ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВУЛПЕСТЕРАПИИ, ИННОВАЦИОННОГО АНИМАЛОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВУЛПЕСТЕРАПИИ, ИННОВАЦИОННОГО АНИМАЛОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Веревкина О.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, магистрант I курса Специального (дефектологического) образования по программе «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в Приарктическом регионе», Архангельск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Контакт с представителями окружающей природы в процессе эволюции явился фактором совершенствования человеческой психики и залогом формирования его эмоциональной сферы. Таким образом, в психике человека контактирование с представителями растительного и животного мира изначально зафиксировано (запечатлено) как естественное. В дальнейшем происходило формирование эмоционально значимых контактов с животными в процессе одомашнивания собак и кошек. Именно эти животные стали первыми эмоциональными спутниками в жизни человека из мира животных.

Даже сейчас человек, живущий в современных каменных джунглях окружает себя изображениями природы: реки на рабочем столе компьютера, травы на мониторе телефона, горы и небо на рисунках фотообоев. Современный человек хоть и отдалился от дикой природы, но Природа и ее представители стали символом первозданности, искренности, личностного жизненного ресурса. В современном мире даже обыденное общение человека с домашними животными носит яркий психотерапевтический эффект, проявляющийся прежде всего в гармонизации эмоционального состояния человека. Одной из возможностей коррекции негативных эмоциональных состояний является психологическая работа, выстроенная через включение в психотерапевтический процесс домашних животных, в частности кошек.

Анималотерапия (или анималотерапии / зоотерапии / пет-терапии - все термины являются равноценными) – это один из методов психокоррекции, в котором применяется животное в качестве психотерапевтического средства посредством взаимодействие человека с животным [1].

История анималотерапии начинается с древности.

Несмотря на то, что еще во времена Гиппократа было известно, что домашние животные благоприятно влияют на здоровье человека, сам термин «анималотерапия» появился сравнительно недавно – в середине ХХ века.

Хочется отметить, что фактически элементами анималотерапии / зоотерапии / пэт-терапии пользовался Зигмунд Фрейд - один из столпов психотерапии, был записным собачником. Фрейд особенно обожал чау-чау и имел нескольких собак этой породы. Из них самым известным была собака по кличке Жо-Фи. Великий психоаналитик был убежден, что собаки могут прекрасно оценивать характер человека, а также помогать людям расслабиться. Поэтому он позволял Жо-Фи присутствовать на своих лечебных сеансах. Если пациент был расслаблен и умиротворен, Жо-Фи ложилась рядом с ним. Если же у него оставалось скрытое напряжение, Жо-Фи старалась лечь подальше.

Но это был не единственный полезный талант собаки. Жо-Фи безошибочно определяла, когда пора закончить сеанс. Ровно через пятьдесят минут после начала встречи чау-чау вставала, потягивалась и направлялась к двери. Поэтому Фрейду не надо было поглядывать на часы, что могло бы оскорбить пациента [4].

Официально термин анималотерапия связан с именем Бориса Левинсона. В начале 1960-х годов американский детский психолог Борис Левинсон (Boris Levinson) сообщил о любопытном наблюдении: наилучший эффект в работе со сложными пациентами отмечался тогда, когда на сеансах присутствовала собака Левинсона по кличке Джингл: мальчик-аутист, с которым Левинсон работал долго и безуспешно, случайно увидел собаку доктора и попросил вместо сеансов позволить ему играть с псом.

Чудесное преображение произошло в считанные дни: ребенок стал коммуникабельным, веселым и смог общаться со сверстниками. Вдохновленный доктор взял собаку себе в «напарники» и начал практиковать зоотерапию для лечения психических расстройств у детей [8]. Он пришел к выводу, что общение с собакой в качестве основного компонента психотерапии может помочь аутистам начать контактировать с реальностью [7].

Таким образом видно, что представители псовых являются одними из самых популярных животных-компаньонов анималотерапевтов в истории как человечества в целом, так и психологии частности: псовые проявляют привязанность и способность согласованных с человеком действий, что помогает анималотерапевту в направленной психологической работе.

О том что лис пытались одомашнить свидетельствуют результаты раскопок на древнем кладбище Уюн аль-Хаммам в северной Иордании. Захоронение было открыто в 2000 году Эдвардом Бэннингом и его коллегами из университета Торонто, их возраст насчитывает от 15 до 17 тысяч лет. Археологи отнесли их к так называемой натуфийской культуре.

В процессе данных археологических раскопок на Уюн аль-Хаммам был обнаружен обширный набор предметов, которые, по мнению древних, должны сопровождать человека в загробной жизни: каменные орудия, костяные ложки, останки животных. В одном из захоронений были найдены кости лап рыжей лисы, наряду с костями оленя, газели и дикого быка. Соседнее захоронение содержало почти полный скелет лисы, лишенный черепа и одной из лап. Его положение заставило ученых предположить, что останки лисы были перенесены вслед за перезахоронением человека [6].

Участница археологической экспедиции Лиза Мэер отметила, что похоже на то, что лиса связь лисы и хозяина была при жизни очень значимой, тело лисы было также перемещено вместе с хозяином позже, по каким-то причинам.

Вероятнее всего лисы служили не в качестве охранников или помощников в охоте, а выполняли функции современных кошек, то есть охотились на мелких грызунов и тем самым выполняли функцию санитаров. В древние времена к борьбе мелкими грызунами привлекались различные хищные животные, самые известные факты говорят о том, что например, в Южной Европе для борьбы с заполонившими дома мышами приручали хорьков, ласок, горностаев, в Африке, эту задачу решали с приручением мангустов, а в Индии для избавления от мелких вредителей использовали змей. Тем не менее, только кошки смогли стать наиболее эффективными истребителями мышей и все остальные животные не смогли с ними конкурировать.

