МЕТОД ПРОЕКТА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ НАРОДУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОД ПРОЕКТА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ НАРОДУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Близнюк И.А. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема формирования ценностного отношения к своему народу у подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. В настоящее время значительная часть молодых людей выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги и т.п. Многообразие и быстрая смена целевых установок, разбалансированность нашего общества ведут к размытости или даже утрате нравственных ориентиров и отчуждению молодёжи от всего отечественного, национального.

Также велико влияние массовой культуры на подрастающее поколение, не имеющее национальных корней. Дети увлечены зарубежными телепередачами, зарубежными фильмами и книгами, компьютерными играми. Под влиянием западной культуры у детей происходит переоценка духовных и нравственных ценностей, ослабевает интерес и уважение к отечественной культуре, родному языку, общественно-историческому опыту своего народа.

Кроме того, негативное влияние интернета и телевидения заметно снижает воспитательный потенциал семьи. Дети младшего школьного возраста с большим недоверием относятся к образу жизни собственных родителей, к национальным праздникам, к традиционным семейным ценностям.

Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников является задачей первостепенной важности, что и отражено в государственном заказе для общеобразовательной школы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими национальных ценностей, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Методологической основой разработки и реализации стандартов второго поколения является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:

• патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

• гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

В словаре Е.М. Удовиченко ценность обозначается как стержневое аксиологическое понятие, раскрывающее их положительную или отрицательную потребность для субъекта, социальной группы или социума в целом. Ценности предстают как объект целей. Автор подчёркивает, что ценность отталкивается не от самого предмета, а от отношения к нему с точки зрения субъекта. Ценности могут быть разделены на две группы – ценности материальные (утилитарные) и духовные (возвышенные). При этом разделение ценностей на группы относительно.

Ценность характеризует личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

Говоря о ценностном отношении к своему народу младших школьников, мы имеем в виду, в первую очередь, устойчивую избирательную предпочтительную связь ребенка со своей Родиной, которая проявляется в наличии определенного личностного смысла в понятии «Родина» и осознании значимости Родины для жизни остальных людей и самого ребенка.

Педагог должен уметь видеть, прочитывать, оценивать, корректировать, обогащать и развивать систему отношений ребенка к миру: научиться обнаруживать отношение там, где его «не видно» за предметным миром и предметными интересами личности – это первый фактор формирования ценностных отношений.

Второй фактор становления и развития ценностного отношения – осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека. Это происходит в ценностно-ориентировочной деятельности, когда личность, взаимодействуя с миром, производит оценку объекта взаимодействия для собственной жизни и жизни человека как таковой. Такое осмысление протекает часто в ходе самой предметной деятельности, когда ребенок, переживая удовлетворение либо неудовлетворение происшедшим, приходит сам к выводу о роли той или иной ценности.

Воспитание ценностных отношений школьников требует насыщения образовательного процесса различными моделями ценностного выбора, вовлечения школьников в деятельность на благо других и развития бескорыстных мотивов участия в ней; развития способности к рефлексии и осмыслению собственной системы ценностных отношений к миру.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

В данной связи задача школы – выявить и популяризировать основные черты духовно-нравственного облика русского народа, помочь детям понять их, чтобы осознать, почувствовать свою сопричастность с великой нацией.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

К.Н. Поливанова определяет проект следующим образом: «проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени» и отмечает, что все остальные рассуждения о проекте или проектной деятельности являются уточнением и детализацией этих двух принципиальных ее признаков.

Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. В первом классе происходит подготовка к ее осуществлению. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

В начале овладения опытом творческой проектной деятельности школьники постоянно обращаются к алгоритму обдумывания. Проектная деятельность межпредметна и полифункциональна. Развивающий характер проектной деятельности, интенсивное овладение которого начинается со 2 класса, отражается, несомненно, и на познавательной сфере школьников, прежде всего развивая такие характеристики, как произвольность психических процессов, гибкость, быстроту мышления, творческое воображение.

Особенно актуальность является проектная деятельность младших школьников во внеурочное время.

Внеурочные проекты младших школьников – это такой вид творческой деятельности учащихся, который создается во внеурочное время и направленный на удовлетворение потребностей настоящего и решение проблем.

Организация проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности имеет ряд преимуществ:

1. разнообразие досуга и удовлетворение интересов детей в сферах науки, техники, искусства, спорта и т.д., тематика которых не входит в состав школьной программы;

2. формирование школьного коллектива, развитие дружеских, творческих отношений между учениками;

3. охват проектной деятельностью большого количества детей, которые имеют общие интересы;

4. налаживание контактов с внешкольными учреждениями, предприятиями, организациями, повышение эффективности взаимодействия учебного заведения с ними и установление новых деловых контактов;

5. привлечение к проектной деятельности родительской общественности, налаживание сотрудничества взрослых и детей;

6. воспитание таких важных качеств учащихся, как взаимодействие, взаимопомощь, самосовершенствование, самореализация;

7. привлечение к содержательной внеурочной деятельности учащихся всех социальных категорий;

8. содействие активности, творчества, целеустремленности, настойчивости учащихся;

9. формирование умений учащихся самостоятельно работать для решения различных проблем;

10. развитие интеллектуальных способностей, вкусов, интересов;

11. усовершенствование ответственности учащихся за свою работу, умение планировать, настойчиво работать, принимать самостоятельные решения и оценивать результаты своей деятельности.

Проектная деятельность предполагает создание условий для осуществления младшими школьниками поиска решений личностно значимых проблем. Данная форма организации деятельности основывается на интеграции знаний, метапредметных умениях и субъектном опыте. Данные возможности позволяют воспитывать у детей младшего школьного возраста ценностное отношение к культуре своего народа.

Список литературы:

  1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков [Электронный ресурс]. URL: http://shatki-oosh.ru/pdf/2016/koncepcia.pdf (Дата обращения: 02.11.2017).

  2. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. – СПб: Петрополис, 1997. – 204 с.

  3. Лебедева Л. Метод проектов в продуктивном обучении / Л. Лебедева, Е. Иванова // Школьные технологии. – 2012. – №5. – С. 16-120.

  4. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с.

  5. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.

  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 192 с

  7. Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): Учебное пособие / Е.М. Удовиченко. – Магнитогорск: МГТУ, 2004. – 197 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011 – 32 с.

Просмотров работы: 97