СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА

Шолохова Е.Н. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры, Кафедра психологии, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Адаптация младших школьников – это одна из самых важных и актуальных проблем детской психологии, которая решает ее вместе с педагогикой, психогигиены, биологией, социологией [6].

Процесс адаптации – это момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Так как в ходе адаптации к школьному обучению ребенок приобретает ориентацию в системе поведения, которая надолго определяет дальнейшую долю ее развития. Так же в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально-психологической сплоченности. Взаимоотношения с одноклассниками выступают сильным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культурам, норм поведения, которые характерны для школы [6].

Под социально-психологической адаптацией Г.М. Андреева (2000) понимает, как освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации [3].

Авторы А.М. Алексеева, М.Н. Ильина, О.Ю. Щелкова (2012) трактуют определение так, социально-психологическая адаптация – это процесс приобретения ею определенного социально-психологического статуса, овладение разными социально-психологическими равными функциями [2].

Проблема социально-психологической адаптации первоклассников становится актуальнее. Стремительный темп жизни общества, усложнения социальной среды, понижение воспитательного потенциала семьи все это негативным образом оказывает влияние на процессы социализации и социальной адаптации ребенка [14].

Цель нашего исследования - изучить социально-психологическую адаптацию первоклассников города Архангельска. Обследовано 120 детей (56 девочек и 64 мальчика) в возрасте 7–8 лет МОУ СОШ №50 г. Архангельска в ноябре 2017 года. Диагностика детей проходила с письменного согласия родителей и проводилась в первой половине дня. Для выявления социально-психологической адаптации использовались следующие методики: анкета «Определение социально-психологической адаптации ребенка к школе» Э.М. Александровской, Н.Г. Лускановой [1], проективных методик «Мой класс» А.А. Лесковой [15], «Лица» Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышникова [9], методика «Домики» О.А. Ореховой [11].

Анализ результатов исследования первоклассников по методике «Мой класс» показал, что у 55% учащихся присутствуют трудности адаптации в классе (табл. 1).

Таблица 1 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем адаптации в классе (по методике «Мой класс» А.А. Лесковой)

Показатели

Кол-во детей (%)

Все дети

Мальчики

Девочки

Нормальная адаптация в классе

45

61

28

Трудности адаптации в классе

55

39

72

У большинства таких детей встречается эмоционально неблагополучная позиция, когда учащийся не видит себя рядом с учителем, что указывает на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе. Наши данные амбивалентные с данными А.К. Нисской (2012), которая отмечает, что мотивационный компонент адаптации сравнительно более благополучен у девочек, чем у мальчиков [11].

Результаты описательного анализа, полученные в результате обработки данных по методике «Домики» О.А. Ореховой показали, что у более половины первоклассников (60%) наблюдается оптимальная работоспособность, что говорит о том, что у таких детей хватает энергозатрат на процесс школьного обучения и присутствует достаточная способность к энергосбережению (табл. 2).

Таблица 2 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем работоспособности, эмоционального фона, сфер, вызывающих напряжение (по методике «Домики» О.А. Ореховой)

Показатель

Характеристики

Кол-во детей (%)

Все дети

Мальчики

Девочки

Работоспособность

Хроническое переутомление

1,6

1,5

1,6

Компенсируемое состояние усталости

37,6

51,5

22,9

Оптимальная

60

47

74

Перевозбуждение

0,8

0

1,6

Эмоциональный фон

Отрицательные эмоции

47,2

45

49

Норма

52

53

51

Положительные эмоции

0,8

2

0

Сферы, вызывающие напряженность

Школа, уроки

64,8

70

59

Дом, домашнее задание

41,6

33

51

Одноклассники

11,2

13

10

Учитель

8

9

6,6

Наше исследование показало, что у девочек оптимальная работоспособность преобладает больше, чем у мальчиков. Это может объясняться тем, что в данном возрасте, девочки нацелены на получение новых знаний, а мальчики больше ориентированы на общение с одноклассниками [11].

Для 37,6% младших школьников характерно компенсируемое (скрытое) состояние усталости, при которой у детей сохраняется работоспособность, которую необходимо поддерживать волевыми усилиями, при этом экономичность работы падает. Таким учащимся необходима оптимиза­ция рабочего ритма, так как самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.

