Процесс адаптации – это момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Так как в ходе адаптации к школьному обучению ребенок приобретает ориентацию в системе поведения, которая надолго определяет дальнейшую долю ее развития. Так же в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально-психологической сплоченности. Взаимоотношения с одноклассниками выступают сильным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культурам, норм поведения, которые характерны для школы [6].
Под социально-психологической адаптацией Г.М. Андреева (2000) понимает, как освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации [3].
Авторы А.М. Алексеева, М.Н. Ильина, О.Ю. Щелкова (2012) трактуют определение так, социально-психологическая адаптация – это процесс приобретения ею определенного социально-психологического статуса, овладение разными социально-психологическими равными функциями [2].
Проблема социально-психологической адаптации первоклассников становится актуальнее. Стремительный темп жизни общества, усложнения социальной среды, понижение воспитательного потенциала семьи все это негативным образом оказывает влияние на процессы социализации и социальной адаптации ребенка [14].
Цель нашего исследования - изучить социально-психологическую адаптацию первоклассников города Архангельска. Обследовано 120 детей (56 девочек и 64 мальчика) в возрасте 7–8 лет МОУ СОШ №50 г. Архангельска в ноябре 2017 года. Диагностика детей проходила с письменного согласия родителей и проводилась в первой половине дня. Для выявления социально-психологической адаптации использовались следующие методики: анкета «Определение социально-психологической адаптации ребенка к школе» Э.М. Александровской, Н.Г. Лускановой [1], проективных методик «Мой класс» А.А. Лесковой [15], «Лица» Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышникова [9], методика «Домики» О.А. Ореховой [11].
Анализ результатов исследования первоклассников по методике «Мой класс» показал, что у 55% учащихся присутствуют трудности адаптации в классе (табл. 1).
Таблица 1 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем адаптации в классе (по методике «Мой класс» А.А. Лесковой)
Показатели |
Кол-во детей (%) |
||
Все дети |
Мальчики |
Девочки |
|
Нормальная адаптация в классе |
45 |
61 |
28 |
Трудности адаптации в классе |
55 |
39 |
72 |
У большинства таких детей встречается эмоционально неблагополучная позиция, когда учащийся не видит себя рядом с учителем, что указывает на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе. Наши данные амбивалентные с данными А.К. Нисской (2012), которая отмечает, что мотивационный компонент адаптации сравнительно более благополучен у девочек, чем у мальчиков [11].
Результаты описательного анализа, полученные в результате обработки данных по методике «Домики» О.А. Ореховой показали, что у более половины первоклассников (60%) наблюдается оптимальная работоспособность, что говорит о том, что у таких детей хватает энергозатрат на процесс школьного обучения и присутствует достаточная способность к энергосбережению (табл. 2).
Таблица 2 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем работоспособности, эмоционального фона, сфер, вызывающих напряжение (по методике «Домики» О.А. Ореховой)
Показатель |
Характеристики |
Кол-во детей (%) |
||||
Все дети |
Мальчики |
Девочки |
||||
Работоспособность |
Хроническое переутомление |
1,6 |
1,5 |
1,6 |
||
Компенсируемое состояние усталости |
37,6 |
51,5 |
22,9 |
|||
Оптимальная |
60 |
47 |
74 |
|||
Перевозбуждение |
0,8 |
0 |
1,6 |
|||
Эмоциональный фон |
Отрицательные эмоции |
47,2 |
45 |
49 |
||
Норма |
52 |
53 |
51 |
|||
Положительные эмоции |
0,8 |
2 |
0 |
|||
Сферы, вызывающие напряженность |
Школа, уроки |
64,8 |
70 |
59 |
||
Дом, домашнее задание |
41,6 |
33 |
51 |
|||
Одноклассники |
11,2 |
13 |
10 |
|||
Учитель |
8 |
9 |
6,6 |
Наше исследование показало, что у девочек оптимальная работоспособность преобладает больше, чем у мальчиков. Это может объясняться тем, что в данном возрасте, девочки нацелены на получение новых знаний, а мальчики больше ориентированы на общение с одноклассниками [11].
Для 37,6% младших школьников характерно компенсируемое (скрытое) состояние усталости, при которой у детей сохраняется работоспособность, которую необходимо поддерживать волевыми усилиями, при этом экономичность работы падает. Таким учащимся необходима оптимизация рабочего ритма, так как самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.
Так же в ходе проведения данной методики, мы выявили, что встречаются первоклассники с перевозбуждением (0,8%) и хроническим переутомлением (1,6%). Перевозбуждение является результатом работы ребенка, когда его силы на пределе – это приводит к быстрому истощению. Такие дети часто имеют заболевания, так как организм у них не способен сопротивляться инфекциям. Необходимо младшим школьникам, которые испытывают перевозбуждение и хроническое переутомление, нормализовать темп деятельности, режим отдыха и труда, а также снижение нагрузок.
