Проблема когнитивного развития актуальна не только для каждого конкретного человека, но и для общества в целом. Это обусловлено тем фактором, что задержка процесса когнитивного развития может привести к таким тяжелым когнитивным расстройствам в будущем, как болезнь Альцгеймера, шизофрения, болезнь Паркинсона, сосудистая деменция и др. [16], что негативно сказывается на здоровье и на общей продолжительности жизни населения.
Проблема малоизученности состояния когнитивного развития населения возникла вследствие несогласованности мнений ученых и психологов на счет определения, структуры и условий становления когнитивного развития. Так, существует многообразие подходов к определению данного понятия. Ряд авторов определяют когнитивное развитие через пошаговое изменение внутренних когнитивных структур, приводящему к общему интеллектуальному развитию (Ушаков Д.В., Дружинин В.Н., ПиажеЖ.). Однако также существует ряд авторов (Комкова Е.И., Кушнарева Л.П., Иванова Е.В.), которые когнитивное развитие напрямую связывают не только с интеллектуальным, но и с личностным развитием человека. Таким образом, когнитивное развитие можно определить как взаимосвязанный процесс развития внутренних когнитивных структур и социально-коммуникативных качеств личности [6; 8;9].
Когнитивное развитие - очень важный показатель интеллектуального, эмоционального, личностного развития на каждом возрастном этапе развития человека. Однако важно отметить, что большинство когнитивных функций начинают развиваться именно в детском возрасте. Так, младший школьный возраст и с социальной, и с нейрофизиологической точки зрения рассматривается как сенситивный для развития большинства когнитивных функций, таких как внимание, память, мышление, регуляция поведения и самоконтроль [12].Также интенсивность учебной программы требует от учеников поддержания высокого психомоторного темпа, развития саморегуляции поведения и произвольности действий [10].Дети младшего школьного возраста, имеющие низкие показатели психомоторных функций, низкий уровень развития отдельных свойств внимания, саморегуляции, наиболее подвержены стрессу и дезадаптации. Это проявляетсявсниженииучебной мотивации ребенка, его общем физическом и психическом нездоровье [20], что выражается в видеслабоумия, снижения психических функций, нарушений функций головного мозга, в длительных депрессивных состояниях в будущем [22].
Поэтому очень важно проводить исследования, направленные на изучениепсихомоторных функций и произвольности действий у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить особенности произвольной деятельности и психомоторного темпа у детей младшего школьного возраста г. Архангельска.
Исследование проводилось в одной из школ города Архангельска, в период с ноября 2017 года по январь 2018 годас согласия родителей первоклассников. Количество исследуемых составило 120 человек (56 девочек и 64 мальчика) в возрасте 7-8 лет.
Основу исследования составили тест Тулуз-Пьерона [19; 21] и графический диктант Д.Б. Эльконина [14].Тест Тулуз-Пьерона направлен на исследование свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), а так же скорости мышления. Данный тест включает в себя 10 строчек на тестовом бланке, состоящих из различных квадратиков. Ребенок должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, изображенным слева. Время работы с одной строкой - 1 минута. Методика «Графический диктант» направлена на исследование уровня произвольной регуляции и контроля внимания. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. По диктовке исследователя ребенок чертит линии, рисуя нужный узор. По полученным результатам двух методик исследуются такие когнитивные функции ребенка, как концентрация, устойчивость, переключаемость, контроль внимания, скорость мышления и умение ребенка регулировать свое поведение, ориентироваться в пространстве.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показали результаты теста Тулуз-Пьеронау большинства первоклассников (68%) наблюдался достаточно быстрый темп выполнения заданий(таблица 1). Скорость выполнения теста отражает особенности развития таких функций как: оперативная память, визуальное мышление, а также особенности нейродинамики [21].
