РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Голубятникова А.А. 1, Ротова Н.А. 2
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
2Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современному обществу необходим человек с умением свободно ставить цели в своей жизнедеятельности, способный в меняющихся условиях совершенствоваться и выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Поэтому актуальным можно считать проявление интереса педагогов к личности, к ее особенностям, способам поведения и взаимодействия в современных условиях. Проблема толерантности в последнее десятилетие стала актуальной и широко востребованной во всем мире. Разработка федеральных, региональных программ способствует решению комплекса проблем, касающихся толерантных отношений в разных сферах жизнедеятельности (А.Г. Асмолов, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, Г.В. Майер, В.И. Кабрин, Э.В. Галажинский и др.). Роль и место толерантности в общественной жизни раскрываются в работах А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, С.К. Соидыревой, Р.Р. Валитовой, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, А.А. Леонтьева, В.А. Петровского, В.А. Тишкова, В.В. Шалина и др., которые рассматривают се как социальную норму, принцип межличностных и межгрупповых отношений, условие сохранения человеческого разнообразия и эффективного взаимодействия между людьми. В отечественной науке проблематика исследований толерантности многообразна: толерантность в процессе обретения личностью целостности (А.Г. Асмолов, Е.Ф. Казаков, В.А. Тишков), психосемантические исследования этнических стереотипов (В.Ф. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников, А.Р. Кравцова, В.С. Осипова), ментальная толерантность между людьми разных культур (А.В. Перцев), межэтническая толерантность (В.А. Петрицкий, Г.У. Солдатова), границы толерантности (П.М. Колычев, Д.В. Сухушин) и т. д. Толерантные установки, по мнению А.Г. Асмолова, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым [2]. Основы толерантности закладываются у детей в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досуга, внеурочной деятельности. Достижение воспитательных результатов и эффектов – это огромная каждодневная работа педагогов. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у младших школьников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и предусмотреть включение детей младшего школьного возраста в общественно-значимую деятельность [10]. Согласно исследованиям психологов и педагогов В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Талызиной, развитие детей младшего школьного возраста наиболее эффективно происходит посредством включения их в такую деятельность, результат которой был бы значим для общества [4].

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы, согласно ФГОС НОО, предусматривает принятие младшими школьниками «моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [12].

Организация проектной деятельности с младшими школьниками позволяет достичь не только воспитательных результатов посредством взаимодействия обучающихся с учителем как носителем культурного социального знания и с другими обучающимися на уровне класса в дружественной среде, но и воспитательного эффекта. Участвуя в мероприятиях проекта, обучающиеся получают не только опыт самостоятельного действия, переживания, прочувствования, но и присвоения духовных ценностей. Взаимодействуя с представителями разных социальных субъектов вне стен образовательного учреждения, в открытой общественной среде, обучающиеся получают опыт самостоятельного действия в обществе, что способствует формированию социально приемлемой модели поведения. Проектная деятельность предполагает создание продукта, который улучшает жизнь людей, взаимоотношения между ними. Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей младшего школьного возраста и разработать систему мероприятий в данном направлении.

1. Название проекта: «Мы разные, но мы вместе»

2. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

Окружающий мир (тема: «Мы россияне»)

3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:

Физическая культура, внеурочное занятие.

4. Возраст учащихся:10-11 лет

5. Сроки реализации: 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) во внеурочной деятельности

6. Направленность проекта: духовно-нравственное воспитание

7. Тип проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий

8. Проблемные вопросы:

  • Почему люди разные?

  • Что объединяет разных, «непохожих людей»?

  • Как влияет толерантность на взаимоотношения людей?

9. Цель проекта: Формирование у детей младшего школьного возраста толерантности и уважения к культурным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

10. Задачи проекта:

1. Образовательная: расширить представления детей о празднике, посвящённом «Дню толерантности»; культурных традициях народов России.

2. Развивающая: создать и оформить коллективную работу: электронную книгу в формате Ridero «Мы разные, но мы вместе».

3. Воспитательная: формирование детской толерантности в целях сохранения способности взаимодействия в многонациональном мире.

11. Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты:

  • научатся начальному использованию полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

Метапредметные результаты:

  • Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и в группе.

  • Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе образца, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты:

  • Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

12. Необходимое оборудование: ноутбук, экран, проектор.

13. Социальные партнеры: экскурсионный центр города Сургута.

14. Продукт проекта и требования к нему: электронная книга в формате Ridero «Мы разные, но мы вместе».

Требования к продукту:

  1. Соответствие содержания и названия книги. В ней присутствуют следующие части:

- Обложка.

- Титульный лист (содержит заглавие книги, её автора).

-Вступление.

- Текст самой книги — книжный блок.

- Предметный указатель.

- Содержание должно раскрывать название и главную мысль.

Количество разворотов не менее пяти: а) спортивные игры народов России; б) пожелания на языках народов России; в) экскурсия по религиозным центрам (отдельный разворот по каждой религии); г) новогодние обычаи народов России.

