К «детям с ограниченными возможностями здоровья»(дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, дети-инвалиды) специалисты относят детей, у которых есть нарушения в развитии, предоставляющие им возможность иметь бинефицитарный статус, т.е. позволяющий им пользоваться социальными льготами и пособиями. При изучении понятия «дети с особыми образовательными потребностями» мы остановились на классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, которые к основным категориям аномальных детей относят:
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
дети с нарушением речи (логопаты);
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с умственной отсталостью;
дети с задержкой психического развития;
дети с нарушением поведения и общения;
дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА;
дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [5].
Данная классификация дает возможность выделить в характеристиках этих категорий детей особенности их нарушений в следующих сферах: сфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая, а также личностная сфера, где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе [1].
Дети-инвалиды школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сфере психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала. В младшем школьном возрасте дети-инвалиды характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий.
В подростковом возрасте на первый план выходят проблемы пубертатного периода. На этом этапе личностного развития социальное одобрение необходимо для развития чувства собственной значимости и собственного достоинства. Ребенок-инвалид не получает в полной мере от окружающих поддержки и заинтересованного внимания, не обладает всем репертуаром навыков социального поведения, который необходим для успешной социальной адаптации. У большинства подростков отмечается неадекватная самооценка, завышенный уровень притязаний, переоценка или недооценка своих возможностей. Многим подросткам-инвалидам свойственна поверхностность чувств, моральное иждивенчество или осознание своей ущербности. У подростков могут проявляться разнообразные психопатические черты характера – агрессивность, истерические реакции, эмоциональная лабильность [1].
Ученики имеют разную степень выраженности дефекта мыслительной деятельности, различную структуру психики, индивидуальные особенности и интересы.Им требуется значительно больше времени на восприятие материала. Таким детям трудно выделить главное и установить внутренние связи. Подростки с ОВЗ характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов. Им сложно самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию. Необходимо учитывать, что у таких обучающихся предметно-действенное и наглядно-образное мышление доминирует над словесно-логическим.
Вместе с тем доказано, что мышление умственно-отсталых учащихся развивается, а формирование мыслительной деятельности способствует продвижению таких детей в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников. Таким образом, педагог, работающий с данной категорией детей должен учитывать специфические особенности психики обучающихся и не приспосабливаться к ним, а уметь выбирать рациональные способы эффективного воздействия с целью повышения качества процессов обучения. Обучение должно соответствовать уровню развития подростков, не превышать, но и не занижать их учебных возможностей. Несоответствие учебной нагрузки индивидуальным возможностям обучающихся может вызвать с одной стороны чувство неуверенности в себе, боязнь ошибиться, безынициативность, и с другой стороны вызвать необоснованное ощущение легкости учения, что приводит к несформированности волевых усилий, неумению преодолевать трудности.
Анализ работ ученых и педагогов-практиков, а также наш опыт показали, что использование различных вариативных форм обучения, включение исследовательской деятельности позволяет избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения детей.
Работу по формированию познавательной активности подростков с ОВЗ мы проводили на базе ЧОУ «Академия детской культуры и творчества» (г. Иваново). При данной Академии создан и успешно действует Детский клуб «Я могу» для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. В исследовании приняло участие 20 подростков с ОВЗ в возрасте от 12 до 14 лет с диагнозами: задержка психического развития – 6 чел., расстройство аутистического спектра – 2 чел., нарушение опорно-двигательного аппарата – 10 чел., нарушение зрения (слабовидящие) – 2 чел.
Проанализировав уровень сформированности познавательной активности у детей подросткового возраста с ОВЗ, мы пришли к выводам:
У 7 подростков низкий уровень устойчивости внимания, у 8 - уровень ниже среднего.
Уровень развития словесно-логической памяти на низком (у 12 подростков) и среднем уровне (8 чел.).
Объем слуховой памяти находится ниже нормы. Большинство детей (14 чел.) несобранны, расторможены и часто утомляются. Потеря долговременной памяти в течение часа составляет 50 процентов, что является отклонением от нормы.
У 10 подростков детей самооценка заниженная, у 6 – завышенная, 2 подростка не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Уровень развития произвольной сферы 12 подростков, их возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства находится на среднем уровне, шести подростков – на низком уровне и двоих – на очень низком уровне.
Напомним, сосредоточенность и интенсивность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а периоды его понижения гораздо длительнее, чем у школьника массовой школы. Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с ОВЗ, утомление ведёт к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его, что значительно затрудняет учебную работу.
Недостатки внимания сказываются и на речи ребёнка: он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за своей речью. Это часто ведёт к образованию аграмматизмов. Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений. Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими незнакомого или сложного материала, при встрече с трудностями.
Программа психолого-педагогического сопровождения формирования познавательной активности подростков с ОВЗ, реализуемая в ЧОУ «Академия детской культуры и творчества» (г. Иваново), предусматривает вариативные формы работы – игровой и исследовательской деятельности, что дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к самоопределению. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В ней подростки охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у обучающихся удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В процессе игры у подростков вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Такая организация образовательного процесса позволит учесть индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы доказали, что формирование познавательной активности подростков c ОВЗ будет эффективно при следующих условиях:
научении подростков способам и средствам общения;
формировании осознанного отношения подростков к познавательной деятельности;
развитие интереса к собственным познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями;
организации эффективного взаимодействии специалистов образовательного учреждения с родителями подростков с ОВЗ [6].
Психолого-педагогические условия развития познавательной активности подростков с ОВЗ носят комплексный характер и включают оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на специфику познавательной деятельности подростков с ОВЗ; включение игр и упражнений, направленных на интеграцию знаний; ориентацию учебного процесса на развитие коммуникативных качеств и формирование внутренней мотивации к саморазвитию.
Картина указанных особенностей и недостатков познавательной активности у обучающихся с ОВЗ является чрезвычайно пёстрой, ввиду исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и индивидуально-психологических особенностей. Всё это подчёркивает особую важность учёта индивидуальных особенностей и применения индивидуального подхода при обучении в школе.
Список использованной литературы
Дренева В.В., Градусова Е.А., Горшкова А.Н. Практические материалы для практических-психологов по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/prakticheskie-rekomendacii-po-ovz-1336192.html
Жаронкина И.В. Активизация деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://intolimp.org/publication/stat-ia-aktivizatsiia-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-s-ovz-na-urokakh.html
Киптилая Е. А. Формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-us-977533.html
Кирсанова В.Л. Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/11/15/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-sfery
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.
Романова А.Б., Пшеничнова И.В. Формирование познавательной активности подростков с ограниченными возможностями здоровья // Комплексная безопасность и реабилитация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: материалы III науч. (нац.) конф., 16-17 октября 2017 г. / Под ред. А.А. Михайлова. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. – С. 134-137.