ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чушкина О.А. 1, Чернобровкин В.А. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная эпоха научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных, традиционных действий, а креативности, гибкости мышления, ускоренной адаптации к новым условиям, творческого подхода, к решению различного рода проблем. Развитие в ребенке творческой инициативы во многом зависит от использования современных технологий педагогического процесса. В настоящее время на смену информационно-репродуктивным методам обучения все активнее начинают использоваться и внедряться технологии, основанные на творческом подходе. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую, познавательную и практическую деятельность детей, в особенности, в обрасти художественно-эстетического развития. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка [1, с.13].

В современных педагогических и психологических исследованиях утверждается особая значимость воспитания ребенка в художественно-эстетической образовательной области, которая во многом зависит от занятий, связанных с изобразительным творчеством, направленных на совершенствование познавательного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах таких исследователей, как А.В. Запорожец, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова подчеркивается информация, касающаяся того, что дошкольники способны в процессе продуктивной художественной деятельности, в том числе в области рисования, а так же лепки, аппликации и конструирования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в особой художественно-образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности, где формируются обобщенные способы анализа, сравнения и наблюдения, развивается умение самостоятельно находить пути решения творческих задач, где раскрывается творческий потенциал формирующейся личности ребенка. Согласно мнению современных исследователей, педагогическая наука одной из своих задач видит определение путей и способов нравственно-ценностного воспитания детей [2, с.43].

Вопросы целостности и интегративности художественно-эстетического развития впервые стали активно анализироваться и обсуждаться в отечественных теориях 20-30-х годов 20 века в трудах таких теоретиков как И.И.Иоффе, Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский: «определенный тип конструкции…распространяется на все виды искусства, художественной культуры, явления духовной культуры, создавая тем самым её целостное стилевое единство» [3, С. 55].

Данная установка инициирует необходимость поиска новых, неординарных методов и технологий на занятиях, развивающих творческий потенциал ребенка, и требует внедрения занятий с использованием не только традиционных, но и специальных видов изобразительного творчества, в том числе рисования с применением нетрадиционных методов и приемов.

Обращение к нетрадиционным техникам рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их предназначении, материалах, их свойствах, способах применения. Детей необходимо знакомить с рисованием не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой; показывать, как использовать при использовании рисунка клей и т. д. На занятиях по изобразительной деятельности дети должны знакомиться с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнавать, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, предназначенном для использования в детском рисунке. Для развития творческой активности необходимо пробовать рисовать ладошкой, кулачком, пальцами, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств: ниток, веревок, полых трубочек и природного материала: листьев деревьев.

Следует отметить, что на занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать - смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (твердость, вязкость, консистенцию), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. В итоге происходит развитие тактильной чувствительности, более тонкое определение цвета, способность понимать цветовые оттенки. Одним из традиционных методов в изобразительной деятельности является копирование предлагаемого готового образца, создание так называемой репродуктивной деятельности. Нетрадиционные же техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами. Это стимулирует развитие воображения, творчества, проявление самостоятельности, инициативности, выражение индивидуальности у ребенка. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся мыслить, выбирать технику для создания выразительности того, или иного образа. Они более внимательно анализируют результат своей работы, стремятся к состязанию, учатся высказывать собственное мнение; у них возникает инициатива показа оригинальности своего изображения, отличия его от других.

Следует заметить, что нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения определенной последовательности в выполнении действий. Так дети учатся планировать и выполнять в определенной последовательности саму процедуру рисования Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает улучшение настроения, снимает боязнь пред процессом рисования, который может показаться сложным. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.) Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения способствуют развитию усидчивости, у детей сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, индивидуальные возможности и способности. Успех обучения нетрадиционным техникам зависит также от того, какие методы и приемы планирует использовать педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них не только знания, умения, навыки, а в первую очередь - художественно-творческое отношение к выполняемой работе и искусству, в целом. А конкретный результат работы ребёнка будет зависеть от его заинтересованности. Поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Все это настоятельно требует соблюдения и соответствия целевым ориентирам современного ФГОС ДО.

Таким образом, более активное использование и внедрение нетрадиционных техник в процесс развития и обучения в систему современного дошкольного образования способствует развитию творческой инициативы ребенка, его самостоятельности, находчивости и индивидуальности. Поэтому одной из задач обучения рисованию в детском саду является - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений [4].

С уверенностью можно обобщить, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет истинную радость дошкольникам, если оно строиться с учетом специфики изобразительного творчества и возраста детей.

Список использованных источников:

  1. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией в условиях промышленного города // Логопед: научно-методический журнал. 2009, №6 (38), С.13-20.

  2. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. БабуноваЕ.С., ГрадусоваЛ.В., ЛевшинаН.И., МичуринаЮ.А., СтепановаН.А., ТурченкоВ.И., ЧернобровкинВ.А., ШепиловаН.А. - Магнитогорск, 2015. - 329 с.

  3. Чернобровкин, В.А. Философско-эстетический анализ музыки (отечественные теоретические концепции 20 - 30-х годов XX века): Дис. канд. филос. наук – Санкт-Петербург, 1999 – 155 с.

  4. Нестерова, И.А. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/ispolzovanie-netradicionnyh-tehnik-v-izobrazitelnoi-deyatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html - (Дата обращения: 31.01.2018)

Просмотров работы: 545