Цель этого материала – артикуляция сложности феномена информации, прежде всего, артикуляция неоднозначного воздействия ее на человека и непредсказуемые результаты этого воздействия.
Человеческий мозг является хранителем информации; для этого задействуются механизмы памяти. В период, когда доминирует устная культура, человеческая память могла хранить большие объемы информации. Однако в период доминирования письма человеческая память уже хранит меньшие объемы информации [5].
Возрастала потребность общества в информации. Поэтому в XVII веке стали выходить первые газеты, увеличивается численность грамотных людей во многих странах мира. Однако в XVIII веке была введена цензура, которая стала контролировать информацию, сокращая этим объем доступной информации. Шло время – цензура укреплялась в своих проявлениях. Но, несмотря на это, при существующих трудностях цензуры в России, печатные издания сыграли заметную роль в становлении информационно-интеллектуальной среды, в развитии русской и мировой культуры. На рубеже Х1Х-ХХ вв. пресса взяла на себя роль регулятора информации. Печать положила начало эпохе массовых коммуникаций. В самые короткие сроки газеты и журналы распространили свое влияние повсеместно. Газеты оказали большое влияние на развитие информации в обществе и жизни людей. Дальше создается новая система печати с разным уровнем цензуры [4]. Значительный объем информации был заблокирован для людей на длительное время.
Возникновение новых массмедиа означало, что «типографский и индустриальный человек» вступил в эпоху «глобального объятия» [5]. Канадский культуролог М. Маклюэн глубинно, опережая время, исследовал процессы становления «Галактики Гуттенберга», определяемые возникновением качественно новых коммуникационных средств, влияющие на контуры современности. Люди подключились к огромному объему информации, вследствие чего произошло смещение привычных пространственно-временных координат: для одних стало доступным покорение пространства, а для других – времени стало необъятно много. Но тех и других – «покорителей пространства « и «обладателей времени» – объединяет то, что мы живем в мире, в котором возрастает «вероятность маловероятных событий». Последнее и конструируется феноменом коммуникации, осмыслению сущности которого посвящается все больше и больше работ. Философско-методологическая рефлексия относительно этого феномена становится теоретическим трендом, о чем свидетельствует возникновение коммуникативистики как прикладного социально-гуманитарного массива знаний [8].
Коммуникация рассматривается как процесс передачи информации, необходимыми составляющими которого являются: а) источник информации, б) сообщение, в) получатель информации, г) канал передачи д) шум. Примером данной системы является математическая модель коммуникации Шеннона и Вивера [3]. Эта техническая модель описывает коммуникацию как процесс передачи информации от одного источника к другому.
Согласно Н.Луману, коммуникация – это синтез трех селекций. Она состоит из информации, сообщения и понимания. Каждый из этих трех компонентов сам по себе является «случайностным происшествием». Лишь коммуникация может осуществлять коммуникацию [2]. Масс-медиа распространяют информацию посредством messages(сообщений), что делает ее известной нам, благодаря каналам коммуникации. Более того, масс-медиа влияет на потребность в получение новой информации, порождая новые потребности в ее получении, делая информацию идолом современности. Все это формирует феномен, именуемый избыточностью самой информации. Проблема в том, что существует феномен непредсказуемости восприятия информации, равно как и онтологически есть случаи непредсказуемого восприятия информации, как и случаи, когда реакции на предоставленную информацию порождают ее непрозрачность. Поэтому результат воздействия массмедиа, их функция, согласно Н. Луману, состоит в воспроизводстве непрозрачности на основе прозрачности, в воспроизводстве непрозрачности воздействия на основе прозрачности знания, то есть в воспроизводстве будущего. Прозрачность – это определенное тематическое знание, в форме конкретизированных фактов или объектов, а непрозрачность – это неопределенность, кто и как именно отреагирует на это знание [1]. Коммуникация есть сама жизнь, т.к. она является не только передачей и приемом информации, но и созданием некой общности, т.е. определенной величиной взаимопонимания между участниками, которая предполагает обратную связь.
