Характер в большинстве своём играет определяющую роль в повседневном поведении человека. В данном вопросе я хочу заострить внимание на самом процессе формирования характера.
Первые проявления характера наблюдаются у человека в возрасте около 3-х лет. Это может выражаться в общительности, открытости, упрямстве или наоборот, замкнутости, безразличии и эгоистичности ребёнка. На данном этапе на процесс формирования характера влияют очень многие факторы, например: отношение родителей, частота конфликтов в семье, специфика воспитания ребёнка, организация досуга. В зависимости от данных факторов у ребенка формируются присущие ему начальные черты характера, которые закрепляются в процессе игр, доступного обучения или бытовой деятельности.
С подросткового возраста человек начинает управлять своим характером, оценивая окружающую обстановку и иногда уменьшая или акцентируя силу его черт. Появляются новые факторы формирования характера, такие как успехи и неудачи обучения в школе, усиливающееся влияние сверстников. В самом формировании происходит отпадение менее подкрепляемых черт характера, до этого этапа сохраняются только постоянно поддерживаемые. Происходит становление и развитие волевых черт характера, формируется самоотношение.
К ранней юности окончательно формируются базовые черты характера, которые большинство людей проносят через всю свою жизнь. Можно считать, что к окончанию школы человек имеет сложившийся характер, но нельзя сказать, что его формирование на этом этапе останавливается.
В психологической литературе к завершающему этапу в процессе формировании характера относят, так называемый «взрослый период». Это период, в котором личность свободно участвует в становлении собственного характера, путём приобретения положительных черт и устранения отрицательных под влиянием волевого и факторного воздействия на протяжении всей жизни индивида. К волевому воздействию относят самовоспитание личности, а к факторному – влияние: СМИ, идеологии, социальных отношений, культуры и т.д. Лично я считаю такой скачок не совсем правильным и для себя выделяю особый переходный этап, который называю «испытывающим».
В моём понимании «испытывающий» этап является процессом столкновения уже имеющихся у человека представлений о реальной жизни с настоящей действительностью. Данный этап приходится на первые года самостоятельной жизни индивида, вдали от «родового гнезда». Человек во время данного этапа сталкивается с проблемой «первого шага во взрослую жизнь». Во время этого этапа у человека изменяется представление о реальной действительности, полученное в школе, от сверстников, от родителей или от другого источника. Помимо представления о реальной действительности, у человека может кардинально измениться характер. Могут получить сильное подкрепление скрытые черты характера или наоборот – ослабнуть наиболее выделяемые. Подкрепление или ослабление черт характера происходит из-за повышенного уровня стресса у молодого человека, интенсивность которого зависит от его уровня подготовки к самостоятельному проживанию. На данном этапе особо сильное влияние на характер получают такие факторы как: служба в армии, обучение в университете/колледже, идеология, авторитетное влияние социума, самовоспитание, самоотношение и т.д. По мере протекания данного этапа человек получает собственное, основанное на личном опыте знание об окружающей действительности и формирует склад характера, необходимый, по его мнению, для жизни в этом мире. Конечной гранью данного периода является исчезновение стресса у человека от самостоятельного проживания в социуме. По окончании этапа влияние сторонних факторов на характер индивида сильно ослабевает и наступает «взрослый период». Обычно временными рамками «испытывающего» этапа является возраст от 17-ти до 20-ти лет. Попробую объяснить влияние «испытывающего» этапа на формирование характера на примере студента. Допустим, индивид в школьное время не отличался примерным поведением, посредственно учился, не имел друзей и негативно отзывался о современном обществе, экзамены сдал плохо. Родители заставили его поступить в университет обучаться на коммерческой основе. Человек с видимым нежеланием переезжает в съёмную квартиру. Университетская программа оказывается для него сложнее, чем школьная, а ответственность за поступки и поведение полностью ложится на него самого, но в скором времени родители узнают, что он переводится на бюджетную основу за выдающиеся достижения в учёбе. Как такое возможно? Человек в момент осознания своей полной ответственности, сложности получения заработка и величины долга перед родителями противится нагнетаемому стрессу окружающей его университетской среды и начинает учиться, пересиливая желание сдаться. Внезапное подкрепление получают скрытые волевые черты характера индивида, затмевая выказываемые им в прошлом негативные. Впоследствии такая черта характера, как ответственность закрепляется у индивида, почти полностью вытесняя лень и капризы. Стрессовая составляющая, повлёкшая такие изменения, исчезает и студент, сформировав новое представление о жизни, переходит на этап «взрослого» периода. Хочется отметить, что изменения характера могут быть не только позитивными, но и негативными, а также нейтральными. Величина и качество влияния напрямую зависят от психологических особенностей самого индивида, от достоверности используемых им знаний, самооценки и самопозиционирования.
В итоге хочется сказать, что формирование характера – это очень гибкий, многоэтапный сложный и нужный процесс в становлении личности.