  1. Дизайн оформления книги (подбор шрифта, умеренное количество иллюстраций, спокойная цветовая гамма)

15. Этапы проекта:

Название

Цель

Результат

Дата

Проведение классного часа «Толерантность – искусство жить вместе!».

Формирование у школьников правильного представление о толерантном поведении, воспитании чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов

Обучающиеся поделены на 2 группы (православные и мусульмане), демонстрируют свои доклады и презентации. Представлена информация:

1.Праздники

2.Традиции

3. Быт

Выступление готовится на 3минуты.

Сформированность представления о понятии «Толерантность»

Начало октября

Спортивное развлечение «Игры народов России»

Привитие интереса к игровым традициям народов мира. Знать, чему учит игра, какие навыки развивает.

Знание о том, как проводят досуг различные народы, каково назначение игры в каждом народе.

Середина октября

Акция «Поляна пожеланий» (на языках народов России)

Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе, создание «Ящика пожеланий» на разных языках.

Знакомство с языками других народов, положительный эмоциональный настрой в коллективе.

Ноябрь

Экскурсия по религиозным центрам г. Сургута

Формирование толерантного отношения к людям с разным вероисповеданием

Знакомство с базовыми национальными ценностями различных религий.

Анализ вероисповеданий по внешним и внутренним признакам.

Ноябрь

«Новогодние обычаи народов России»

Знакомство с особенностями празднования нового года у русских, татар, якутов, болгар.

Выявить особенности проведения новогодних обычаев народов России, провести обычай для класса

Декабрь

Презентация электронной книги «Мы разные, но мы вместе»

Представление готовой книги.

Электронная книга «Мы разные, но мы вместе»

Декабрь

1 этап. Постановка проблемы.

Проводится классный час на тему: «Толерантность – искусство жить вместе!», на котором возникает проблемный вопрос: Как людям разных народов жить вместе?» Возникает необходимость в изучении базовых национальных ценностейнародов проживающих на территории России.

Цели: сформировать у учащихся понятие «толерантность», определить непохожесть и уникальность народов, проживающих на территории России.

1. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?С карточек белого цвета дети зачитывают:

  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.Учитель: почему в современном мире важно научиться понимать друг друга? Что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.Дети зачитывают высказывания и соотносят с заповедью.

2.Работа в группах.

1)Дети делятся на две группы: первая группа находит информацию о людях, кто исповедует Христианство, вторая группа – о тех, кто исповедует Ислам. Необходимо было приготовить рассказ о религии по плану:

1. Праздники

2. Традиции

3. Быт

2) Диалог. Дети представляют информацию о своей религии.

3) Делегирование. Ребята обсуждают, в чем сходство и различие данных религий, приходят к выводу, что есть существенные отличия в жизненном укладе различных религий.

4) Подведение итогов. Рефлексия.

Подведём итог:

Как людям разных народов жить дружно?

2 этап. Исследовательский:

Спортивное мероприятие «Игры народов России».

Учащимся необходимо собрать информацию о традиционных играх различных народов проживающих на территории РФ: коми, русские, башкиры и провести с учащимися 1 класса спортивное внеклассное мероприятие

Могут быть представлены следующие игры:

Народ коми – «На новое стойбище»Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Ы» все должны построиться в прежней последовательности.Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Народ русские – «Растеряхи»

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Народ башкиры – «Белая кость»

Правила: ведущий выбирается по считалке. Участники стоят в шеренге. Ведущий напевает:

Белая кость — знак счастья ключ,

Лети до Луны,

До белых снежных вершин.

Находчив и счастлив тот,

Кто тебя вовремя найдет.

Бросает кость за шеренгу.

Никто не оглядывается. Когда кость упадет, ведущий говорит:

Ищите кость — найдете счастье скоро,

А найдет его тот, кто быстрее и ловчее.

Нужно найти и незаметно принести кость ведущему. Если кто-то это замечает, дотрагивается до плеча, отбирает кость, бежит к ведущему. Кому удается донести кость, тот загадывает желания — участники исполняют.

Задачи: развивать ловкость, терпение, находчивость, активный интерес к народным играм.

Критерии оценки данного мероприятия:

1. Чему учит эта игра?

2. Какие способности развивает данная игра?

3. Способность организовать слаженные действия обучающихся.

По итогам проведенного мероприятия оформляется разворот электронной книги.

«Новогодние обычаи народов России»

Обучающимися подготавливается развлекательная программа «Новогодние обычаи народов России». Заранее подготовленные ученики знакомят своих одноклассников с особенностями празднования нового года у русских, татар, якутов, болгар в процессе проигрывание данного обычая.

Могут быть представлены следующие обычаи:

Русские – гадание на Рождество.

На разграфленном листке бумаги пишут самые разные изречения или разные варианты ответов на один вопрос, после чего ночью на Рождество вверх над листом гадающие подкидывают зерно. На какие слова зерно попадет – те и сбудутся.

