Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».
Отношение к учению — понятие, которое по своему содержанию делится на три вида: положительное, отрицательное и пассивное. Любое отношение учащегося к учению характеризуется наличием у него желания учиться. Но различается это отношение по уровню активности и усердия, а также по характеру переживаний, обусловленных учением. Чтобы не изучал подросток в школе, у него всегда возникают определенные переживания, вызванные выполнением той или иной деятельности, которые отражаются в его психическом состоянии, — радость, скука или огорчение.
Безусловно, переживания, которые доставляют удовольствие, повышают успешность и результативность учебной деятельности, а также работоспособность учащихся. Все это способствует формированию положительного отношения к учению. И, наоборот, переживания, которые рождают ощущение скуки и безразличия или даже неудовольствия и равнодушия неизбежно приводят к формированию пассивного и отрицательного отношения к школе. Если же такое состояние возникает на каждом уроке, независимо от учебной дисциплины, то у учащегося формируется, а затем и закрепляется устойчивое безразличие к учению вообще. В итоге, это приводит к проблемам в знаниях, несовершенству навыков и умений. У некоторых школьников отношение к учению легко установить по проявлению эмоций, психического состояния. Однако не всегда эмоции ученика имеют отчетливое и действительно соответствующее переживанию внешнее выражение. Внешнее выражение зависит от глубины и продолжительности переживаний, темперамента, силы воли и характера школьника. Так, у меланхоликов и флегматиков внешнее выражение своих эмоций менее выразительно, чем у сангвиников и холериков. В подростковом возрасте, в пору самоутверждения и нравственного самосовершенствования, ребята пытаются скрыть, замаскировать присущие им черты характера. Например, холерики пытаются скрыть свою неуравновешенность и чрезмерную активность, а флегматики стремятся избежать вялости и равнодушия.
Также одним из источников положительного отношения к учению является значимость получаемых знаний. Знания, которые воспринимаются как бесполезные, усваиваются формально и поверхностно. Все, чему обучают в школе, тесно связано с жизнью и жизненно необходимо. Задача учителя — раскрыть учащимся научную и практичную значимость получаемых в школе знаний, умений и навыков и тем самым сформировать положительное отношение к изучаемому. Чешский педагог Ян Амос Коменский, обращаясь к учителю, писал: «… ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии». В передовом опыте учителей определились методы и формы работы, ведущие к глубокому и всестороннему раскрытию значимости знаний.
Главное создать ситуацию, в которой учащийся прочувствует потребность в тех или иных знаниях. Такая ситуация может быть создана как на уроке, так и во внеклассной работе. На уроке самостоятельные и творческие работы — тем более индивидуальные задания — требуют, чтобы учащийся проявил самостоятельность мысли и определенные знания и умения. Внеклассная работа же, проводимая систематически учителями школ, включает учащихся в деятельность, по своему содержанию отличающуюся от учебного труда на уроках, но в большей или меньшей степени связанную с учебными предметами имеющую легко осознаваемую общественную значимость.
Итак, отношение учащегося к учению формируется в результате взаимодействия большого числа факторов, берущих свое начало и в состоянии здоровья ученика, и в его домашних условиях, и в особенностях семейного воспитания, и во многом другом. Но главные факторы — это мотивы учения и разнообразные воздействия на личность ученика в процессе обучения и его участия в жизни классного и школьного коллективов. Положительное отношение подростка к предмету, школе, учителю проявляется в его настроении, самочувствии, в том душевном подъеме, благодаря которому учение переживается как радостная деятельность. Положительное отношение к учению, как указывает Н. Г. Морозова, является «лишь психологической предпосылкой интереса, на основе которой легче создается интерес; она необходима, но недостаточна для развития интереса». Многочисленными исследованиями доказано, что подлинный интерес возникает и развивается в условиях активной деятельности, выполнение которой требует от учащихся проявления интеллектуальной активности, самостоятельной мысли.
Формирование учебного интереса
И так, разобрав, что же такое учебный интерес переходим к той части работы, где определим какими средствами сформировать интерес ребенка к учебе и конкретно к нашему предмету.
Под мотивацией понимаются - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Термин "мотивация", взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.
При этом мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) -1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно - направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Человек характеризуется различной степенью сформированности мотивации, и сложность работы педагога состоит в том, что он в своей деятельности сталкивается с множеством альтернатив. В своей практике преподаватели часто встречаются с учащимися, которые учатся по какому-то предмету плохо, считают его неинтересным, а причиной этого считают то, что в школе, по их мнению, эти уроки были скучные, неинтересные. Во время объяснения материала на уроках такие ребята невнимательны, отвлекаются. На замечания реагируют болезненно, долго не могут сосредоточиться. Поэтому процесс включения их в деятельность замедлен. Активность они проявляют редко - в моменты проведения практических, самостоятельных работ или во время демонстрации опытов, учебных фильмов, в учении беспомощны, требуют постоянного руководства, подбадривания, помощи.
Интерес к профессии сводится к мотиву материального вознаграждения. Учащиеся часто утверждают, что многие люди работают только из-за денег. Профессиональная деятельность - обычный путь материального обеспечения работника. Здесь важно другое: является ли мотив материального вознаграждения единственным трудовым мотивом, явно оттесняя другие на задний план.