Таблица - 1 Количество первоклассников (%) с разной скоростью выполнения теста Тулуз-Пьерона
Показатель |
Контингент |
Название уровня |
||||
Патология |
Слабый |
Средний |
Хороший |
Высокий |
||
Скорость выполнения теста |
Все дети |
8,4 |
23,5 |
32,8 |
21,8 |
13,5 |
Мальчики |
5,9 |
9,2 |
18,5 |
11,8 |
7,6 |
|
Девочки |
2,5 |
14,3 |
14,3 |
10 |
5,9 |
Было отмечено, что 32% (15% мальчиков и 17% девочек) первоклассников имели достаточно низкую скорость выполнения заданий. Это может свидетельствовать о недостаточном уровне развития мыслительных функций, что может отразиться на успешности обучения в школе и его адаптации [21].Считается, что возрастной период 6-8 лет - это переходный этап существенных изменений внимания и особенностей его организации, характеризующийся усилением роли блока анализа и обработки информации (кортикализация внимания) [4].Скорость выполнения заданий - очень важный фактор, который влияет на успеваемость школьника. Низкий темп выполнения заданий мешает усвоению учебного материала, в результате чего снижается работоспособность, ухудшается мыслительная деятельность, что ведет к потере учебной мотивации и дезадаптации ребенка[1].
Среди обследованных детей выявлено 8,4% первоклассников с очень низким уровнем развития скорости переработки информации. Причинами таких низких показателей могут быть как временное состояние ребенка (плохое самочувствие, низкая мотивация и т.д.), так и личностные характеристики (особенности темперамента, индивидуальные особенности темпа работы, наследственные факторы) [21].Учителям и родителям необходимо обратить особое внимание на таких детей, чтобы исключить негативные последствия низкого темпа работы, проявляющиеся в низкой успеваемости, дезадаптации, снижении уровня когнитивного развития детей.
Определяющим фактором в процессе обучения является концентрация внимания [21]. Было выявлено, что большинстводетей (59,5%) имеют достаточно высокую точность выполнения теста (таблица 2).
Таблица - 2 Количество первоклассников (%) с разным уровнем концентрации внимания
Показатель |
Контингент |
Название уровня |
||||
Патология |
Слабый |
Средний |
Хороший |
Высокий |
||
Точность выполнения теста |
Все дети |
34,5 |
6 |
22,6 |
20 |
16,9 |
Мальчики |
18,5 |
2,65 |
12,6 |
8,4 |
8,4 |
|
Девочки |
16 |
3,4 |
10 |
11,8 |
8,4 |
Однако большое количество первоклассников (40,5%), большинство из которых (21%) мальчики, показывают крайне низкие результаты. Низкая концентрация внимания свидетельствует о высокой рассеянности и может привести к ухудшению памяти, уровня мышления ребенка. Как отмечает А.М. Бозиева (2016), между успешностью обучения и уровнем концентрации внимания школьников существует прямая связь: чем ниже концентрация внимания учащегося - тем ниже его успеваемость. К тому же, ребенок, неуспевающий в учебе, получает больше негативных эмоций от учебной деятельности, чем другие дети, а это способствует снижению уровня адаптации. Следовательно, уровень концентрации внимания ребенка напрямую связан с его адаптацией и успешностью обучения. Для того, чтобы ребенку было легче концентрировать свое внимания, существуют различные техники, применяемые со стороны учителей: интерактивные доски, плакаты, таблицы, различные компьютерные технологии, и т.д. Однако необходимо учитывать, что существуют периоды активации и рассеивания внимания. Следовательно, педагог должен выстраивать свою работу в соответствии с этой динамикой [2].
На развитие мышления ребенка влияет также устойчивость скорости выполнения задания во времени, которая связана с эмоциональной устойчивостью.Эмоциональная устойчивость - один из факторов физического и психического здоровья ребенка [7].Согласно результатамнашего исследования, большинство детей (57%) имеют низкий уровень устойчивости скорости во времени (таблица 3).
Таблица - 3 Количество первоклассников (%) с разнымуровнем устойчивости скорости во времени
Показатель |
Контингент |
Название уровня |
||||
Патология |
Слабый |
Средний |
Хороший |
Высокий |
||
Устойчивость скорости во времени |
Все дети |
36 |
20,9 |
35,4 |
6 |
1,7 |
Мальчики |
20 |
10,9 |
17,7 |
3,5 |
1,7 |
|
Девочки |
16 |
10 |
17,7 |
2,5 |
0 |
Этот феномен у детей 7-8 лет может выражаться в повышенной тревожности, беспокойстве, плохой адаптации, в плохой переносимости депрессивных эмоций. На такие проявления эмоциональной неустойчивости необходимо, в первую очередь, обратить внимание родителям. Как отмечает Н.Ю. Молостова (2016), способность к эмоциональной устойчивости формируется в семье, поэтому родителям необходимо выстраивать партнерские отношения с ребенком, предоставлять ребенку возможность выбора, стремиться к эмоциональной поддержке ребенка [13], чтобы исключить негативные последствия для развития таких детей.
На интеллектуальное развитие также может повлиять способность к волевому усилию ребенка. В тесте Тулуз-Пьеронауровень развития произвольности отражает параметр «Устойчивость внимания» (таблица 4).
Таблица - 4 Количество первоклассников (%) с разным уровнем устойчивости внимания
Показатель |
Контингент |
Название уровня |
||||
Патология |
Слабый |
Средний |
Хороший |
Высокий |
||
Устойчивость внимания |
Все дети |
15,1 |
5,1 |
19,2 |
28,6 |
32 |
Мальчики |
10,9 |
3,4 |
10 |
13,6 |
16 |
|
Девочки |
4,2 |
1,7 |
9,2 |
15 |
16 |
Для младшего школьного возраста характерно развитие произвольности внимания, восприятия, деятельности, а также развитие волевых качеств. Согласно результатам исследования, большинство первоклассников (80%) имеют достаточно высокую устойчивость внимания, что свидетельствует о нормальном развитии произвольности иволевых качеств. Однако 20% (6% девочек и 14% мальчиков) учащихся обладают низкой устойчивостью внимания. У таких учеников плохо развито умение контролировать выполнение заданий. Это проявляется в неумении сосредоточиться, частом переключении внимании на посторонние объекты, что мешает им качественно заниматься на уроках.Учителям необходимо более детально концентрировать внимание учащихся на выполняемых заданиях, а также использовать на каждом уроке небольшие упражнения, направленные на развитие внимания[18]. Также важно отметить, что низкой устойчивостью внимания, согласно нашему исследованию, в большей степени обладают мальчики (14%). Это может быть связано с гендерной неравномерностью развития психических функций детей младшего школьного возраста. Согласно мнению М.А. Галагузовой (2000), развитие мальчиков, как физически, так и психически, происходит медленнее, чем у девочек. Как правило, в начале обучения уровень развития мальчиков гораздо ниже, чем у девочек.У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие волевые качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность [17].
Таким образом, результаты теста Тулуз-Пьерона[19; 21] свидетельствуют, в большей степени, о нормальном для данной возрастной категории развитии внимания. Однако по показателю «Устойчивость скорости во времени» большинство учащихся (57%) показали низкие результаты, что может свидетельствовать об эмоциональной неустойчивости детей. На данный феномен необходимо, в первую очередь, обратить внимание родителям: стараться выстраивать партнерские отношения с ребенком, предоставлять ребенку возможность выбора, стремиться к эмоциональной поддержке ребенка.
Уровень развития произвольности и саморегуляции ребенка также отражает успешность развития познавательных функций. Методика «Графический диктант» помогает исследовать именно этот показатель когнитивного развития. Согласно результатам этой методики, большинство детей (95,2%) имеют достаточно высокий уровень произвольности исаморегуляции (таблица 5).
Таблица - 5 Количество первоклассников (%) с разным уровнем развития произвольности исаморегуляции
Показатель |
Контингент |
Название уровня |
|||
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Уровень саморегуляции |
Все дети |
1,7 |
3,1 |
32,2 |
63 |
Мальчики |
1,7 |
2,3 |
20,4 |
28 |
|
Девочки |
0 |
0,8 |
11,8 |
35 |
Как отмечают авторы О.В. Ефтимова, Е.А. Максимова, Т.Г. Фомина (2017), осознанная саморегуляция выступает в качестве важного ресурса субъективного благополучия ребенка, что является важным признаком психологического здоровья и определяющим показателем социально-психологической адаптированности [5]. Большой процент детей, имеющих высокий уровень саморегуляции, может свидетельствовать о правильной организации учебной деятельности со стороны учителей. Однако, поскольку имеются дети (4,8%), с низкими показателями уровня произвольности и саморегуляции, учителям необходимо обратить на них особое внимание: стараться развивать у учащихся интерес к получаемым знаниям, проводить специальные занятия по формированию саморегуляции. Ряд авторов отмечают, что возраст 6-7 лет считается критическим периодом в становлении произвольной регуляции [1; 11].Несформированность произвольной регуляции поведения в этом возрасте может повлиять на снижение учебной мотивации, успешность обучения в будущем [15].
