Актуальность нашего исследования определяется поиском и использованием видов технологии эстетической направленности с детьми шести-восьми лет в условиях дошкольного воспитания и начальной школы. Применение данных видов позволит педагогам повысить психофизический потенциал детей в период адаптации к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения.
Методологические основы исследования: представления дошкольников о здоровом образе, укреплении здоровья ребёнка (С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В. Морозова, З.И. Тюмасева и др.); исследования понятия «здоровьесберегающие технологии» (А.Н. Акимова, К.В. Дубов, Н.К. Смирнов и др.). Теоретические положения о физическом воспитании и развитии дошкольников (Л.Д. Глазырина, Н.Н. Кожухова, А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова, и др.). Современные исследования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста (Г.В. Ильина, В.Г. Макаренко, Г.Г. Попов, С.Б. Шарманова и др.).
В ходе исследования, нами рассмотрены здоровьесберегающие технологии эстетической направленности, обозначенные Ильиной Г.В. [3], реализуемые в условиях непрерывного образования детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Охарактеризованы виды технологии эстетической направленности, реализуемые с детьми 6-8 лет. Обозначены особенности реализации технологии эстетической направленности с учётом физического развития детей 6-8 лет. Определены уровни компетентности педагогов ДОО и начальной школы по реализации технологии эстетической направленности с детьми 6-8 лет, которые нацелили нас на разработку и экспериментальную проверку влияния комплекса эстетической направленности на физическое развитие детей 6-8 лет.
Практическая значимость исследования в том, что разработан комплекс эстетической направленности для детей 6-8 лет (реализуемый в течение учебного года), представлены методические рекомендации педагогов (в том числе и родителей как участников педагогического процесса) и по реализации комплекса эстетической направленности с детьми 6-8 лет. База исследования: МАДОУ «Детский сад № 69», НОУ СОШ 1 г. Златоуста.
Подчеркнем значимость методических рекомендациях для педагогов по реализации комплекса эстетической направленности с детьми 6-8 лет.
Для осуществления эффективной здоровьесберегающей педагогической деятельности необходимо:
- оптимальное сочетание педагогических методов, форм, средств, технологий в образовательном процессе; разработка технологий воспитания и обучения с точки зрения их влияния на здоровье детей и подростков, оптимизация режима и организации учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических условий и режима двигательной активности; создание системы мониторинга здоровья и физического развития детей в образовательном учреждении; повышение компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья всех участников воспитательно - образовательного процесса; формирование ценности здоровья у детей и их родителей.
Учет принципов реализации технологии. Технология имеет развивающий характер, ориентирована на общее и физическое развитие ребёнка в процессе овладения им двигательной деятельностью. В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми. В ней учтен принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми. В процессе реализации технологии педагог учитывает все особенности ребёнка, в том числе и его пол. Содержание здорвьесберегающей технологии ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка
Здоровьесберегающая технология оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий. Мы использовали технологию планирования физкультурной деятельности детей раннего и дошкольного возраста, в содержании которой представлены комплексы пальчиковой, язычковой, ортопедической гимнастики, упражнения на профилактику и коррекцию различных сторон психики детей 6-8 лет [4].
Перечислим основные направления работы. Организация утренней гимнастики. Гимнастика включает в себя несложные игры; 5-6 имитационных (подражательных) упражнений для рук и плечевого пояса, для туловища, ног; такие движения, как приседание, прыжки, бег и спокойная ходьба. Продолжительность её зависит от возраста и подготовленности детей к двигательной активности, от 5 до 10 минут. Каждые 10-15 дней упражнения необходимо менять. Во время выполнения движений особое внимание обращается на носовое дыхание, ритм дыхания (вдох-выдох) в соответствии с выполняемыми упражнениями. Нужно следить, чтобы ребёнок дышал свободно, не задерживал дыхание. Для улучшения функции внешнего дыхания в утреннюю гимнастику включают дыхательные упражнения (звуковую гимнастику). Помещение, в котором находятся дети, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.
Пальчиковая гимнастика. При проведении пальчиковой гимнастики необходимо соблюдать следующие правила. Подготовку рук (поглаживание) в раннем возрасте проводит педагог, в дошкольном и младшем школьном - сам ребёнок. Темп упражнений – медленный, ритмичный, с повторениями до пяти раз. Требуемые действия выполняют сначала одной рукой, затем другой и завершают обеими вместе. Важно контролировать постановку кисти и чёткость выполнения движений ребёнком. Пальцы обеих рук должны нагружаться одинаково. Выполнив упражнение, следует расслабить кисти, к примеру, встряхнув ими. Упражнения периодически надо менять, оставляя для повторения любимые игры ребёнка. Поощрять и хвалить ребёнка при правильном выполнении движений. Организация ортопедической гимнастики. Правила проведения:
При занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры. При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3:1, 4:1. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.