Татары – проращивание зерен

Примерно за две недели до праздника на блюдах высеивали пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достигать 5-7 сантиметров. Эти ростки становились украшением стола и символизировали рождение новой жизни, нового года. А затем из этих пророщенных зёрен делали сумаляк, наиболее известное праздничное блюдо.

Якуты-Ысыах

Вступить в хоровод и пройти с танцующими хотя бы один круг. Праздник Нового года был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. В этом отношении и якутский Ысыах представлял собой скотоводческий праздник, в котором ярко отразились изменения, происходившие в хозяйственной деятельности якутов. Ысыах был приурочен к той поре, когда вдоволь было молочной пищи и мяса и можно было дать себе короткий отдых перед сенокосом.Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.

Религия

Внешние признаки

Внутренние ценности

Собственное отношение

Внутреннее убранство

Особенности расположения

Архитектурные особенности

Религиозный культ

Религиозные отношения

Религиозные ценности

Христианство

             

Ислам

             

3 этап Информационный

Учитель договаривается с экскурсионным центром города Сургута о проведении экскурсии в религиозные заведения: храм, мечеть, католическая церковь. Совместно с родителями учащиеся идут на экскурсию по религиозным центрам. Перед экскурсией учителем проводится мероприятие, на котором обсуждается цель экскурсии, дети получают критерии, по которым они должны сравнить религиозные центры. Данный этап необходим для того, чтобы дети познакомились с вероисповеданиями отличными от их, а также формирования толерантного отношения к людям с разным вероисповеданием.

Критерии оценивания мероприятия:

1. Сравнение осуществляется по внешним и внутренним признакам.

К внешним относятся убранство, особенности расположения, архитектурные особенности. К внутренним признакам относятся базовые национальные ценности данной религии.

2. Достоверность информации.

3. Собственное отношение к данным религиозным центрам.

Проанализировать сходства и различия двух религий, исповедуемых на территории России по следующему плану:

1. Проанализировать внешние признаки, отметить особенности каждой религии, данные занести в таблицу.

2. Проанализировать внутренние признаки, отметить особенности каждой религии, данные занести в таблицу.

3. Дать собственную оценку каждой из религий.

4. Сделать вывод, определив, чем схожи религии, как людям разных религий жить в мире.

По итогам экскурсий разрабатывается разворот электронной книги.

4 этап. Изготовление продукта и его оформление.

Учитель знакомит обучающихся со структурой создания электронной книги. Объясняет принцип работы в программе Ridero.Учащиеся предоставляют наброски разворотов электронной книги. Совместно с учителем вносятся правки и корректировки.

Разрабатывается оценочный лист: кто какие задания выполнил во время прохождения данного проекта, что получилось/не получилось, почему.

Образец оценочного листа для рефлексии собственной деятельности

                     
 

Лист самооценки ____________________________________

     
                         

Критерии оценивания

         

Оценка

         

пп

                       
   

Всё получилось

Не совсем всё

 

Не получилось

 
         
           

получилось

 

(почему)

 

1

Найти информацию

                     
 

самостоятельно

                     

2

Выбрать самое основное для

                     
 

сообщения

                     

3

Оформить работу

                     

4

Оцени свой вклад в работу

 

Самостоятельно получилось в соответствии с планом

             
 

группы.

                 
 

Отметь свой вклад в работу

 

Всё сделали без

               
 

группы. Отметь нужное место на

 

меня

             
 

линейке.

 

Без меня

             
     

работа бы не

             
     

получилась

             

5 этап. Презентация электронной книги «Мы разные, но мы вместе» на общешкольном мероприятии, посвященном Дню Толерантности.

Литература

  1. Алексеев М. Ю. Особенности национального поведения / М. Ю. Алексеев, К. А. Крылов. – М. : Арт-Бизнес-Центр, 2001. – 318 с.

  2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18.

  3. Безюлева Г. В. Толерантность в пространстве образования : учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева, Г. М. Шеламова. – М. : Московский соц.-психологич. ин-т, 2008. – 152 с.

  4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.

  5. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. – М. : Академический проект, 2005. – 240 с.

  6. Ершов В. А.Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. Дисс. на соискание степени канд. педагогических наук, М., 2000. – С. 6-11.

  7. Ковылева М. В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию / М. В. Ковылева. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 320 с.

  8. Косарецкая С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая, И. Ю. Синягина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 159 с.

  9. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. – 2002. – № 5.

  10. Ротова Н. А. Проект «Моя малая родина» как средство достижения воспитательного результата с детьми младшего школьного возраста // Современные научные исследования. Выпуск 9: сборник статей участников IX Всероссийского конкурса инновационных образовательных технологий «Современная школа». АНО ДПО «МЦИТО», г. Киров (1 июня 2017 года - 18 декабря 2017 года). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2017. – 1 эл. оп. диск (CD-R).

  11. Уланов В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека / В. Уланов // Директор школы. – 2004. – № 2. – С. 43.

  12. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: минобрнауки.рф›документы/922

Просмотров работы: 169