Так же в ходе проведения данной методики, мы выявили, что встречаются первоклассники с перевозбуждением (0,8%) и хроническим переутомлением (1,6%). Перевозбуждение является результатом работы ребенка, когда его силы на пределе – это приводит к быстрому истощению. Такие дети часто имеют заболевания, так как организм у них не способен сопротивляться инфекциям. Необходимо младшим школьникам, которые испытывают перевозбуждение и хроническое переутомление, нормализовать темп деятельности, режим отдыха и труда, а также снижение нагрузок.

Как видно из таблицы 2, выделяется группа детей, которая имеет негативные эмоции к школе, что оказывает влияние на процесс обучения.

Анализ данной методики показал, что примерно половине (47,2%) младших школьников присуще отрицательные эмоции, а положительные всего 0,8%. Что не соответствует данным Л.В. Крюковой (2012) [8]. Автор показал, что положительные эмоции (26%) преобладают над отрицательными (12%). Исследователь говорит о том, что необходимо обратить внимание на тех младших школьников, у которые преобладают негативные эмоции. Стоит разработать систему коррекционных упражнений. Что подтверждается в исследованиях М.С. Рогач (2011), которые показали, что социально-психологические аспекты адаптации младших школьников нуждаются в более пристальном и детальном изучении [15].

В ходе нашего исследования было выявлено, что наибольшую напряженность у первоклассников вызывают школьная деятельность, процесс учения (64,8%) и выполнение домашнего задания (41,6%). Это может быть связано с тем, что адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, которые каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Это усложняется тем, что меняется режим дня, требуется длительное времяпровождение за партой, увеличивается напряжение при выполнении заданий, появляется новая жесткая система требований, усиливается ответственность за выполняемую школьную работу, а для того, чтобы приспособиться, нужны силы и время. Эти данные согласуются с прошлогодними исследованиями архангельских первоклассников [17].

Так же у младших школьников присутствует напряженность при общении с одноклассниками (11,2%) и классным руководителем (8%). Наши данные отличаются от результатов исследования А.К. Нисской (2012), которая отмечала, что большинство первоклассников с тревогой относятся к учителю и ситуации взаимодействия с ним [11].

Результаты анализа ответов учителей начальных классов выявили, что большинство первоклассников (62,7%) успешно адаптировались к школьной среде (табл. 3).

Таблица 3 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем адаптации (по анкете «Определение социально-психологической адаптации ребенка к школе» Э.М. Александровской, Н.Г. Лускановой)

Показатели

Кол-во детей (%)

Все дети

Мальчики

Девочки

Дезадаптация

2

4

0

Субнормальная адаптация

35

37

34

Успешная адаптация

62,7

60

66

Полученные результаты согласуются с данными прошлого года [17]. Это говорит о том, что большая часть первоклассников имеет успешную адаптацию. Так же это подтверждают работы К.Р. Осадчатой (2008), где отмечается 57% успешной адаптации первоклассников [13]. Учебная активность таких учащихся носит постоянно выраженный характер, они добросовестно выполняют все требования учителя. Хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние отмечается у них на протяжении всего учебного процесса.

Анализ результатов исследования по методике «Лица» (Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышникова) выявил, что 85% младших школьников находятся в состоянии эмоционального благополучия, а 22% в состоянии эмоционального неблагополучия (табл. 4).

Таблица 4 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем эмоциональным благополучием или неблагополучием (по методике «Лица»).

Показатели

Кол-во детей (%)

Все дети

Мальчики

Девочки

Эмоциональное благополучие ребенка в школе

85

78

93

Эмоциональное неблагополучие ребенка в школе

15

22

7

В своей работе О.И. Бадулина и Т.В. Миляева (2015) эмоциональное благополучие трактуют как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на познавательную и эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками [4]. Эмоциональное благополучие связано с удовлетворением таких потребностей, как в безопасности, принятии, заботе, любви и обуславливается множеством факторов: физическим самочувствием, психологическим климатов в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, отношением педагога и другими [10].

По данным табл. 5 можно сказать, что у большинства детей (97%) наблюдается положительное отношение к школе. Так же мы можем отметить благоприятное отношение к учителю (99%) и одноклассникам (93%). Данный контингент детей доброжелательны, активны, открыты, стремятся к общению с одноклассниками, имеют доверительное отношение с учителем.

Таблица 5 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем отношения к школе, учителю и классу (по методике «Лица»).

