Методика обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами американских педагогов: Роджерсом и Дэвидом Джонсоном (штат Миннесота), Робертом Славиным (университет Дж. Хопкинса), и группой Элиота Аронсона (штат Калифорния).
Основной идеей этого метода является создание необходимых условий для активной коллективной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Прекрасно известен факт, что все люди разные и именно поэтому некоторым удается всё схватывать на лету и легко овладевать учебным материалом, другим же нужно больше времени и дополнительные разъяснения. К сожалению, многие ученики боятся задавать любые интересующие их вопросы из-за страха быть высмеянными своими же одноклассниками. Более того, зачастую, ученики не осознают, что же конкретно им непонятно и именно поэтому не могут правильно поставить вопрос.
Вышеперечисленные педагоги нашли замечательное решение данной проблемы: нужно просто объединить таких учеников в небольшие группы. В результате получится сразу несколько преимуществ: более сильные ученики в процессе объяснений глубже усвоят материал, а более слабые наконец-то перестанут бояться задавать вопросы, ведь от их понимания зависят не только их личные успехи, но и успехи всей группы. Более того, эта технология развивает умение работать в команде, мотивирует на действие, а также формирует чувство ответственности и вызывает желание учиться, ведь теперь многое становится легким и понятным.
Главными задачами учителя, использующего данную методику, являются:
1. Контроль над тем, чтобы учащиеся именно учились вместе, а не просто что-то выполняли.
2. Соблюдение основных принципов обучения в сотрудничестве, о которых далее пойдёт речь.
Принципы обучения в сотрудничестве
1. Учителю нужно сформировать группы так, чтобы в каждой группе присутствовали: сильный ученик, средний и слабый, также желательно, чтобы присутствовали представители разных полов. Если группа на протяжении нескольких уроков успешно справляется со всеми заданиями и в ней преобладает положительная атмосфера, то не стоит её изменять. В противном случае, состав все же следует изменить. Не стоит также забывать о психологической совместимости детей.
2. Всей группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (ученики обычно самостоятельно распределяют роли, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).
3. Важно оценивать работу группы в целом и учитывать усилия учащихся. Иногда можно предоставить ученикам возможность самооценки, что научит их трезво оценивать свою деятельность.
4. Учитель самостоятельно выбирает учащегося, которому предстоит отчитаться за задание. Обычно это слабый ученик, ведь если он в состоянии хорошо рассказать материал и ответить на все вопросы, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.
Как же всё-таки можно применить данную методику на практике?
Есть несколько замечательных вариантов, о которых речь пойдёт ниже.
Первый имеет интересное название, прочитав которое мы вряд ли точно сможем предугадать его суть. Давайте же подробнее разберемся, что же всё-таки подразумевает собой вариант под названием «пила». Итак, предварительно учитель разбивает необходимый для усвоения материал на несколько фрагментов/блоков. Далее, уже непосредственно на уроке, делит класс на несколько небольших групп (от 3 до 5 человек). Каждому в этой группе даётся разный материал, но всё же группы работают над одной и той же задачей. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и рассказывают всё то, что узнали у других групп. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Все заинтересованы в успешном овладении материалом, ведь это отразится на итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. Учитель может попросить любого участника команды ответить на какой-либо вопрос по данной теме.
В конце все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Группа, получившая наивысший балл, награждается.
Второй вариант данного метода называется «Учимся вместе». Здесь класс также разбивается на несколько групп (по 3—5 человек), каждая группа получает одно задание, являющееся малой частью какой-либо большой темы, работа над которой ведется всем классом. В результате совместной работы достигается усвоение всего материала. Получение награды зависит от достижений каждого ученика. Таким образом, с самого начала перед классом стоят сразу две очень важные задачи: с одной стороны, достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой — овладение определенной культурой общения в ходе выполнения задания. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения самого задания, но и характер общения участников между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
Основные идеи, присущие всем описанным вариантам — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.
Рассматривая конкретные примеры, можно привести такой: в 10-11-ых классах на уроке информатики изучается один из языков программирования - Паскаль. Учащимся даётся задание: написать программу решения какой-либо задачи по математике. Безусловно, в классе есть разные учащиеся: кто-то хорошо разбирается в математике, но плохо в программировании и наоборот. Можно объединить этих ребят, и они справятся намного эффективнее и быстрее. Также можно попросить их объяснить друг другу то, что непонятно. На данном уроке осуществлялась межпредметная связь информатики с математикой. Также можно сказать и про связь информатики и английского, ведь большинство языков программирования именно на английском.
Таким образом, если применять данную методику, можно добиться более быстрого и эффективного овладения учащимися новым материалом. Более этого, они это будут делать с удовольствием, в процессе своеобразной игры, развивающей не только желание учиться, но и умение работать в команде, что очень важно.
Список использованной литературы:
Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. - М., 1991, с. 8.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 200, с. 24.
Полат, Е. С. О технологии обучение в сотрудничестве [Электронный ресурс] / Е. С. Полат. - Режим доступа : www.fralla.nethouse.ru