О ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

О ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перепелицына Е.А. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Педагогическая деятельность определяется как система воспитывающих и обучающих воздействий педагога на ребёнка с целью обеспечения личностного, интеллектуального, деятельностного развития, одновременно являющихся основой его саморазвития и самосовершенствования. [3, стр.43]

Залогом успеха педагогической деятельности служит использование инновационных технологий обучения и воспитания, которые определяются современным уровнем развития науки, техники и культуры.

Инновационную деятельность можно трактовать как категорию личности, как процесс создания и результат творческой деятельности; данная деятельность предполагает наличие определенного уровня свободы у конкретных субъектов. Инновационным в работе педагога признается: варьирование содержанием урока, использование инновационных технологий обучения и воспитания, личностно-ориентированный и развивающий подходы в обучении и воспитании, самостоятельная деятельность учащихся занимает больше половины урока, развитие самооценки ученика. Видами инновационной деятельности современного учителя являются интерактивные технологии обучения, имитационные технологии, технологии проектного обучения, компьютерные технологии. [2, стр.11]

Для осуществления традиционной педагогической деятельности от учителя требовалось только качественное знание теоретических и практических аспектов своего предмета, но работа в инновационном режиме предполагает существенные изменения требований к педагогу. Внедрение инноваций возможно только при соответственном уровне творческих способностей, наличии желания и готовности у учителя применять инновационные формы и методы в педагогической деятельности.

Для изучения готовности педагогов к инновационной деятельности были подобраны методики: «Восприимчивость педагогов в новшествам», опросник: «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств», опросник: «Барьеры, препятствующие освоению инноваций», опросник: «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов», методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой), методика: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности».

В исследовании приняли участие 13 учителей математики общеобразовательных учреждений, колледжа и вуза. Возраст участников от 24 до 60 лет.

В ходе исследования были получены следующие выводы:

  1. В каждом учебном заведении созданы благоприятные условия для развития и реализации инновационной деятельности: кадровые (курсы повышения квалификации), информационно – содержательные (вебинары, конференции, научно – публицистические журналы), психолого – педагогические (психологические консультации в течение учебного года), социокультурные.

  2. Все педагоги в качестве препятствия на пути к восприятию новшеств выделяют отсутствие времени, связанное с необходимостью работы с большим количеством документации, отсутствие материальных стимулов, а также слабое финансирование учебных заведений. Так же ряд педагогов к противодействующим факторам причисляют отсутствие обоснованной стратегии развития учебного заведения, собственную неподготовленность, неумение, недостаточные знания. Данные препятствия, как считают участники, представляют собой существенную преграду на пути к восприятию и осуществлению инновационной деятельности.

  3. Во всех педагогических коллективах представленных учебных заведений существует понимание необходимости осуществления инновационной деятельности, но педагоги порой не видят достаточно весомого стимула, а отсутствие лидера - инноватора является противодействующим фактором в развитии инновационного потенциала педагогического коллектива. Именно отсутствие лидера, по результатам анализа исследования является наиболее значимой проблемой, некоторые из преподавателей хотели бы взять на себя эту роль, но на практике видят множество проблем, связанных с осуществлением данной деятельности.

  4. Три из четырех коллективов показали средний уровень готовности к осуществлению инновационной деятельности, можно выделить следующие тезисы, которые определяли педагоги в данных выборках: на основе методики оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой) был сделан следующий вывод: педагоги считают, что изменения в учебном заведении нужны в технологиях обучения, воспитания и развития; считают себя достаточно подготовленными к освоению новшеств в содержании обучения и достаточно подготовленными к освоению новшеств в технологии обучения; оценивают качество условий в учебном заведении для развития инновационной деятельности как хорошее. Представители четвертой выборки показали высокий уровень готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, были выделены следующие тезисы: на основе методики оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой) было выявлено: преподаватели считают, что изменения в учебной, внеурочной деятельности ОУ не требуются; чувствуют себя достаточно подготовленными к освоению новшеств в содержании обучения и достаточно подготовленными к освоению новшеств в технологии обучения; качество условий в учебном заведении для развития инновационной деятельности оценивают, как хорошее по большинству критериев и очень хорошее по критериям психологический климат в коллективе и система обучения кадров. В качестве весомого фактора можно выделить психологический климат в коллективе, наличие данного критерия вносит определенный вклад в подтверждение основной гипотезы исследования.

  5. На основе методики: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» был определен уровень готовности участников к осуществлению инновационной деятельности, он колеблется в пределах от 75 до 100 баллов, что говорит о высоком уровне готовности учителей к участию в инновационной деятельности.

В качестве проблемы использования инноваций в практической деятельности может выступать слабая осведомленность учителей математики о возможностях принципиально нового подхода в подаче материала. В выборке два участника, имеющие возраст 53 года и 47 лет, были убеждены в том, что «традиционные методики в обучении математики являются проверенными и дают неплохие результаты»

Личность педагога – новатора гармонично сочетает в себе научные и педагогические интересы и потребности, а также высокий уровень педагогической рефлексии и творческой уникальности создает условия для успешной реализации всех возможностей педагога. Преподаватели, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшеств, могут оказывать новациям сопротивление в разной форме. Позитивные результаты могут изменить отношение преподавателей к ним. Кроме того, установка на нововведение зависит от индивидуальных особенностей личности, силы и количества противодействующих факторов, а также настроя педагогического коллектива. Только в случае, когда учитель полностью осознает важность инновационного подхода и устраняет мешающие факторы, начинается процесс самовыражения, самореализации, подвергается изменениям стереотип, происходит саморазвитие.

Список использованной литературы:

  1. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65;

  2. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15;

  3. Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. – Москва: Российское педагогическое агенство, 1995 – С. 49-54;

  4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49.

Просмотров работы: 200