Как видно из таблицы 2, выделяется группа детей, которая имеет негативные эмоции к школе, что оказывает влияние на процесс обучения.
Анализ данной методики показал, что примерно половине (47,2%) младших школьников присуще отрицательные эмоции, а положительные всего 0,8%. Что не соответствует данным Л.В. Крюковой (2012) [8]. Автор показал, что положительные эмоции (26%) преобладают над отрицательными (12%). Исследователь говорит о том, что необходимо обратить внимание на тех младших школьников, у которые преобладают негативные эмоции. Стоит разработать систему коррекционных упражнений. Что подтверждается в исследованиях М.С. Рогач (2011), которые показали, что социально-психологические аспекты адаптации младших школьников нуждаются в более пристальном и детальном изучении [15].
В ходе нашего исследования было выявлено, что наибольшую напряженность у первоклассников вызывают школьная деятельность, процесс учения (64,8%) и выполнение домашнего задания (41,6%). Это может быть связано с тем, что адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, которые каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Это усложняется тем, что меняется режим дня, требуется длительное времяпровождение за партой, увеличивается напряжение при выполнении заданий, появляется новая жесткая система требований, усиливается ответственность за выполняемую школьную работу, а для того, чтобы приспособиться, нужны силы и время. Эти данные согласуются с прошлогодними исследованиями архангельских первоклассников [17].
Так же у младших школьников присутствует напряженность при общении с одноклассниками (11,2%) и классным руководителем (8%). Наши данные отличаются от результатов исследования А.К. Нисской (2012), которая отмечала, что большинство первоклассников с тревогой относятся к учителю и ситуации взаимодействия с ним [11].
Результаты анализа ответов учителей начальных классов выявили, что большинство первоклассников (62,7%) успешно адаптировались к школьной среде (табл. 3).
Таблица 3 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем адаптации (по анкете «Определение социально-психологической адаптации ребенка к школе» Э.М. Александровской, Н.Г. Лускановой)
Показатели |
Кол-во детей (%) |
||
Все дети |
Мальчики |
Девочки |
|
Дезадаптация |
2 |
4 |
0 |
Субнормальная адаптация |
35 |
37 |
34 |
Успешная адаптация |
62,7 |
60 |
66 |
Полученные результаты согласуются с данными прошлого года [17]. Это говорит о том, что большая часть первоклассников имеет успешную адаптацию. Так же это подтверждают работы К.Р. Осадчатой (2008), где отмечается 57% успешной адаптации первоклассников [13]. Учебная активность таких учащихся носит постоянно выраженный характер, они добросовестно выполняют все требования учителя. Хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние отмечается у них на протяжении всего учебного процесса.
Анализ результатов исследования по методике «Лица» (Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышникова) выявил, что 85% младших школьников находятся в состоянии эмоционального благополучия, а 22% в состоянии эмоционального неблагополучия (табл. 4).
Таблица 4 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем эмоциональным благополучием или неблагополучием (по методике «Лица»).
Показатели |
Кол-во детей (%) |
||
Все дети |
Мальчики |
Девочки |
|
Эмоциональное благополучие ребенка в школе |
85 |
78 |
93 |
Эмоциональное неблагополучие ребенка в школе |
15 |
22 |
7 |
В своей работе О.И. Бадулина и Т.В. Миляева (2015) эмоциональное благополучие трактуют как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на познавательную и эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками [4]. Эмоциональное благополучие связано с удовлетворением таких потребностей, как в безопасности, принятии, заботе, любви и обуславливается множеством факторов: физическим самочувствием, психологическим климатов в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, отношением педагога и другими [10].
По данным табл. 5 можно сказать, что у большинства детей (97%) наблюдается положительное отношение к школе. Так же мы можем отметить благоприятное отношение к учителю (99%) и одноклассникам (93%). Данный контингент детей доброжелательны, активны, открыты, стремятся к общению с одноклассниками, имеют доверительное отношение с учителем.
Таблица 5 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем отношения к школе, учителю и классу (по методике «Лица»).
Показатели |
Характеристика |
Кол-во детей (%) |
||
Все дети |
Мальчики |
Девочки |
||
Отношение к школе |
Положительное |
97 |
94 |
100 |
Отрицательное |
3 |
6 |
0 |
|
Отношение к учителю |
Положительное |
99 |
98 |
100 |
Отрицательное |
1 |
2 |
0 |
|
Отношение к классу |
Положительное |
93 |
92 |
95 |
Отрицательное |
7 |
8 |
5 |
Наши данные подтверждаются с исследованием Г.Н. Жулиной и В.С. Васькиной (2016), где авторы отмечают, что больше половины первоклассников, что составило 53%, эмоционально положительно относятся к обучению к школе и взаимодействию с учителем. Анализ диагностики половых различий подтверждает наши данные о том, что у мальчиков показатели негативного отношения к школе и учебной деятельности выше, чем у девочек [7].