Таким образом, коммуникация – это чрезвычайно сложный феномен. И главный вопрос, которым задаются многие ученые и философы, – это то, как достичь гармонии между человеком и средствами коммуникации. Этот неоднозначно интерпретируемый вопрос требует философско-методологической рефлексии; произведения канадского культуролога Маршалла Маклюэна позволяют получить материал для размышлений по этому вопросу.
Информация, всегда сопряженная с неожиданностью, поначалу может привести человека в оцепенение, затем проводит через осознание ответственности за свои действия, и, в конце концов, человек начинает работать над достижением баланса [6]. Опасность состоит в том, что у человека может выработаться болезненная зависимость от средств коммуникации, ибо в современном мире очень много каналов получения информации. Как следствие обилия разнообразных каналов информации, может появиться оторванность, «отлет» от реальности. М. Маклюэн отмечает факт растущей, постоянно умножающейся, с усложнением технологий, угрозы с соответствующим «охлаждением» средств коммуникации, требующих всё большего вовлечения интеллекта и психики человека при их использовании. Холодные средства характеризуются высокой степенью участия аудитории. По Маклюэну, получается, что чем «холоднее» средство коммуникации, тем большую угрозу для впадения человека в «нарциссический транс» оно собой представляет, поскольку предполагает более высокую степень вовлечённости, захваченности всех уровней интеллекта и психики человека [6].
Средства коммуникации, посредством которых осуществляется передача информации, являются силами, действующими «внезапно», а не «продуманно». Поэтому это может вызвать угрозу состояния оцепенения. Об этом писали и М. Маклюэн и Н. Луман. Человек не всегда может справиться с большим потоком информации, это может и вызвать угрозу для него. Например, Маклюэн рассматривает спасение, как гибридное смешение встречи двух средств коммуникации, дающей рождение новой форме [6]. И вот момент встречи средств коммуникации – это момент свободы и вызволения из обыденного транса и оцепенения, навязанных этими средствами нашим органам чувств.
Вывод, следующий из артикуляции проблемы сложности информации и связанной с ней проблемы антропологического измерения коммуникации, может быть сформулирован как призыв к ответственности каждого человека за свои действия и поступки в информационном обществе. Не трудно понять, что человек должен уметь проводить границу между действительно необходимой информацией и бесполезной, ненужной, и даже разрушающей его, т.е. вопрос идет о понимании, какую информацию стоит принимать, а какую нет. Но одно дело понимать, другое – действовать. Как действовать, чтобы граница была действительно «работающей» границей, позволяющей быть свободным в информационном мире, где живет опасность.
Список литературы
[1]. Глушко, В.В. Коммуникационное VS коммуникативное / В.В. Глушко, Т.Л. Михайлова // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3-4. С. 35.
[2]. Кастельс, М. Власть коммуникации: учеб. пособие / М. Кастельс; пер. с англ. Н.М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных. – М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 564 с.
[3]. Лизунова, И.В. От газеты к интернету: процессы трансформации массмедиа // Библиосфера. – 2011. – №3. – с. 31-36.
[4] .Луман, Н.Что такое коммуникация // Социологический журнал [Электронный ресурс] // Портал Аналитический. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2954, свободный
[5]. Луман, Н. Общество общества. Часть II. Медиа коммуникации.– М.: Логос, 2005.– 280 с.
[6]. Маклюэн Г.М. Галактика Гуттенберга: сотворение человека печатной культуры / Пер. с англ. А.Юдин. – М., 2003 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. – 2008 // Портал Аналитический. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3568, свободный
[7]. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека; пер. с англ. В Николаева. – 2-е изд. – М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. – 464 с.
[8]. Михайлова Т.Л.Об онтологических основаниях коммуникативистики // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: материалы Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. 2016. С. 249-253.
[9]. Назарчук, А.В. Учение Никласа Лумана о коммуникации. – М.: Издательство «Весь Мир», 2012. – 248 с.
[10]. Чернеев Н.А. От кристадина О.В. Лосева – к «глобальной деревне» М. Маклюэна, или о контексте культурно-антропологических измерений цивилизации / Н.А. Чернеев, Т.Л. Михайлова // Международный журнал экспериментального образования. 2015. – № 4-4. С. 631-633.