СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОЙ ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОЙ ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кельдимуратова А.Е. 1, Филиппова А.Р. 1
1БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особый интерес к проблеме формирования и развития коммуникативных умений представляет дошкольный период детства, когда закладываются базовые способности к познанию, общению и деятельности. В связи с этим, особо остро перед педагогами дошкольных образовательных организаций встает вопрос поиска инновационных технологий и методик обучения, воспитания и развития детей, направленных на развитие коммуникативного потенциала дошкольников.

Считаем, что детская журналистика способна успешно развивать коммуникативные умения у детей дошкольного возраста, формировать навыки сотрудничества. Она дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного и успешного ребенка. В данном виде деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Кроме того, детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, закладывает основы научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание и социальной уверенности.

Для развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с основами журналистики необходимым условием является активное их участие в процессе игровых занятий, совместный со взрослым творческий поиск, решение поставленных задач и совместный выбор оптимальных путей относительно основных этапов работы.

Рассмотрим способы формирования конкретных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами детской журналистики.

1. Умение своевременно вступать в диалог и завершать его, используя речевые обороты для установления контакта.

Для развития данного коммуникативного умения в образовательной деятельности подойдет использование формы интервью, а также издание групповой газеты. В процессе данных форм работы дети учатся выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми, составлять необходимые вопросы для интервью в зависимости от того, с кем оно проводится. Работа над издательством групповой газеты также способствует развитию данного вида коммуникативных умений, так как дошкольники могут потренироваться в составлении приветственного слова к читателям, научится общаться с читателями [1].

В процессе работы над издательством групповой газеты важно совместно с детьми разработать план выпуска газет с указанием тем, выбрать ответственных и определить сроки издания [2].

Каждый этап должен преследовать определенные цели. Развитие коммуникативных умений тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому в процессе работы важно особое внимание уделять развитию этих процессов. Для этого педагог может предложить детям следующие игры журналистской направленности: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Звукооператор», «Журналист – профессия творческая» и др.

2. Умение поддерживать и завершать диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога.

В развитии данного умения средствами журналистики помимо проведения подгрупповых занятий (например, с составом редакции: корреспондентами, журналистами, художниками и т.д.), педагог должен проводить также индивидуальную работу: беседовать на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделировать разнообразные ситуации общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка) [3]. В процессе этих бесед помимо развития умения отвечать на вопросы и задавать их, дошкольники также узнают такие журналистские термины, как «интервью», «речь», «репортаж», «диалог», «корреспонденция» и др. Ожидаемым результатом данной работы можно считать подготовку грамотных потребителей СМИ, которые смогут в случае необходимости фильтровать получаемую информацию.

Для развития умения отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога также хорошо подходят коммуникативные игры по теме «Детская журналистика». Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (Н-р: музыкального руководителя), необходимо провести беседы с детьми на эту тему, предложить дидактические игры «Что лишнее?», «Играем в профессии», «У кого микрофон?», «Кем быть?», «Что за профессия», «Не ошибись» и т.д. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по конкретной теме, но и в области смежных с ней. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю [4].

Перед интервью с ребятами старшей группы можно предложить детям вспомнить себя малышами, что их тогда интересовало, в какие игры они играли и т.д. С группой журналистов необходимо тщательно подобрать вопросы, их содержание, последовательность. Затем попробовать взять интервью друг у друга, у родителей [3].

3. Умение слушать собеседника.

Развитию данного коммуникативного умения способствует то, что дети старшего дошкольного возраста учатся слушать ответ того, кто отвечает на вопросы, в зависимости от этих ответов выстраивать новые вопросы, соблюдать последовательность при описании произошедших событий, вести диалог. Также использование формы интервью положительно влияет на развитие умения слушать собеседника, так как дети при этом учатся выделять смысловые звенья, слушая ответы.

Одним из главных педагогических условий при этом является использование на занятиях наглядных, практических и словесных методов обучения. Занятия должны быть построены на коммуникативно-познавательной основе, это позволит проявить детям творческую самостоятельность. Помимо воспитания самостоятельно мыслящей, творческой личности журналистика развивает речь, словесно-логическое мышление, память и фантазию дошкольников [2].

Основополагающим направлением занятий журналистикой с детьми старшего дошкольного возраста может выступать стремление помочь детям ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми, включенной в систему коммуникации общения.

При знакомстве с основами журналистики педагогом должны учитываться основные педагогические принципы: оптимизм, гуманизм и направленность на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, а также терпимости к мнению собеседника. В этом случае занятия журналистикой помогут не только развивать коммуникативные умения детей, но и убедят их в том, что мысли, чувства и поведение в процессе общения имеют между собой очень тесную связь. При условии организации правильного педагогического процесса у детей происходит активное формирование интереса к окружающей действительности, удовлетворяются потребности дошкольников в самовыражении [4].

Действия дошкольников при занятиях журналистикой могут заключаться в выполнении работы сотрудников редакции журнала и строятся педагогом индивидуально с помощью методической литературы, собственного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями.

Занятия журналистикой с детьми старшего дошкольного возраста могут включать в себя разнообразные познавательные темы (природа вокруг нас, различные профессии, наш город, страны, праздники и т.д.), происходит активное развитие связной речи в процессе беседы по выбранной теме, составляются новостные анонсы, придумываются вопросы для интервью, пишутся статьи [3].

Таким образом, исходя из того, что в настоящее время проблемы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста приобретают особую актуальность, перед педагогами стоит научная и практическая задача поиска средств, способствующих развитию конкретных коммуникативных умений у данной возрастной группы дошкольников. Таким средством может стать детская журналистика, в процессе ознакомления с которой дети приобретают умения своевременно вступать в диалог и завершать его, используя речевые обороты для установления контакта; поддерживать и завершать диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога; слушать собеседника. Также необходимо отметить, что необходимым условием формирования конкретных коммуникативных умений у детей старшего дошкольной возраста средствами детской журналистики является активное участие детей в процессе занятий, постоянный творческий поиск, совместное решение поставленных задач и совместный выбор оптимальных путей относительно основных этапов работы.

Список литературы

1. Вильданова, Р.Р. Детская журналистика как средство повышения речевого развития старшего дошкольного возраста. – [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://botan.cc/prepod/doshkolniki/opgd1sig.html (дата обращения: 25.01.2018)

2. Дейкина, А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике. - Бийск: НИЦ Бийск.пед. гос. ун-та, 2001. - 40 с.

3. Проскурина, Т.Н. Детская журналистика как средство развития коммуникативной деятельности и повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. – [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/657032/ (дата обращения: 26.01.2018)

4. Хворова, О.В. Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. – [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ds50.ru/zanyatiya_v_detskom_sadu/515-detskaya-zhurnalistika-kak-sredstvo-povysheniya-urovnya-rechevogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrosta-konspekt-zanyatiya-v-detskom-sadu.html(дата обращения: 25.01.2018)

Просмотров работы: 443