Результаты диагностики первоклассников (табл.6) выявили, что самое положительное отношение у младших школьников к урокам рисование (92,5%), математики (91%), окружающему миру (89%) и физической культуре (89%). Самым низким показателем оказались учебные предметы чтения (82) и музыки (84%). Но в целом, по всем показателям учащиеся положительно относятся ко всем основным видам учебной деятельности.
Таблица 6 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем отношения к учебным предметам (по методике «Лица»).
Показатели |
Характеристика |
Кол-во детей (%) |
||
Все дети |
Мальчики |
Девочки |
||
Отношение к русскому языку |
Положительное |
87 |
87,5 |
86 |
Отрицательное |
13 |
12,5 |
14 |
|
Отношение к чтению |
Положительное |
82 |
76,5 |
89 |
Отрицательное |
12 |
23,5 |
11 |
|
Отношение к математике |
Положительное |
91 |
95 |
91 |
Отрицательное |
9 |
5 |
9 |
|
Отношение к окружающему миру |
Положительное |
89 |
84 |
95 |
Отрицательное |
11 |
16 |
5 |
|
Отношение к рисованию |
Положительное |
92,5 |
87,5 |
98 |
Отрицательное |
97,5 |
12,5 |
2 |
|
Отношение к физкультуре |
Положительное |
89 |
90 |
93 |
Отрицательное |
11 |
10 |
7 |
|
Отношение к музыке |
Положительное |
84 |
71 |
98 |
Отрицательное |
16 |
29 |
2 |
Таким образом, проведенное диагностическое исследование показало, что существует насущная необходимость в проведении психологических «поправляющих» мероприятий, направленных на развитие социально-психологической адаптации первоклассников, укрепление сплоченности детского коллектива с помощью разных коррекционных мероприятий, должна осуществляться психологическая поддержка эмоционального развития младших школьников.
Основываясь на трудах ученных и сделанных выводах, можно выделить следующие рекомендации по успешной адаптации обучающихся к учебной деятельности: 1) систематически проводить беседы родителей с психологом по теме исследования; 2) приглашать на внеклассные занятия психолога; 3) проводить индивидуальные беседы родителей, обучающихся с психологом; 4) учителям систематически проводить занятия направленные на знакомство с требованиями и правилами школы; 5) включать в уроки элементы игр, направленные на сплочение коллектива; 6) организовывать приятную психологическую атмосферу в классе [5].
Список литературы:
Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – С. 35-37.
Алексеева А.М., Ильина М.Н., Щелкова О.Ю. Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. - №31. – С. 64 – 71.
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 345 с.
Бадулина О.И., Миляева Т.В. Эмоциональное благополучие первоклассников // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. – М.: ООО «Издательство «Спутник +», 2015. – С. 217-22
Вялых Э. В. Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 57-59.
Дуткевич Т.В. Детская психология - М.: Издательство. ЦУЛ, 2012. – 222 с.
Жулина Г.Н., Кулешова Н.В. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению // Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». – 2015. – С. 208-213.
Крюкова Л.В. Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – Харьков.: «Центр развития сотрудничества», 2012. – С. 20-23.
Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа. – 2009. – № 1. – С. 39-44.
Медведева Е.В. Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/psikhologicheskii-komfort-v-shkole-vystuplenie-na-pedsovet (дата обращения: 29.01.2018).
Нисская А.К. Особенности адаптации к школе современных первоклассников // Вестник Московского государственного областного университета. – Серия Психологические науки. – 2012. - №3. – С. 55-62.
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития: монография. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 176 с.
Осадчая К.Р. Динамика показателей социально-психологической адаптации первоклассников в процессе коррекционной работы // Вестник Самарской гуманитарной академии. – Серия Психология. – 2008. - №2. – С. 156-169.
Пестерева О.А. Социальная адаптация младших школьников средствами искусства: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2006. - 22 с.
Рогач М.С. Психологические особенности социальной адаптации первоклассников в условиях параллельно-раздельного и совместного обучения // Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. - №3. – С. 60-65.
Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, 2003. – 184 с.
Шолохова Е.Н., Казакова Е.В. Социальная адаптация как показатель психологического здоровья первоклассников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29897634 (дата обращения 29.01.2018).
Работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ № 17-06-00967 (2017–2019 гг.) «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды».