МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Федоров Я.Р. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С целью преодоления проблем духовно-нравственного кризиса среди подрастающего поколения в условиях современного общества (где имеет место потеря моральных ориентиров, духовно-нравственных ценностей, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, патриотизм, расширяются такие негативные явления, как усиление криминогенности и наркомании среди подростков, наблюдается потеря позитивной мотивации к учению) в ФГОС общего образования введен воспитательный компонент, в котором представлен ориентир на формирование личности выпускника. То есть, задан идеал воспитанности - «портрет выпускника начальной школы», который обладает следующими личностными качествами:
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • и т.д.

Формирование и развитие представленных личностных качеств выпускника современной школы невозможно без организации духовно-нравственного воспитания и выбора педагогических образцов, идеалов воспитания.

Для начала необходимо уяснить, что же такое идеал? Толковый словарь С.И. Ожегова предлагает: «Идеал – то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений, совершенное воплощение чего-либо». В философском понимании, идеал - образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляют собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных. Подласый И.П. дает следующее объяснение: «Воспитательный идеал – это выработанное веками представление о современном человеке. Недостижимый образец совершенного воспитания, то, к чему стремится воспитание и никогда не достигает»[2] . В основе разрабатываемых современной педагогикой идеалов воспитания лежат общечеловеческие ценности. В них зафиксировано то, что сложилось как норма в определенный период процесса исторического развития общества и человека. Меняются времена, иными становятся представления о человеке и о том, что с ним должно сделать воспитание. Меняются ценности, нормы, а с ними и идеалы воспитания. Определение воспитательного идеала начинается с ответов на острейшие жизненные вопросы: к чему идет общество? Насколько долгий путь ему предстоит пройти к достижению запроектированного состояния? Какой человек должен соответствовать модели перспективного общественного развития? Что он должен знать и уметь? Носителем какой морали должен быть? Исходя из этого, устанавливается образец воспитанного человека, задается «мера воспитания», т. е. объем необходимых и достаточных для человека и общества привитых воспитанием норм.

Следует отметить, что воспитательный процесс, в котором происходит формирование личности человека - является частью педагогического процесса. В самом широком смысле воспитательный процесс - это процесс социализации, адаптации человека в социуме. В более узком смысле это взаимодействие воспитателей и воспитуемых, нацеленное на формирование и развитие личности последних. Ключевые участники данного процесса - это, разумеется, сами дети, взрослые люди (в первую очередь, родители) и воспитатели. Воспитание также должно ориентировать ребенка на саморазвитие и самообразование. Очень важно отметить, что ребенок не усваивает социальный опыт и необходимые знания о жизни пассивно, «шаблонно», «на автомате», но активно взаимодействует с окружающим миром. Он является не только объектом, но и субъектом воспитательного процесса. При отсутствии обратной связи успешное воспитание попросту невозможно.

Воспитание всегда ориентировано на формирование личности воспитанника, достижение определённого идеала, то есть образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

При анализе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» (2009г.) [1] можно отметить, что в средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

В XVIII веке Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха – императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. ХХ века в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

• преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;

• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством.

Современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; сохранением преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Выделим определение современного национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции:«Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1].

В целом понятие «идеал» в контексте педагогики можно трактовать с разных позиций [2]:

  • Идеал — это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания, и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности — познавательной, трудовой, эмоциональной и т.п. Идеалнеобходим как критерий для самопознания, самоопределения, оценки себя и других, так как формирует убеждения, которые выступают руководством к действию.Нравственный идеалесть источник понятий о красоте, добре, дружбе и любви. Духовно-нравственный идеал— ключ к пониманию смысла человеческой жизни.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.

В этом отношении актуальным представляется разработка и реализация программы внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное воспитание.

Целью современного воспитания является культуроемкое развитие человека, приучение к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Внеурочная деятельность должна предполагать участие детей в различных детских и молодежных школьных мероприятиях. Школьники должны иметь возможность принимать участие в трудовых, благотворительных и шефских акциях. Это выражается в таких формах, как работа по самообслуживанию, работа органов самоуправления, вечера, праздники, встречи, досуг и т.д.

В ходе нашего исследования нами был изучен организация духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями. Нами был проанализирован педагогическая значимость и особенности идеала в воспитательном процессе в условиях внедрения ФГОС ОВЗ.

В ходе исследования нами изучены нормативно-правовые документы, локальные акты, регламентирующие образовательный процесс по подбору и использованию воспитательного идеала. Исследование проводилось на базе опыта реализации внеурочной деятельности в условиях ФГОС общего образования на базе ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г. Вязники Владимирской области.

ФГОС ОВЗ действует на территории РФ с 01.09.2016 года [4]. В нашем эксперименте принимали участие обучающиеся с интеллектуальными нарушениями. Следует понимать, что Программа духовно-нравственного развития является важной составляющей адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта. Она необходима для того, чтобы воспитать у детей с ОВЗ гражданскую идентичность, любовь к Родине, уважение к культурно-историческому наследию своего народа, страны, сформировать базовые основы социально-ответственного поведения.

Данная Программа реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, посредством совместной педагогической работы образовательной организации, семьи и других институтов общества.

Цельдуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся: приобщение обучающихся к первичным национальным ценностям современного российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения, социально-педагогическая поддержка.

В ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г. Вязники в настоящее время успешно реализуется Программа внеурочной деятельности «Сказкотерапия». Выбранные формы, методики позволили создать в образовательном учреждении воспитательное пространство, которое способствует формированию нравственных качеств личности и нравственного поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

«Сказкотерапия» была разработана специалистами школы-интерната с учётом этнических, социально-экономических и иных особенностей региона, запросов семей на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов.

Она способствуют социальной интеграции обучающихся с интеллектуальными нарушениями в общество путем организации и проведения различных мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с учетом возможностей и интересов [2].

В результате реализации Программы предполагается достижение обучающимися с интеллектуальными нарушениями следующих результатов:

Первыйуровеньрезультатов - приобретение обучающимися с интеллектуальными нарушениями социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второйуровеньрезультатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третийуровеньрезультатов - получение обучающимися с интеллектуальными нарушениями начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения [2].

Переходы от одного уровня воспитательных результатов к другому последовательны, постепенны. Сроки перехода зависят от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Основные личностные результатывнеурочной деятельности:дети приобретают любовь к близким, к школе, родному городу, России; у них формируется ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие; благодаря приобретенным знаниям дети осознают себя членом гражданского общества, получают элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. Наконец, следует подчеркнуть, дети интегрируются в общество: у них увеличивается круг общения, развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, ими осваиваются различные социальные роли, приобретаются умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе. Все это позволяет говорить, что у обучающихся с ОВЗ появляется мотивация к самореализации в творчестве, познавательной, общественно-полезной деятельности.

Сказкотерапия позволяет снизить уровень тревожности, беспокойства, агрессию у детей. Они становятся, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказка воспитывает характер и объясняет ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдается стойкое нарушение развития познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых детей». Эмоциональный фон, который создает учитель-дефектолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Роль личности педагога, учителя является важнейшей составляющей при организации коррекционно-развивающей работы и позволяет достичь положительных результатов.

ФГОС ОВЗ является неотъемлемой частью федеральных государственных стандартов общего образования Российской Федерации и гарантирует всем детям право на доступное качественное образование. Стандарт предполагает формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности, охрана и укрепление физического и психического здоровья, социального и эмоционального благополучия, формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения, формирование основ учебной деятельности с учетом психофизических особенностей и возможностей каждого обучающегося.

Список литературы:

  1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

  2. Джишкариани Т.Д. Практикум по духовно-нравственному воспитанию школьников: учебное пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. – 123 с.

  3. Подласый И.П. Педагогика / под ред. И.П. Подласый. - М., 2000.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ Министерства науки и образования РФ № 1559 от 19 декабря 2014.

Просмотров работы: 253