НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Бессмертная К.Ю. 1, Якоб С.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Он является началом всестороннего развития и формирования личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17 октября 2013 г. в пункте 2.4. нацеливает педагогический коллектив ДОО на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Игра для дошкольника является ведущим видом деятельности, в котором он учится, развивается и растет. Одной наиболее эффективной игровой деятельностью, является игра в шахматы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, но и эффективное средство их умственного развития [2].

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.

Необходимое значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме нужно вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.

Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории, загадки, о шахматах могут придумывать и педагог и родители совместно с детьми. Пусть не всегда складные, но зато яркие и понятные они дадут гораздо больше результата в знакомстве с игрой. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами [5].

Эта игра сопровождает человечество вот уже более полутора тысяч лет, по сей день остается одной из самых любимых и увлекательных игр людей. Шахматы в системе дошкольного образования ещё очень «молоды» – остро ощущается недостаток внятных методологических и методических разработок. В современном обществе необходим активный поиск ресурсов для повышения качества образования [3].

Большинство педагогов дошкольных образовательных организаций не умеют играть в шахматы, следовательно, научить детей они этому не могут. Отсюда и вытекает проблема недостаточно развитой материально-технической базы дошкольных образовательных организаций. В большинстве ДОО не имеется кабинетов для занятий шахматами, оснащение программами по обучению игре в шахматы также отсутствует.

Для того чтобы в дошкольной образовательной организации осуществлялось обучение детей игре в шахматы, у педагогов должна быть сформирована компетентность по вопросам шахматного образования. Это позволит им быть информированными, владеть технологией обучения дошкольников игре в шахматы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Министр образования Ольга Васильева РФ в интервью «Известиям» сказала, что дети должны заниматься шахматами: «…Я убеждена, что дети должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка».

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов [1].

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как им казалось, ребенок приобретает необходимые знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь в корне всё изменилось. Сегодня становится все больше детей дошкольного возраста способности, которых проявляются именно в этом возрасте. Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей.

Шахматы помогают подготовить дошкольника к успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин. Ведь занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Увлеченный игрой ребенок, становиться усидчивее, выдержанней, самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным и собранным [2].

Все эти важнейшие качества формируются в дошкольном возрасте. Поэтому важно как можно раньше познакомить ребенка с шахматами. Это поможет ему полнее раскрыть свои творческие способности. Недаром многие великие люди с детства увлекались шахматами [4].

В дошкольной общеобразовательной организации на первое место ставится развивающая функция, которая способствует становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их способностей. Введение в ДОО занятий по обучению игре в шахматы на сегодняшний день позволяет реализовать многие идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в детском саду положительно влияют на психические процессы детей, и на такие качества как восприятие, внимание, воображение, память, мышление.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию.

Все дети изначально талантливы, но знакомя с элементарными правилами игры, дошкольнику следует помочь усвоить истину: шахматы - дело занимательное, но и сложное, шахматы - это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Таким образом, шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Переходя от взрослых к детям, удивительная игра может стать средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного и увлекательного.

Список литературы

  1. Высоцкая, О.В. Программа дополнительного образования «Шахматная азбука для детей старшего дошкольного возраста» / О.В. Высоцкая – Ханты-Мансийск, 2014 г.

  2. Сухин, И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – Москва: Изд – во Астрель, 2007. – 275 с.

  3. Бардвик Т. Шахматы для детей / Т. Бардвик – Спб.: Питер, 2012. – 192 с.: ил

  4. Трофимова, А.С. Шахматный учебник - сказка: для малышей и их наставников / А.С. Трофимова. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 191с.

  5. Петрушина, Н.М. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 226 с.

Просмотров работы: 107