын моря» (А. Глуздовский и Ф. Таганский)

С. А. Заславский

 

1937

Оперетта «Зеленый шум»

С. А. Заславский

 

1937

Опера «Бахчисарайский фонтан» (А. С. Пушкин)

И. К. Шапошников

 

1939

Музыкальная комедия «Соловьиный сад» (А. В. Софронов)

С. А. Заславский

 

1940

Оперетта «Белая ночь» (А. И. Шамкович)

И. К. Шапошников

 

1941

«Искатели сокровищ» (А. В. Софронов)

С. А. Заславский

 

1947

Оперетта «Славянка» (Н. Доризо и В. Ленский)

С. А. Заславский

Подводя итог, можно судить о высокой активности и интересе композиторов к поднятию культуры на своей малой родине. А постановка спектаклей с музыкой ростовских композиторов в ведущих театрах России, притом в короткие сроки после написания, свидетельствует о высокой художественной ценности данных сочинений, исследование которых – актуальная задача музыкального регионоведения.

Список литературы:

  1. Боровинская М. Н. Камерно-вокальный цикл в творчестве донских композиторов в свете современной теории жанров: автореф. дис. … канд. искусств. – Ростов-на-Дону, 2012.

  2. Калошина Г. Е. Из истории музыкального театра Дона // Культура Донского края. Страницы истории. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического института, 1993. – С. 66–96.

  3. Козюренко Ю. И. Музыкальное оформление спектакля. – М.: Советская Россия, 1979. – 127 c.

  4. Крылова А. В. Советский камерно-вокальный цикл периода 70-х – начала 80-х годов (к проблеме эволюции жанра): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Литовская академия музыки и театра. – Вильнюс, 1983.

  5. Марголин Л. М. Музыка в театрализованном представлении. – М.: Советская Россия, 1981. – 86 c.

  6. Орловская Н. А. Детская тематика в творчестве композиторов Дона // Материалы областной конференции «Музыкальная культура Дона». – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического института, 1983. – С. 66–96.

  7. Сметанникова А. Ю. Роль творческих союзов и концертных учреждений в организации музыкальной жизни провинциального города конца XIX первой половины XX века (на примере г. Ростова-на-Дону): автореф. дис. … канд. искусств. – Ростов-на-Дону, 2016.

  8. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1983. – 750 c.

  9. Таршис Н. А. Музыка драматического спектакля. – СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2010. – 163 c.

1 Р.Д.Копылова Телезрелище и театр // Взаимосвязи: театр в контексте культуры [Текст] : сборник научных трудов / Сост. Л.С. Овэс. - Ленинград : Изд-во ВНИИ, 1991. С. 37-54.

2 Адрианова О. Социальные функции театра / О. Адрианова // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. 2012. № 35 (289). С. 91–94.

3 Богдан Хмельницкий – украинский гетман, освободитель народа от польской шляхты, усилиями которого в 1654 году произошло объединение Украины с Россией.

4 Гибель эскадры – драма А.Е.Корнейчука о большевиках-черноморцах, потопившие свои корабли, чтобы те не достались немцам.

5 О людях дореволюционного города и революционных событиях, изменивших их психологию.

6 Нет таких трудностей, какие не может преодолеть человек, если он воодушевлён великой целью — борьбой за счастье человечества, строительство коммунизма.

7 (Лесопромышленник), об определении своего смысла жизни, отрицание буржуазного общества

1 Родился в Нахичевани (1904-1958). Долгие годы работал в музыкальной школе им. М. Ф. Гнесина в качестве преподавателя по классу скрипки. Автор романа «Антон Горбонос», рассказов, пьес, стихов. Автор пьесы «Тигран», поставленной в 1938 на сцене театра им. Горького Ю.А. Завадским.

Просмотров работы: 129