РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Ена Л.Н. 1, Арасланова А.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перед педагогической наукой и практикой стоит вопрос о создании условий для развития детей, имеющих трудности в речевом развитии и поиске возможностей раскрепощения их в деятельности. Именно театральная деятельность содержит богатый арсенал для развития выразительности речи. Использование театральных игр для формирования у детей младшего школьного возраста четкой и выразительной речи - является малоисследованным и требует особенного внимания. Выразительность определяет качество речи и является важным показателем развития культуры речи.

Выразительность речи позволяет обеспечить эффективность коммуникации и может выступать важным средством речевого самовыражения личности. Вопросом формирования у детей выразительной речи занимались многие отечественные психологи и педагоги: С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Полозова и др. Однако педагоги рассматривали выразительность без учета ее интегрированного характера. На сегодняшний день существует ряд вопросов, на которые не получен единый методический и содержательный ответ:

  • Какие виды средств выразительности доступны для понимания и свободного использования младшими школьниками?

  • Как обеспечить детям возможность широкой практики в использовании различных средств выразительности?

  • Опираясь, на какое содержание и деятельность будет целесообразным развитие выразительности речи?

Целесообразно выделить ряд положительных особенностей в театрализованной игре:

  • выразительность языка;

  • традиционность и импровизация;

  • возможность творческого отношения к их исполнению.

Так, особенности театрализованной игры позволяют показать ребенку красоту и меткость языка, обогатить детскую речь, развивать красивую и выразительную речь ребенка интересным, игровым способом.

Завадская Т.Ф., Горбушина Л.А., Павлова Л.А., Кубасова О.В. в своих исследованиях отмечают, в процессе обучения младших школьников важно уделять большое значение средствам выразительности устной речи. Если обучать правильному интонационному оформлению высказывания, то обучающиеся будут способны более точно передавать мысли.

Проблема развития выразительности речи в начальной школе подробно изучена в контексте теории формирования типа правильной читательской деятельности Н.Н.Светловской, которая выделяет четыре основных характеристики читательской деятельности: правильность, сознательность, выразительность и беглость [5, с. 11-18]. Выразительность речи по мнению Н.Н. Светловской – умение чувствовать автора-собеседника.

Как справедливо указывает Рязапова Л.З. выразительность речи – это такое ее качество, которая усиливает эффективность выступления: вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей [4, с. 69].

В видении Острогорского В.П. выразительность усиливается с помощью интонации, а ослабляется, если присутствует артикуляционная неточность, лексическая и интонационная бедность, а так же употребление слов-паразитов [3, с.98-109].

Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет нам уточнить сущность понятия «выразительность речи». Выразительность речи - это речь интегрированного характера, которая:

  • проявляется в ярко выраженной эмоциональной окраске, интонации мысли говорящего;

  • оказывает эстетическое воздействие не только на разум, но и на чувства слушателей;

В настоящее время вопросы использования театрализованных игр в учебно-воспитательном процессе являются особенно значимыми. Театрализованные игры на уроках литературного чтения уместны при чтении по ролям, инсценировке проблемного эпизода произведения, драматизации. Организуя игры на уроках литературного чтения, педагог получает возможность организации обучения с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, и, следовательно, сделать урок чтения посредством театрализованной игры более интересным, увлекательным и эффективным [6, с. 20].

Воспитательное значение театрализованных игр заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнерства, осознании значимости чтения для личного развития, развитие читательских способностей.

Л.С. Фурмина определяет театрализованные игры - как игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы [1, с. 18].

Двуплановость игры в театрализованной деятельности (одновременное существование в пространстве реальных и символических отношений) расширяет свободу играющих, перенося ответственность с себя - реального на себя в роли. В театрализованной игре снимается страх показать себя «не таким», оправдать свое «неправильное поведение» исполняемой ролью, требованиями сюжета. «Игра – это ситуация, когда драматизация низводится до определенных правил, договоренности, включает элементы предсказуемости. Это промежуточное явление еще не может быть искусством, но уже исчезает реальность» [2, c.28].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволяет утверждать, что театрализованная игра - это ситуация, включающая в себя элементы предсказуемости, моделирующая жизнь взрослых, способствующая проявлению самостоятельности детей в выборе темы игры, роли, развития сюжета, ролевых действий, отношений, выразительных средств, подборе реквизита, элементов костюмов, декораций, в создании театральной обстановки. Иными словами, она проявляется как в развертывании содержания, так и в организации игры (В.П.Задолгина, Д. В. Менджерицкая, Н. Н. Палагина, Р. М. Римбург и др). Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, в которой используется игровой предмет, костюм, аксессуары, игрушки или декорации. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.

Таким образом, умение выразительно преподносить свои мысли и эмоции посредством театрализованных игр, позволяет младшему школьнику ярче проявлять свою индивидуальность, свои личностные качества: эмоциональность, общительность, открытость и др. В процессе театрализованной деятельности, когда ребенок старается выразительно преподнести реплики персонажей и собственные высказывания, у него активизируется и пополняется словарный запас, улучшается звуковая культура речи, формируется интонационный строй речи. Театрализованная игра позволяет ребенку развивать чувства, переживать судьбу персонажей, приобщает ребенка к духовным и моральным ценностям. Сопереживание персонажам, развитие эмоциональной сферы находят свое отражение в формировании выразительности речи.

Список литературы:

  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 128 с.

  2. Макарова Н.Я. Театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов: Диссертация канд. пед. наук / Н.Я Макарова. Москва, 2003. - 284 c.

  3. Острогорский, В.П. Выразительное чтение [Текст] / Острогорский, В.П. - М.: Детское чтение. – 1898. –.

  4. Рязапова, Л.З. Культура речи: учебное пособие / Л.З. Рязапова, Н.К.Гарифуллина, Г.С.Гаязова; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. Ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. – 144 с.

  5. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа, 2003 № 1.

  6. Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2012. – 190 с.

Просмотров работы: 164