МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КРОССВОРДА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КРОССВОРДА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Мирзабекова Н.Д. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из сложнейших направлений работы учителяобществознания является усвоение терминологии так как учебникиобществознания насыщены терминами и понятиями. Большей эффективности в усвоении материала можно добиться, если внедрять в образовательный процесс современные инновационные технологии для осуществления самореализации учеников. Сегодня учителя часто используют в учебно-воспитательном процессе настольные дидактические игры, объясняя свой выбор их малой трудоемкостью и высокой эффективностью. Общеизвестно, что кроссворды является одним из видов настольных дидактических игр. Впрочем, в современной педагогической практике кроссворды чаще используются во внеклассной работе. Это связано с тем, что кроссворды по учебным предметам практически не разработаны, не систематизированы, кроме того, на сегодня отсутствует общепризнанная классификации учебных кроссвордов. Однако, кроссворд, который кажется на первый взгляд малозначимым дидактическим средством, в «руках» умелого учителя может стать эффективным фактором повышения познавательного интереса учащихся к учебному и качественного освоения ими учебной информации.

Так, что же собой представляет кроссворд? Кроссворд дословно переводится как пересечение, переплетение слов. Общеизвестно, что классический кроссворд представляет собой сетку с пустыми ячейками для букв, образующих слово. Первые очаги каждого слова пронумерованы по горизонтали и вертикали в зависимости от того, как располагается слово. Далее идет перечень вопросов отдельно для горизонтальных и вертикальных строк. В пустые ячейки кроссвордной сетки и вписываются ответы на предложенные вопросы. Сегодня встречаются кроссворды в различных вариациях - скандинавский, японский, цифровой, сотовый, челночный, чайнворды, филворд и др. Существуют также тематические, юмористические, словарные, алфавитные, рисуночные - видовое разнообразие кроссвордов ограничивается только фантазией.

Что нам известно из истории кроссворда? Сохранились сведения о кроссвордах в древние времена, например, в период существования Римской империи. Впрочем, современная история кроссвордов насчитывает около 100 лет. Именно в тот период кроссворд стал популярным во всем мире. Есть предположение, что первый кроссворд был напечатан в 1875 американским журналом «Святой Николас». Другие американские источники называют первым кроссворд, опубликованный в «Нью-Йорк уорлд» в 1913 г. Интересно, что «Книга рекордов Гиннеса» и этот факт признает. Но, несмотря на все эти признания, англичане считают, что первый кроссворд был напечатан журналом «Тайм», называют его автором Майкла Дэвиса и считают, что это произошло в конце 19-го века. Россияне не отрицают этого, но считают, что первый российский кроссворд был составлен русским писателем В. Набоковым в 1920г., а первый кроссворд в СССР был напечатан в 1929 году.

Зачем нужна эта игра и почему она привлекает на протяжении веков большое количество людей в разных странах? Чаще всего люди используют кроссворды в профессиональной сфере. Например, учителя применяют кроссворды в процессе обучения различных предметов, при изучении нового материала на уроке. Использование кроссвордов на уроках обществознания позволяет снять напряжение во время контроля и создать в эмоциональном плане игровое состояние, угадать забытое слово при знании остальных, сократить время на запись ответа, уменьшить трудоемкость проверки. Кроссворды в сущности своей являются интеллектуальными играми и предназначены для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти и внимания. С помощью такого метода преподаватель может установить уровень словарного запаса ученика, в котором появились новые термины, полученные в процессе обучения.

Важно и то, что основным назначением использования кроссвордов на уроках обществознания является развитие информационной и речевой составляющих компетентности учащихся, результатом чего становится активизация их умственной и познавательной деятельности как на уроке, так и во внеурочное время.

Заметим, что кроссворд, по нашему мнению, является частью комплексного личностно-ориентированного развивающего подхода к обучению учащихся и может использоваться как игровая технология, развивает их творчество, критическое и самостоятельное мышление. К структурным компонентам технологии кроссворда отнесем учебно-познавательный интерес (мотивацию) учащихся; целеполагания; учебные действия; контрольно-оценочную и системно-обобщающую деятельность; рефлексию.

По моему мнению, необходимо четко определить условия составления кроссворда по обществоведческой тематике. К таким условиям отнесем следующие: лаконичность; четкую определенность обществоведческих дефиниций, изучаемых в теме (например, определение «Общество - это и есть весь народ ...» не указывает на существенные признаки понятия) отсутствие однокоренных слов и оборотов в формулировке понятий (например, «Преступление - это когда ...»); Во избежание тавтологии слов (вроде «Демократия - это демократический режим, который ...»); необходимо дать правильное толкование не определенных учениками терминов, что способствует повышению эрудиции и увеличению понятийного аппарата учащихся. Кроме того, перед составлением и решением кроссвордов с использованием обществоведческой терминологии следует научить учащихся определять первостепенные (существенные) признаки понятия (признаки, отражающие природу предмета или явления, его сущность и отличающие его от всех других предметов или явлений) и второстепенные (несущественные) признаки (то есть такие, наличие или отсутствие которых не приводит к изменению природы предмета или явления). Критерием существенности признаков, воспроизводятся понятием, является приобретенный жизненный и образовательный опыт человека. Без такого умения невозможно научить учащихся формулировать обществоведческие дефиниции, основываясь только на научном подходе.

Для эффективного использования кроссвордов на уроках обществознания в профильных классах учителю следует разработать открытые (доступные для ознакомления учениками) критерии составления проектов-кроссвордов и нормы их оценки. Здесь должны учитываться объем (количество слов); форма (тип кроссворда) способ презентации (печатный текст, электронная презентация, видео-фото презентация и т.д.); информативная точность и дефиниционная достоверность; орфографическая правильность; количество и качество использованных источников информации.

Список литературы

  1. История кроссвордов. – Электронный ресурс – Режим доступа: http://www. Pomozgui.ru

  2. Создание кроссвордов. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www. Bidei.ru

  3. Пометун О., Фрейман Г. Методика преподавания обществознания в школе / О.Пометун, Г.Фрейман. –, 2005. – 328 с.

  4. Эскендаров А.А.Учебные кроссворды как средство актуализации интереса старшеклассников сельских школ: дис… канд. пед. наук: 13.00.01. – Махачкала, Дагестанский государственный университет, 2007. – 142 с.

Просмотров работы: 187