ПРОЕКТНО-СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЕКТНО-СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
XXI век − век информационного общества, с происходящими разного плана социально-экономическими изменениями, которыми обусловлен запрос на целеустремленных, инициативных и конкурентоспособных людей, а это требует от современной школы подготовки обучающихся, проявляющих познавательную активность и самостоятельность в приобретении новых знаний, умении работать с информацией.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.20012 № 273-ФЗ, Федеральной целевой программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы говорится о необходимости развития у младших школьников исследовательской инициативности, интеллектуальных способностей, формирование умений самостоятельно добывать и применять знания.

Обращение к проблеме инициативности младших школьников привело к необходимости изучения такого понятия, как исследовательская инициативность, являющаяся мощным побудительным и регулятивным фактором познавательного развития учащихся.

Опираясь на определение А.Н. Поддьякова, «исследовательская инициативность младших школьников – это активное творческое отношение личности к миру, выражавшееся в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реального мира путем практического взаимодействия с ним, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов исследования и их использование для дальнейшего познания» [1].

Современная школа на начальном этапе обучения, часто сталкивается с такой проблемой: нежелание обучающихся получать новые знания, не говоря о том, чтобы добывать их самостоятельно. В связи с этим возникает вопрос, что делать в сложившейся ситуации? Каким образом сформировать у обучающихся желание учиться? В решении обозначенной проблемы поможет вовлечение детей младшего школьного возраста в проектно-созидательную деятельность.

Проектно-созидательная деятельность обладает большими мотивационными возможностями в процессе обучения, формирует «умение учиться», помогает обучающимся по-новому раскрыться, способствует установлению сотрудничества, благоприятной психологической обстановке в классе, развитию исследовательской инициативности и т.д.

Проектно-созидательная деятельность – это деятельность, направленная на решение учащимися учебных и (или) научных проблем, творческих задач и заданий, выполнение которых осуществляется на основе активных проблемно-поисковых действий, творческой самореализации обучающихся и представленная в виде конечного результата (проекта).

Проект − это уникальный личностный результат, который способствует повышению самооценки младших школьников, приводит к состоянию самоудовлетворенности своей деятельностью, но это происходит только в том случае, если ребёнок достигает этого результата именно сам. Младшему школьнику необходима помощь учителя и родителей в выполнении проекта, но эта помощь не должна заключаться в том, чтобы всё сделать за него. Пусть этот продукт получится неидеален, например, проект по технологии «Изделие из пряжи». Выполняя данный проект, учащиеся начальной школы приобретут знания на основе разноплановой проблемно-поисковой исследовательской деятельности.

Существуют различные классификации этапов работы над учебным проектом.

Розанов Л.Л. выделяет следующие этапы создания проекта:

1. Организационно-подготовительный;

2. Поисково-исследовательский;

3. Отчетно-оформительский;

4. Информационно-презентационный [2].

Важным этапом является первый организационно-подготовительный, на котором выбирается тема проекта. При отборе проблемы для осуществления проектной деятельности важно учитывать интерес, возрастные особенности младшего школьника. Темы может предложить и сам ребёнок, опираясь на свою любознательность, познавательный интерес и активность. Мотивация является источником энергии для самостоятельной работы и творческой активности детей. Для этого нужно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, возможностью практической и общественной полезности полученных результатов. Интерес обучающихся к проблеме − залог успеха проекта. Далее выявляется проблема, определяются цели проекта; составляется предварительный план; определяются методы, приемы исследования.

Следующий поисково-исследовательский этап: разрабатывается программа исследования; сбор и изучение необходимой информации; непосредственное исследование на основе применения выбранных методов исследования.

Третий отчетно-оформительский этап. На этом этапе определяется название проекта. Название исследовательского проекта должен определять основной результат, а именно то, что утверждается в завершенной работе. Изготавливается практический результат проекта; излагается содержание выполненного проекта.

Последний информационно-презентативный этап. Проводится защита проекта; подводится итог; самооценка и оценка проекта.

Для осуществления проектно-созидательной деятельности как основы развития исследовательской инициативности младших школьников был выбран патриотический проект мини-музей в классе «Мой дедушка-герой!».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине. У некоторых школьников наблюдается отсутствие патриотического сознания. Они не знают или очень мало знают о тех, кто обеспечил им будущее, отстоял его для них. А ведь в каждой семье есть герои, о которых обучающиеся возможно не знают.

В соответствии с классификацией этапов создания Розанова Л.Л. на организационно-подготовительном этапе определялись участники проекта, данный проект является коллективным, была выбрана тема: «Великая Отечественная война в жизни моей семьи». Цель данного проекта: формирование представлений детей младшего школьного возраста о героическом прошлом своих родных в Великой Отечественной войне. Предполагаемый результат: создание практического продукта (мини-музея в классе), обеспечивающего постоянное воспитательное воздействие на младших школьников для привития чувства любви к Родине, гордости за неё, чтобы они всегда помнили о тех, кто завоевал Победу, а не только в преддверии празднования Дня Победы.

На поисково-исследовательском этапе дети младшего школьного возраста учатся работе с информацией, формируется умение добывать знания. Проводятся следующие мероприятия: младшие школьники беседуют о Великой Отечественной войне с семьёй, изучают архивы, обращаются за информацией в Интернет для получения библиографической информации об участниках ВОВ в своей семье. Анализируют полученные данные. В основе исследовательской инициативности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, поэтому данный этап создания проекта будет благоприятным для развития исследовательской инициативности младших школьников.

Отчетно-оформительский этап. Название проекта было выбрано с учётом темы и практического результата. На этом этапе каждый участник проекта изготавливает экспозиции выставок для будущего музея: создание иллюстрированной биографии участника Великой Отечественной войны в форме альбома, буклета, папки с файлами, документального фильма, в виде сочинения и др. Кроме потребности в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, основу исследовательской инициативности составляет потребность в новых результатах деятельности, следовательно, на данном этапе будет развиваться исследовательская инициативность младших школьников.

На информационно-презентативный этапе проводится защита проекта, т.е предполагается открытие мини-музея «Мой дедушка-герой!». Каждый участник проекта выступает экскурсоводом, который рассказывает о своем родственнике участнике Великой Отечественной войны.

Каждый из этапов создания проекта реализуется с помощью учителя. Он регулирует деятельность, координирует, консультирует, стимулирует учащихся на глубокое исследование проблемы при помощи умело поставленных вопросов, стимулирует участников к самооценке.

Таким образом, в основе исследовательской инициативности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности, поэтому проектно-созидательная деятельность имеет большой потенциал для развития исследовательской инициативности младших школьников.

Список литературы

  1. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис.доктора психол. наук: 19.00.07 / А.Н. Поддьяков. МГУ им. М.В. Ломоносова. Фак. Психол. – М.:2011– 350 с.

2. Розанов Л. Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению//География в школе. – №7. – 2004. – С.2-3.

Просмотров работы: 1877