В условиях современной действительности необходимым является всестороннее образование участников команды – эквивалент их компетентности, в том числе экономическое, которое ориентировано на «формирование управленческого мышления, развитие предприимчивости и инициативы, способности принимать нестандартные решения» [1], жизненно важные при высокой рыночной конкуренции.
Вопросы экономической грамотности привлекают внимание не только отечественных, но и зарубежных ученых и практиков. И это не случайно, поскольку, по сути, экономическая компетентность является составляющей профессиональной компетентности специалиста. Обратимся к американской теории «компетентного работника», где важнейшим компонентом его квалификации становится способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда и к ситуации в данный конкретный момент. Американские ученые в своих работах определяют gjl «экономической компетентностью» понимают те навыки, умения, знания, которые были получены на этапе начального и среднего образования. Развитие экономической компетентности несомненно откладывает отпечаток на личностные особенности человека, предопределяя нередко выбор будущее профессии.
Нередко, даже на обыденном уровне, под экономической подготовкой подразумевают ту компетентность в экономических вопросах, которую человек получает из разных источников на протяжении жизни. Это трансляция суммы знаний, получаемых в семье, о сфере, именуемой семейной экономикой, знания, предлагаемые в рамках школьной программы по проблемам производственно-экономической деятельности, о разных видах собственности, многообразии форм организации труда и т.д. Углубленная подготовка в средних специальных и высших заведениях, на курсах повышения квалификации и т.п. [1].
В данной статье мы остановимся на рассмотрении экономической компетентности продюсера. Профессия продюсера многогранна, поэтому, с одной стороны, – это знание творческой составляющей проекта, который продюсируется; с другой, экономической его составляющей. Ответственность, которая ложиться на плечи продюсера, должна быть подкреплена нужными знаниями, опытом и соответствующей компетенцией. По сути это специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, играет ключевую роль, определяя стратегический курс при выполнении какого-либо проекта. Иными словами, это специалист, определяющий «судьбу» проекта от этапов планирования до реализации и раскрутки конечного творческого продукта [2]. Естественно, что экономическая компетентность продюсера имеет колоссальное значение, и в подготовке специалистов такого профиля важно планомерно и структурировано подходить к обучению экономическим дисциплинам.
В содержании экономической компетентности специалиста выделяют:
- коммуникационный компонент (направленность на изучение предмета, как средство личностного и профессионального общения, знания предмета и применение полученных практических навыков)
- дидактический компонент (умение решать задачи, разрешать проблемные ситуации, применение творческого подхода к деятельности)
- рефлексивный компонент (развитие личности, выбор направления деятельности) [1].
С целью формирования экономической компетентности продюсера в Федеральную государственную программу по специальности «Продюсер исполнительских искусств» включены такие теоретические дисциплины экономического содержания как основы экономики, мастерство продюсера исполнительских искусств, предпринимательство, финансовое обеспечение продюсерской деятельности и другие, знание которых закрепляется в рамках разнообразных практик. Насколько знания такого рода, гарантирующие профессиональную компетентность организаторов, актуальны в практике продюсирования творческих проектов [3], в дальнейшей практической работе сегодняшних учащихся и выпускников продюсерских факультетов творческих ВУЗов, может показать анализ практической реализации осуществленных ими проектов, но это уже тема иной статьи.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 55.05.04 Продюсерство.
Крылова А.В. Музыкальный менеджер – призвание или профессия? // Проблемы менеджмента в сфере академической музыки. М, 2010. С. 139–146.
Крылова А.В. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных статей. Ростовская гос. Консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2012. С.7–15.
Крылова А.В. Искусство и менеджмент: размышления о профессии // Южно-Российский музыкальный альманах. 2006. №3. С. 181–185.