ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ С ПОМОЩЬЮ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ С ПОМОЩЬЮ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Андреева Л.А. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На развитие ребенка влияют три важных сферы: школа, семья и общество. Дающий положительный результат решению задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи, школы и общества.

На современном этапе развития образования взаимодействие семьи и школы преобладают радикальные изменения в связи с тем, что реальное общение учителя с родителями практически сводится к минимуму. Обе стороны предъявляют свои претензии. С одной стороны, учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, безынициативностью. С другой стороны, родители недовольны чрезмерными нагрузками и безразличием педагога. Однако, сотрудничество трех сфер необходимо для формирования всесторонне развитой личности. Влияние школы и семьи играет важную роль в формировании уважительного отношения к семье у ребенка, оно социализирует его.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;[4]

По мнению В.И. Логиновой педагог должен стремиться к налаживанию диалога с родителями для получения максимального отклика на свою работу. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами [3, 19].

Содержание взаимодействия тесно связано с формой взаимодействия. Форма взаимодействия выступает как один из элементов организации воспитательной работы, а метод является средством воздействия.

В научной педагогической литературе (Н. Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская) рассматривают дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями (см. таблицу 1) [5, c.124]:

Таблица 1

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Коллективные

Групповые

Индивидуальные

Родительское собрание

Родительский лекторий

Конференция по обмену опытом

Вечер вопросов и ответов

Диспут-размышление по проблемам воспитания

Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса

«Дни открытых дверей»

Театрализованные представления

Совместные уроки, собрания и др.

Взаимодействие с родительским комитетом.

Взаимодействие с творческими группами.

Групповые консультации.

Практические занятия для родителей с привлечением специалистов.

Клуб творческих родителей.

Вечера - встреч « Мир увлечений нашей семьи».

Индивидуальные тематические консультации. Посещение семьи на дому.

Консультация-размышление.

Выполнение индивидуальных поручений. Переписка с родителями. Телефонный разговор. Наблюдение за деятельностью педагога и детей (посещение урока).

Формы работы с родителями постоянно подвергаются изменением. На смену традиционным формам, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой эффективности, незаинтересованностью родителей. Сегодня приходят на смену новые, активные формы работы с родителями, позволяющие привлечь родителей в процесс воспитания уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста.

По мнению Т.А Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова, что применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога и родителей.[3, c.10]

Одна из активной формы работы – это родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками беседы. На родительском собрании целесообразно применять различные интерактивные методы: работа в микрогруппах, дискуссии, ринги, деловые и ролевые игры и др. Каждый из родителей воспитывает своих детей так, как считает нужным, опираясь на свой опыт. Чтобы помочь родителям выбрать правильный путь для успешного развития у детей младшего школьного возраста уважительного отношения к семье предлагается цикл бесед за круглым столом: «Как сделать свой дом очагом любви, взаимопонимания, доброты», «Какой вы родитель?». Родители учатся свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, делясь опытом семейного воспитания.

Выпуск стенгазет «Семейный досуг» - это коллективное творчество большого количества людей, в процессе которого развиваются навыки работы в команде. [3, с.65]

Редакция стенгазеты (классный руководитель) привлекает к работе всех членов семьи, где распределяются обязанности внутри редколлегии (ректор, секретарь, художник и т.д.)

Главный критерий выпуска стенгазеты «Семейный досуг» — творчество, взаимопомощь педагога-родителя-обучающегося.

Семейный вечер - времяпрепровождения разной направленности. Данная форма работы содействует позитивному общению детей и родителей. Из исследований специалистов в изучения проблем современных семей выявлено, что злободневной проблемой стал дефицит продуктивного общения родителей со своими детьми. Используя форму совместной деятельности, такую как семейный вечер можно организовать маршруты выходного дня, организация и посещения выставок семейного творчества, участие родителей в создании книжек-самоделок, видеофрагмента или семейного фильма и т.д., в таких мероприятиях можно увидеть большую увлеченность и высокую активность родителей.[3, c.85]

Родительские ринги — одна из дискуссионных форм работы родителей и формирования родительского коллектива в школе. Проведение родительскихрингов в начальной школе необходимо. Родители в начальной школе проявляют однозначность суждений по многим вопросам воспитания своих детей, во все не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его учебного потенциала.Некоторые родители считают, что их методы воспитания эффективны и не подлежат изменениям со стороны педагога.[3, с.27]. Родительский ринг проводится с целью, того чтобы многие родители могли утвердиться в правильности своих форм и методов воспитания или провести самоанализ своего педагогического опыта, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Мастер-класс. В трудах известных ученых, как М.М. Поташник, А. Дистервег, В.В. Сериков и Т.И. Шамова, рассматривают мастер – класс как форму обучающего занятия, которая обладает следующими признаками:

  • мастер – класс имеет обучающую цель;

  • педагог, это мастер, который знает, как учить;

  • все остальные участники, находятся в роли учеников;

  • все действия выполняются пошагово, по алгоритму;

  • по окончанию мастер – класса каждый участник приобретаем новое умение.[2, с. 120]

Уникальность мастер - классов, как формы вовлечения в образовательно-воспитательный процесс родителей обучающихся, заключается в отказе от традиционных ролей «родитель» - «ребенок», путем создании равных условий для совместной творческой деятельности. Участвуя в мастер - классах, у родителей появляется возможность посмотреть на своего ребенка в творческой деятельности и оценить его способности объективно, так как сам родитель является субъектом той же деятельности.

Семейная гостиная - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные запросы семей и способствующая к формированию активной жизненной позиции участников процесса, их сплочению, передаче опыта в воспитании детей, укреплению института семьи [3, с.89].

Данная форма взаимодействия эффективна тем, что тематика встреч разнообразна в зависимости от запроса родителей. Каждый родитель имеет возможность высказать свои пожелания и предложения, касающиеся организации и содержания дальнейшей работы. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Согласно О. Л. Зверевой выделяются следующие критерии эффективности проведения семейной гостиной:

– проявление интереса родителей к содержанию разных форм и методов взаимодействия школы с семьей (благодарность, вопросы, потребность в дальнейшем сотрудничестве);

– возникновение дискуссий по инициативе родителей;

– привлечение опыта самих родителей;

– появление размышлений о правильности методов, признание своих ошибок;

– повышение активности родителей при посещении открытых мероприятий, анализе педагогических ситуаций [1, с.177].

Таким образом, существуют разнообразные формы и методы взаимодействия школы и семьи, тем самым открывают перед педагогом большие возможности для общения и улучшения взаимодействия с родителями и детьми. Активные методы работы показывают, что родители приобретают важные навыки работы в сотрудничестве, коллективное планирование, взаимопомощь в решении задач, деловое партнерское общение, умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, находить компромисс.

Список литературы:

  1. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в начальной школе/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова - М.: ТЦ «Сфера», 2013.- 300с.

  2. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие / М.М. Поташник,-М.: Педагогическое общество России, 2010. –448 с.

  3. Фалькович, Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями: для классных руководителей / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2010. – 240 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изменением и дополнение на 2011 г. / М -во образования и науки Рос.Федерации. М. : Просвещение, 2011. – 33 с. (Стандарты второго поколения).

  5. Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога/ Н.Е.Щуркова, – М.: Аркти, 2012. –250 с.

Просмотров работы: 3611