Показатели

Характеристика

Кол-во детей (%)

Все дети

Мальчики

Девочки

Отношение к школе

Положительное

97

94

100

Отрицательное

3

6

0

Отношение к учителю

Положительное

99

98

100

Отрицательное

1

2

0

Отношение к классу

Положительное

93

92

95

Отрицательное

7

8

5

Наши данные подтверждаются с исследованием Г.Н. Жулиной и В.С. Васькиной (2016), где авторы отмечают, что больше половины первоклассников, что составило 53%, эмоционально положительно относятся к обучению к школе и взаимодействию с учителем. Анализ диагностики половых различий подтверждает наши данные о том, что у мальчиков показатели негативного отношения к школе и учебной деятельности выше, чем у девочек [7].

Результаты диагностики первоклассников (табл.6) выявили, что самое положительное отношение у младших школьников к урокам рисование (92,5%), математики (91%), окружающему миру (89%) и физической культуре (89%). Самым низким показателем оказались учебные предметы чтения (82) и музыки (84%). Но в целом, по всем показателям учащиеся положительно относятся ко всем основным видам учебной деятельности.

Таблица 6 - Распределение первоклассников (%) с разным уровнем отношения к учебным предметам (по методике «Лица»).

Показатели

Характеристика

Кол-во детей (%)

Все дети

Мальчики

Девочки

Отношение к русскому языку

Положительное

87

87,5

86

Отрицательное

13

12,5

14

Отношение к чтению

Положительное

82

76,5

89

Отрицательное

12

23,5

11

Отношение к математике

Положительное

91

95

91

Отрицательное

9

5

9

Отношение к окружающему миру

Положительное

89

84

95

Отрицательное

11

16

5

Отношение к рисованию

Положительное

92,5

87,5

98

Отрицательное

97,5

12,5

2

Отношение к физкультуре

Положительное

89

90

93

Отрицательное

11

10

7

Отношение к музыке

Положительное

84

71

98

Отрицательное

16

29

2

Таким образом, проведенное диагностическое исследование показало, что существует насущная необходимость в проведении психологических «поправляющих» мероприятий, направленных на развитие социально-психологической адаптации первоклассников, укрепление сплоченности детского коллектива с помощью разных коррекционных мероприятий, должна осуществляться психологическая поддержка эмоционального развития младших школьников.

Основываясь на трудах ученных и сделанных выводах, можно выделить следующие рекомендации по успешной адаптации обучающихся к учебной деятельности: 1) систематически проводить беседы родителей с психологом по теме исследования; 2) приглашать на внеклассные занятия психолога; 3) проводить индивидуальные беседы родителей, обучающихся с психологом; 4) учителям систематически проводить занятия направленные на знакомство с требованиями и правилами школы; 5) включать в уроки элементы игр, направленные на сплочение коллектива; 6) организовывать приятную психологическую атмосферу в классе [5].

Список литературы:

  1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – С. 35-37.

  2. Алексеева А.М., Ильина М.Н., Щелкова О.Ю. Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. - №31. – С. 64 – 71.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 345 с.

  4. Бадулина О.И., Миляева Т.В. Эмоциональное благополучие первоклассников // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. – М.: ООО «Издательство «Спутник +», 2015. – С. 217-22

  5. Вялых Э. В. Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 57-59.

  6. Дуткевич Т.В. Детская психология - М.: Издательство. ЦУЛ, 2012. – 222 с.

  7. Жулина Г.Н., Кулешова Н.В. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению // Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». – 2015. – С. 208-213.

  8. Крюкова Л.В. Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – Харьков.: «Центр развития сотрудничества», 2012. – С. 20-23.

  9. Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа. – 2009. – № 1. – С. 39-44.

  10. Медведева Е.В. Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/psikhologicheskii-komfort-v-shkole-vystuplenie-na-pedsovet (дата обращения: 29.01.2018).

  11. Нисская А.К. Особенности адаптации к школе современных первоклассников // Вестник Московского государственного областного университета. – Серия Психологические науки. – 2012. - №3. – С. 55-62.

  12. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития: монография. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 176 с.

  13. Осадчая К.Р. Динамика показателей социально-психологической адаптации первоклассников в процессе коррекционной работы // Вестник Самарской гуманитарной академии. – Серия Психология. – 2008. - №2. – С. 156-169.

  14. Пестерева О.А. Социальная адаптация младших школьников средствами искусства: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2006. - 22 с.

  15. Рогач М.С. Психологические особенности социальной адаптации первоклассников в условиях параллельно-раздельного и совместного обучения // Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. - №3. – С. 60-65.

  16. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, 2003. – 184 с.

  17. Шолохова Е.Н., Казакова Е.В. Социальная адаптация как показатель психологического здоровья первоклассников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29897634 (дата обращения 29.01.2018).

Работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ № 17-06-00967 (2017–2019 гг.) «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды».

Просмотров работы: 716