Поэтому и родителям также рекомендуется обратить на таких детей внимание и стараться развивать в них качества личности, необходимые для формирования саморегуляции: прилежание, ответственность, самостоятельность.
Таким образом, формирование произвольной регуляции и психомоторного темпа младшего школьника является важным показателем когнитивного развитиякак успешности обучения и адаптации к школе, так и общего физического и психологического здоровья ребенка. Учитывая это, необходимо проводить раннюю диагностику детей, чтобы вовремя организовывать профилактическую и при необходимости коррекционную работу.
Список литературы:
1. Байгужин П.А., Кокорева Е.Г. Особенности проявления сенсомоторной интеграции в условиях модели учебной деятельности младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - № 6. - С. 364-373.
2. Бозиева А.М. Концентрация внимания как основа эффективного обучения // Молодежь в науке: новые аргументы. - 2016. - №2 .- С. 58-61.
3.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций в онтогенезе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 499 с.
4. Дубровинская Н.В.,Савченко Е.И. Формирование механизмов организации внимания в онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. - Л.: Наука, 1990. - С. 87-110.
5. Ефтимова О.В., Максимова Е.А., Фомина Т.Г. Саморегуляция как ресурс субъективного благополучия младших школьников // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. - 2017. - № 2. - С. 69-75.
6. Иванова Е.В. Психологические особенности когнитивной дифференцированности и личностных структур детей старшего дошкольного возраста с опережающим развитием: дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 1999. - 161 с.
7. Игнатова Ф.В., Коршунова О.В. Изучение влияния творческого мышления на эмоциональную устойчивость младших школьников // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. -№ 4. - С. 49-52.
8. Комкова Е.И. Когнитивное развитие ребенка как условие развития его личности // Вестник российского университета дружбы народов. - 2010. -№ 4 . - С. 51-55.
9.Кушнарева Л.П., Киримова К.В. Развитие когнитивных процессов как основа личностного роста детей-сирот с задержкой психического развития // Психология и педагогика: Прошлое, настоящее, будущее. - 2014. - № 8. - С. 59-62.
10. Лукманова Н.Б., Волокитина Т.Б., Гудков А.Б. и др. Динамика параметров психомоторного развития детей 7-9 лет // Экология человека. - 2014. - № 8. - С. 13-19.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 384 с.
12. Мачинская Р.И., Крупская Е.В.Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста // Когнитивные исследования. - 2008. - № 2. - С. 32- 45.
13. Молостова Н.Ю., Щербакова Е.Е. Психофизиологические и психосоциальные основания влияния детско-родительских отношений на эмоциональную устойчивость младших школьников // Вестник психофизиологии. - 2016. - № 1.- С. 34-43.
14. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 136 с.
15. Пудрина Е.П. Нейропсихологические особенности академически успешных и неуспешных младших школьников // Евразийский союз ученых. - 2015. - №11-2. - С. 112-115.
16. Путилина М.В. Когнитивные расстройства при цереброваскулярной патологии. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 140 с.
17. Социальная педагогика / Под общ.ред. М.А. Галагузовой. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 416 с.
18. Хохлова Н.И. Диагностика устойчивости внимания младших школьников в начале учебного года // Педагогические и психологические технологии в условиях модернизации образования. - 2017. - № 6. - С. 259-261.
19. Хрусталева Л.В. Психофизиологические детерминанты школьных трудностей: автореф. дисс. ... канд. биол. наук. - Ярославль, 2004. - 24 с.
20. Цветков А.В., Трубачева М.А. Сравнительный анализ психомоторного и речевого развития детей-билингвов // Вестник Московсского Государственного Областного Университета. Серия: Психологические науки. - 2009. - № 4.- С. 43-49.
21. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. - СПб.: «ИМАТОН», 2000. - 97 с.
22. Cognitivehealthinformation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://consumer.healthday.com/cognitive-and-neurological-health-information-26/ (дата обращения: 13.12.2017).
Работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ № 17-06-00967 (2017-2019 гг.) «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды».