РОЛЬ КАТАЛИТИЧЕСКИХ НЕЙТРАЛИЗАТОРОВ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В СНИЖЕНИИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ КАТАЛИТИЧЕСКИХ НЕЙТРАЛИЗАТОРОВ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В СНИЖЕНИИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Власов Ю.П. 1, Элькин Ю.И. 1
1Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Снижение количества вредных веществ идет более эффективно за счет применения в выпускном тракте автомобиля каталитических преобразователей, работа которых заключается в снижении концентрации вредных веществ, содержащихся в отработавших газах (ОГ) автомобиля и, в частности, в нейтрализации оксида углерода, оксидов азота, углеводородов.

С введением экологического стандарта Евро, требования к снижению уровня вредных веществ в отработавших газах повысились [2], что повлекло рост внимания инженеров – конструкторов к конструкционным особенностям системы нейтрализации выпускного тракта колесных транспортных средств.

Анализируя процесс роста требований экологических стандартов от Евро-0 до Евро-6, мы наблюдаем тенденцию технологических изменений в конструкции каталитических нейтрализаторов отработавших газов [3].

Первые простые системы нейтрализации отработавших газов, имевшие одну зону контроля смеси, появились после внедрения системы Евро-0. Впервые была разработана и внедрена конструкция дожигания несгоревшего топлива прямо в выпускном тракте. Постепенно системы нейтрализации трансформировались в конструкции с двумя зонами контроля и лямбда зондом, интегрированными в электронную систему управления контролем чистоты отработавших газов [1].

Показательно, что в стремлении очистить отработавшие газы как можно качественнее, конструкторы не только модифицировали сам механизм очистки, но изменяли расположение нейтрализатора по отношению к двигателю. На автомобилях системы Евро-3 и Евро-4 каталитический нейтрализатор установлен под днищем машины. Чем ближе катализатор расположен к двигателю, тем быстрее идет прогрев. В транспортных средствах с нормами токсичности Евро-5 и Евро-6 нейтрализаторы расположены рядом с выпускными отверстиями.

Катализаторы по стандарту Евро 5 установлены на европейских автомобилях, производство которых начато в 2009 году, и на российских машинах, изготовляющихся с 2016 года [4].

Также внедрены в эксплуатацию каталитические нейтрализаторы с технологией Selective Catalytic Reduction (SCR). Это система очистки отработавших газов с использованием реагент AdBlue с впрыском в поток отработанных газов. Двигатель с системой нейтрализации SCR соответствует действующим нормам токсичности ОГ экологического класса Евро 6 [1].

На основании изученных материалов можно сделать вывод об ужесточении требований к системам нейтрализации вредных веществ, что ведет к разработке и внедрению все более совершенных моделей каталитических нейтрализаторов.

Поскольку нейтрализатор являются частью выпускного тракта транспортного средства, можно сделать предположение, что модификация и улучшение систем нейтрализации не только позволяет улучшить очистку ОГ, но и дополнительно (помимо штатного глушителя) снизить уровень шума в системе выхлопа.

Данное предположение требует дополнительных теоретических и экспериментальных исследований.

Список литературы

  1. Алексеев А., Козлов М. Экологический триптих. [Электронный ресурс] // Журнал «За рулем», архив. - № 6. – 1998. – Режим доступа: https://www.zr.ru/content/articles/6062-ekologicheskij_triptih/. - Дата обращения: (09.01.2018)

  2. ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200036161, свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения: (19.01.2018)

  3. Козлов А.И., Пивкин А.Н., Грунский В.Н. и др. Система нейтрализации отработавших газов на основе высокопористых блочных ячеистых катализаторов. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Успехи в химии и химической технологии». – № 2 (95). – 2009. – с.66-71. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sistema-neytralizatsii-otrabotavshih-gazov-na-osnove-vysokoporistyh-blochnyh-yacheistyh-katalizatorov. - Дата обращения: (24.01.2018)

  4. О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ [Электронный ресурс] // Постановление Правительства РФ от 20 июля 2014 года. - Режим доступа: https://www.eg-online.ru/upload/iblock/82e/730.pdf, свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения: (10.01.2018)

Просмотров работы: 487