В начале курса упражнения выполняют из исходных положений (И.П.) с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем упражнения из И.П. стоя, в ходьбе. Гимнастику обязательно сочетают с ручным или аппаратным самомассажем.
Гимнастика для глаз. Проведение гимнастики для глаз особенно нужно старшим дошкольникам и младшим школьникам, так как возрастает нагрузка на глаза. Перечислим основные правила проведения гимнастики. Любая гимнастика для глаз проводится две-четыре минуты, стоя, при выполнении упражнений голова обычно неподвижна.Дети повторяют движения глаз по наглядному показу педагога. Гимнастика проводится ежедневно, по две-четыре минуты. Учитывается принцип усложнения: вначале отрабатываются простые упражнения, затем используют их в разных сочетаниях, увеличивая текст и сложность выполнения упражнений.
Игровой массаж. Выполнение игрового массажа улучшает нервную систему ребёнка, поднимает ему настроение. Обучение массажным приёмам происходит в игре. При включении игрового массажа в образовательную деятельность он проводится под музыку – слова пропеваются. В работе с дошкольниками можно использовать музыкальное сопровождение Е. и С. Железновых «Музыка с мамой». Дети закрепляют в игре навыки выполнения самомассажа. В работе с детьми младшего школьного возраста используют музыку, которая нравится детям. Проводя игровой массаж, педагог использует разминание, растирание, поглаживание, лёгкие постукивания. Пальчики рук вытягивают и разминают. В центре ладони находится точка повышения активности. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок выполняет массаж самостоятельно. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, возможность использования в различной обстановке способствует повышению функциональной деятельности головного мозга, тонизирует весь организм. При самомассаже ушей они разогреваются трением ладошки и массируют ушные раковины вперёд-назад. Точечный самомассаж проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего дошкольного возраста. Проводится строго по специальной методике, рекомендована детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР - органов. При проведении используется наглядный материал.
Дыхательная гимнастика в дошкольном и младшем школьном возрасте способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. При проведении необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. При составлении комплексов дыхательной гимнастики необходимо учитывать: доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста; степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.
С целью систематического использования дыхательные упражнения включаются в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннюю гимнастику и физкультурные занятия. Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Логоритмику можно проводить как отдельное занятие, либо включать её элементы в образовательную деятельность.На первом этапе важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем даёт расчленённый показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания педагога. Он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку. Для развития равновесия полезно включать в занятия упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожка из канатов, доска), с изменением ее высоты (наклонная доска, скамейка), подвижности опоры (мостик-качалка), расположения в пространстве (горизонтально, наклонно). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку, с выраженными акцентами, указывающими начало и окончание движения.На втором этапе средства логоритмики используются для развития: моторики, артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких, слухопроизносительных дифференцировок. Так, для развития моторики артикуляторного аппарата используются безречевые игры (показать удивление, огорчение, испуг и др.) и речевые игры со звукоподражанием.
Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу (с препятствиями; по нарисованным дорожкам; ходьба на носках, пятках).
Физкультминутка проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем вновь переключить их на продолжение занятия. Физкультминутка продолжительностью 1,5 - 2 минуты проводится примерно в середине занятия, поводом для её проведения служит появление первых признаков утомления (снижение внимания и двигательное беспокойство). Подбор упражнений для физкультминутки проводится с учётом того, что упражнения должны быть знакомы детям и просты в исполнении, должны охватывать крупные мышечные группы. В физкультминутку включают упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника, ходьбой на месте, приседанием, подскоками в быстром темпе. Можно включать и упражнения для мелких групп мышц: кистей рук, шеи, лица, глаз.
Отметим, что реализация здоровьесберегающих технологий будет более эффективной, если привлечь к данной работе родителей. Привлекать родителей к совместному выполнению со своими детьми физических упражнений, подвижных игр, познакомить с комплексами дыхательной, артикуляционной, дыхательной гимнастики. В проектной деятельности дети с помощью родителей могут узнать о ценности здоровья, почему мы болеем, о полезных продуктах, о вредных привычках, и т.п. – тем для изучения множество. По окончании проекта обязательно нужно устраивать праздники, презентации, выставки, благодарить и поощрять родителей и детей.
Таким образом, применение технологии эстетической направленности позволит педагогам и родителям повысить психофизический потенциал детей в период адаптации к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения.
Список использованных источников
Бабенкова, Е.А. Здоровьесберегающая технология при подготовке детей к школе /Е. А. Бабенкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 2. – С. 14 – 24.
Ильина, Г.В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе: монография/ Г.В. Ильина, Л.А. Иванова, О.В. Савельева [и др.]; под общ. ред. А.П. Савина; Сиб. федер. ун -т; Краснояр. гос. пед. ун - т им. В.П. Астафьева и др. – Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. – 168 с.
Особенности планирования физкультурной деятельности детей дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) : учебное пособие / под ред. Г.В. Ильиной. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 192 с.