ИЗ ИСТОРИИ КОНЦЕРТНОЙ АФИШИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИЗ ИСТОРИИ КОНЦЕРТНОЙ АФИШИ

Елисова В.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Концертная жизнь любой эпохи – явление многогранное. Чаще всего анализу исследователей подлежат вопросы репертуара, исполнительской его трактовки, зрительских пристрастий. Однако, рассматривая концерт как акт коммуникации, нельзя оставить в стороне документ, благодаря которому осуществляется встреча и общение исполнителя и публики – это концертная афиша.

Для рахманиновской эпохи, при отсутствии разнообразных СМИ, которыми мы пользуемся сегодня, афиша была главным инструментом информирования публики о предстоящих концертных событиях. Целью нашего исследования стало изучение афиши периода приездов С. В. Рахманинова в Ростов для ответа на вопрос: какой была эта коммуникация, и какова степень художественности концертно-театральной афиши тех лет.

Изучению художественной афиши как предмета искусства в России и ее истории посвящено скромное число научных работ, но не музыковедов, а специалистов в области рекламы и художественной графики. И все же от этой теоретической платформы можно оттолкнуться при изучении концертной афиши. Материалом наблюдений в рамках данного исследования явились афиши начала XX века, предоставленные концертами Ростовского отделения императорского русского музыкального общества (ИРМО). Их рассмотрение выявило проблему терминологического характера, поскольку обнаружилось, что единого словарного определения концертной афиши как артефакта не существует.

В различных словарях слово «афиша» толкуется по-разному:

  • в литературной энциклопедии под афишей, в соответствии с этимологией слова (от франц. affiche объявление, прибитое к стене), подразумевается объявление о действующих лицах драматического произведения;

  • в толковом словаре Даля читаем: афиша — объявление на бумаге о каком-либо зрелище, представлении, сборище за деньги; иногда о продаже чего и пр.

  • словарь иностранных слов русского языка гласит: афиша в обширном смысле, всякого рода объявление; в более узком – объявление о театральных представлениях, концертах и вообще всяких увеселениях [3, 5, 7, 8, 9].

Очевидно, что в подобного рода определениях под афишей понимается прежде всего текстовое обращение. В современном же представлении афиша – это носитель визуального образа. И здесь следует вспомнить о таком явлении, как театральный плакат, который является изобразительным средством подачи информации важной для привлечения внимания зрителя. При совмещении текстуальности афиши и художественной изобразительности плаката и рождается художественная афиша.

Наиболее точным, в силу этого, представляется современное определение данного рекламного носителя, принадлежащее художнику и искусствоведу Е.М. Курманаевской, которое учитывает обе стороны – и текстовую и визуально-изобразительную. Автор указывает, что афиша относится к разряду плакатных форм, в классификации которых определяется как культурно-зрелищный плакат, используемый в практике театральных, концертных, выставочных и иных культурных проектов, и предприятий. В соответствии с этим, афиша отвечает тем общим требованиям, которые предъявляются к плакатному жанру. «Плакат – искусство интеллектуальное, остроумное, интригующее. Плакат – это точная и неожиданная выдумка, безукоризненный изобразительный стиль…» [8, с. 4].

На основе разного рода источников, выделим наиболее важные для театральной афиши характеристики: она должна сочетать в себе синтез шрифтовых, фотографических, графических, орнаментальных и других решений, обличённых в рекламную, то есть яркую, выразительную и привлекающую глаз форму.

Уже в XIX веке афиша становится популярным носителем не только словесной, но и рисованной информации, которая призвана воздействовать на восприятие человека. В этот период рекламная картинка использовалась, главным образом, в товарной рекламе.

С появлением цветной печати товарная афиша приобретает богатство красок, что позволяет еще более активно воздействовать на потребителей. В рекламных объявлениях о товарах и услугах сложились те свойства, которые будут важны для афиши театральной, а именно: яркие образы, иногда неожиданная выдумка, смелые идеи.

Немалое значение в них отводилось и тексту, здесь использовались и различные шрифты, и размер текста, который ранжировал главную и второстепенную информацию. И картинка, и текст подавались в особой экспрессивной динамике, присущей рекламным обращениям.

Но как выглядела афиша театральная? Афиши академических концертов начала XX века, долгое время остаются исключительно текстовыми. Но это не значит, что информация в них подавалась не дифференцированно, и что не было приемов, позволяющих акцентировать наиболее важные сведения. Действительно, эти афиши выдержаны в строгом академическом стиле: черный текст на белом фоне, как правило, с очень подробным сообщением о программе концертов или спектаклей, с тщательным перечислением действующих лиц и их исполнителей.

Цель их была, прежде всего, информационной: известить зрителя, где и когда состоится концерт или представление, сообщить о его участниках и указать цены на билеты. Однако текст был написан и расположен таким образом, что в определенной степени мог привлекать внимание публики. В решении этой задачи важна была и величина шрифта, которой были напечатаны фамилии артистов (музыкантов, танцоров и. т. д.), а также их графика. Именно величина текста (современным языком - кегель) способствовала выделению самого важного в содержании предстоящего музыкального события. На протяжении рассмотренного нами периода, а это конец XIX и начало XX столетий, описанный тип афиши практически не изменялся.

Данная практика не была присуща только русской провинции, афиши столичных концертов оформлялись подобным же образом. Ярким примером, подтверждающим это, является афиша концерта Г. А. Бакланова, который состоялся 15 декабря 1911 года. На ней отчетливо выделена крупным кеглем, полужирным начертанием фамилия исполнителя, немного меньшим шрифтом показано присутствие в качестве дирижера С. В. Рахманинова. Подчеркиванием с украшением и расположением вверху гарантировано прочтение информации о месте, где состоится данный концерт.

С точки зрения современного концертного постера, данный образец перенасыщен текстовой информацией. Мы видим не только дату и время мероприятия, но и фамилии всех участников концерта, стоимость билета и даже фирму рояля и магазина, в котором он был приобретен. В ряду декоративных её особенностей выделяется лишь орнаментика, помимо эстетической цели она является средством акцентуации информации важной, но поданной более мелким шрифтом. В данном случае это сведения о благотворительной сущности мероприятия. Это говорит уже о внедрении художественных элементов.

Редко выпускались афиши с добавлением изображения. Следующий иллюстративный пример - афиша с фотографией квартета Герцога Мекленбургского. Так как картинка в такой афише выходит на первый план, то текстовая информация, соответственно, сокращается (мелкие подробности в такой афише не упоминаются).

Изображение дает зрителю четкое представление о том, кто будет выступать на сцене, кроме того, поскольку данный квартет был известен ростовской публике, то визуализация любимых исполнителей формировала гамму позитивных ожиданий у публики. В данном случае соблюдены единство смысловой логики изображения и надписи. Главная отличительная черта концертных афиш этого времени – строгое разграничение изобразительной и шрифтовой части.

Афиша академических концертов конца XIX начала XX века являлась исключительно информационной, думается, что причина этого – в отсутствии конкурентной среды. Данное предположение подтверждает сравнение с афишными плакатами того же времени информирующими о выступлениях «звезд» эстрады – популярных певиц, певцов, актеров и. т. д. Достаточно высокая конкуренция между ними способствовала изменению подачи информации в афише. На основе использования технических возможностей своего времени, музыкально-эстрадная афиша стремится к большей художественности и образности, чем афиша академических музыкальных событий.

Подведем некоторые итоги. Итак, концертная афиша конца XIX начала XX веков – продукт своего времени. Ее содержательная и декоративная стороны были предопределены рядом факторов. Во-первых, «высоким» характером самого события, предполагающего развлечение с большой долей интеллектуальной составляющей, во вторых – уровнем полиграфических технологий, в-третьих, отсутствием конкурентной среды, не стимулирующей поиск новых идей и форм подачи информации о коллективах и концертных событиях и, наконец, в-четвертых, скромными финансовыми возможностями устроителей концертов, материальная отдача от которых, как правило, позволяла лишь окупить вложенные в организацию концерта средства, о чем свидетельствуют отчетные материалы РО ИРМО.

Список использованной литературы.

  1. Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX – начало XX века. – Л., 1988. – 192 с.

  2. Боровский А. Д. Русский театральный плакат (1870-1970). Автореф. дисс. канд. искусствоведческих наук. – М., 1987. – 22 с.

  3. Булыко, А.Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов. – М., 2006. – 703 c.

  4. Глинтерник Э. М. Реклама в России XVIII – первой половины XX века. – СПб., 2007. – 360 с.

  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. Совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. – М., 2009. – 573 c.

  6. Крылова А.В. Пономарева А.М. Креативные приёмы в рекламе музыкальных событий // Проблемы музыкальной науки, 2017, вып.3, с. 38–44.

  7. Крылова А.В., Смирнов В.Б. Человек в звуковом поле рекламы // Социология музыки. Новые стратегии в гуманитарных науках. – М., 2011, с. 325–331.

  8. Курманаевская Е.М. Методикаработы над плакатом, Учебно- метод. Пособие. Издательство ЮРГИ. – Ростов н/Д., 2007. – 94 с.

  9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. Под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. – М., 2009. – 1359 c.

Просмотров работы: 282