Выделяются три уровня мотивации:
Первый (низкий) уровень мотивации характеризуется малочисленностью положительных мотивов учения и труда. В основном это мотивы избежания неудобств, дискомфорта (вынужден учиться, так как этого требуют родители, учителя, мастера) или узко личные (желание как-то устроиться в жизни). Практически ко всем сторонам содержания образования и профессии учащийся относится равнодушно, не сознает важности общего и профессионального образования, свои жизненные планы не связывает с общим образованием и будущей профессией, не испытывает потребности и желания овладевать знаниями, приемами учения, предпочитает несложные виды деятельности. В труде такой учащийся видит только способ удовлетворения своих материальных потребностей. Его поступки детерминированы внешними условиями: в одних ситуациях может проявлять трудолюбие, в других - нежелание работать, лень и т.д. В большинстве случаев он пассивен, безынициативен, не осознает себя членом коллектива.
Основная задача преобразования первого уровня развития заключается в обогащении содержании мотивации, в формировании социально значимых мотивов учения и труда. У учащихся этого уровня необходимо формировать предметную направленность мотивации: увлечь занимательными фактами, историческими примерами, вызвать стремление к выполнению несложных (пока) самостоятельных работ.
Второй уровень развития мотивации характеризует несколько иное отношение обучающихся к учению и профессии. Понимая значение изучаемых основ наук, они проявляют интерес к учебному предмету, особенного, когда преподаватель или мастер устанавливает связь рассматриваемого вопроса с их будущей профессией, практической деятельностью. В то же время решение задач по математике, физике, написание сочинений и т. п. не увлекает их, более того - они стремятся избежать такой работы, испытывая неуверенность в своих знаниях и умениях. Их привлекает интересный, простой материал, несложные задания, с помощью которых они могли бы получить положительные отметки, достигнуть успехов без особых усилий и напряжения.
Здесь можно выделить разнообразные мотивы: и узколичного плана, и долга, ответственности, осознания практической значимости знаний, социального значения труда. Однако все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной процесса обучения, ориентированы на успех, достижение результата. В то же время учащийся еще не способен руководить своими побуждениями, заниматься самовоспитанием, преодолевать свои недостатки, к которым относится, прежде всего, формальное усвоение ценностных ориентаций.
Цели обучения в учебном учреждении учащиеся этого уровня мотивации видят в том, что оно позволит быстро получить самостоятельность, профессию, научиться работать. Но эти цели не оказывают существенного влияния на учебную деятельность; учащееся стремятся учить только то, что, по их мнению, пригодится им на производстве.
Учащиеся, которых мы относим к третьему уровню развития мотивации, отличаются достаточной сформированностью всех компонентов мотивации. Они четко выделяют учебные предметы, которые кажутся им наиболее важными и интересными. На интересующих их уроках они активны, самостоятельны, могут помощью преподавателя ставить цели предстоящей деятельности, сознательно стремятся овладевать знаниями и умениями, работая организованно, собранно и столько, сколько нужно. Для мотивации третьего уровня характерно не только развитие таких положительных мотивов, как осознание нужности получения среднего образования и профессии. Однако учащиеся этого уровня мотивации еще нуждаются в руководстве. Задачи воспитания здесь состоят в том, чтобы развить у них умения ставить цели предстоящей деятельности, развивать познавательный интерес и потребность, формировать интерес к профессии, потребность в труде, ответственное отношение к своим обязанностям, к учению, к труду.
Учащихся четвертого уровня мотивации отличает глубокое сознание необходимости получения среднего образования наряду с профессией. Свое будущее они уверенно связывают с полученной специальностью. Они легко включаются в поисковую познавательную деятельность. Такие учащиеся глубоко изучают предмет, занимаются самообразованием. Цели учения эти учащиеся связывают с необходимостью стать квалифицированным рабочим, нужным обществу человеком, они имеют непоколебимые нравственные идеалы, служащие им ориентирами в жизни. Мотивация характеризуется четко выраженными потребностями и ценностными ориентациями, которые пронизывают учение и труд. Направленность мотивации включает потребность глубокого изучения общеобразовательных предметов, специальности, готовность к труду, стремление к самообразованию.
В целом четвертый уровень характеризуется высоким развитием всех компонентов и признаков мотивации.
Определения уровней мотивации даны условно, выделены основные доминирующие признаки и показали наиболее характерные присущие каждому уровню. Конечно, у реальных учащихся всегда имеется значительно больше оттенков в различных целях, мотивах, потребностях. Выявление уровней развития мотивации необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития личности обучающихся. Эти знания позволяют фиксировать состояние, и помогают определять и ставить цели воспитания в определенной последовательности. Так, если в группе больше обучающихся первого уровня, то задачи воспитания мотивации должны быть связанны прежде всего с формированием ее предметной направленности, со стремлением преподавателя возбудить у обучающихся заинтересованность предстоящей деятельностью.
Задачи воспитания обучающихся, находящихся на втором уровне развития мотивации, уже выше: более широко проектируется развитие идейности. В этом случае необходимо постановка другой цели воспитать ответственное отношение к выполнению своих обязанностей.
Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду: формирование стремления к труду на благо общества, стремление принести пользу в соответствии со своими возможностями; воспитание уважения к правам и интересам людей труда; формирование потребности в труде у самой личности.