В современности взаимодействии человека и лис также стало актуально и было огранизовано лонгитюдное исследование-эксперимент по одомашниванию (доместикации) лис. В 1959 году директор Института цитологии и генетики Д.К. Беляев предпринял эксперимент по одомашниванию серебристо-черных лисиц. Для размножения были отобраны только особи, наиболее доброжелательно относящиеся к человеку. Таким образом, удалось создать популяцию серебристо-черных лисиц, отличающихся значительной контактностью с человеком [3].

Вулпестерапиния (лисотерапия от лат. Vulpes – лиса) - это один из методов психокоррекции, в котором применяется котакт с домашней лисой в качестве психотерапевтического средства посредством взаимодействие человека с животным.

На данный момент вулпестерапия реализуется в Японии в Дзао Кицунэ Мура – это уникальный поселок в северной части острова Хонсю, в горах префектуры Мияги, в трех часах от Токио. Здесь, на обширной территории с собственным святилищем, живут более сотни лисиц шести разных видов. Несмотря на то что животные дикие, людей они не боятся, ведь сюда часто приезжают туристы.

Дзао Кицунэ Мураоткрылся как заповедник в 1990 году. Посетители могут беспрепятственно передвигаться по парку, трогать и кормить животных.

На территории зоопарка имеется собственное маленькое святилище японской богини Инари, покровительницы промышленности, житейского изобилия, риса и лисиц. В японской мифологии Кицунэ (японское название лисиц) — посланники и верные спутники богини Инари [5].

Разработка вулпестерапии происходит на основе личного контакта с домашним лисом, воспитывающися в семье автора статьи.

Одомашненным явился лис серебристо-черной породы, которая была взята Беляевым за основу создания домашнего вида лисиц. Лис был взят на воспитание в семью с 1,5 месячного возраста, из поколений лис, множество предков которых были выращены в условиях неволи и природные инстинкты которых в течение многих поколений угнетались невозможностью их реализации, и, соответственно, подкрепления.

Таким образом вышеупомянутый лис не имел подкрепленного инстинктивного природного поведения в течение многих предшествовавших поколений.

Также следует отметить, что данный представитель лис – мужского пола и что среди данных животных более эмоциональными являются самки, самцы же более спокойны и покладисты в поведении.

Также следует отметить, что в процессе воспитания и ежедневного контакта с человеком (психологом) у лиса сформировались крепкие доверительные отношения:

- стремление находиться рядом с человеком-хозяином (психологом),

- интерес деятельностью производимой людьми (любопытство),

- желание производить игровую деятельность в том числе совместно с человеком (активные игры с собачьими игрушками (мячики, косточки),

- активное проявление желания продолжать игру в виде приношения брошенного человеком мячика,

- желание тактильного контакта с человеком-хозяином (когда хозяин садится, он может прибежать и лечь плотно прижавшись спиной к пояснице хозяина, лис ложится спать в непосредственной близости от хозяина свернувшись клубком, может в процессе собственного моциона (облизывание шерсти) также облизать лицо хозяина, что в данном контексте можно воспринимать как акт заботы)

Таким образом, учитывая все вышеописанное, можно предположить что при активном формировании у домашних лис качеств, необходимых для становления ими животными-компаньонами можно получить невероятно интересный живой психологический инструмент в виде животного контактного по отношению к человеку и помогать таким образом людям реализовывать следующие психологические потребности: потребность в реальной защите и/или психологической защищенности, потребность быть защитником, потребность в движении и активном образе жизни, потребность в совместной активности, потребность в функциональных взаимодействиях, потребность в доминировании (реже - в подчинении), потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности, а также эстетические потребности, потребность в общении, потребность в социальных контактах (включая и отношения с хозяевами других животных), потребность в познании специфики другого вида, потребность в самоутверждении (по различным критериям), потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности, а также эстетические потребности, потребность в общении, потребность в социальных контактах (включая и отношения с хозяевами других животных), потребность в самоутверждении [2].

Также открываются широкие ассоциативные возможности в работе с клиентами: так как на данный момент в культурной среде такое животное еще воспринимается как представитель дикой природы, это позволяет в непринужденной обстановке не воспринимемой клиентом как искусственной, изучить достаточно глубоко ассоциативные связи клиента - образы природы, особенно воспринимаемой клиентом как первозданной, являются проявлением его глубокого бессознательного.

Также работа психолога в тандеме с лисом-компаньоном может позволить расширить зону восприятия у людей с ограниченными возможностями здоровья, так как другой аналогичной возможности в безопасной обстановке пообщаться с домашним животным внешне похожим на своих диких сородичей и сохранившим природный игровой психологический конструкт, но при этом доверительно общающийся с человеком, и расширить таким образом эмоциональный потенциал людей с ОВЗ, представляется практически невозможным.

Домашнее лисоводство и тем более вулпестерапия еще не вполне воспринимается как направление воспитания домашних животных и особого психолого-терапевтического метода, однако оно уже активно развивается. При чем в домашних условиях подчас оказываются представители не только появившиеся в неволе, но также и дикие сородичи, которые ничуть не в меньшей мере проявляют признаки добрососедства живя рядом с человеком бок о бок.

Как показывает практика разных лисоводов – это животные адаптационные особенности психики которых не уступают психике собаки и при соответствующем воспитании домашние лисы проявляют себя как животные-компаньоны человека.

Таким образом, создавая особые условия по социализации данных животных с целью их подготовки в качестве животных-компаньонов для психолога-анималотерапевта открываются широкие и перспективные возможности в работе с клиентами, которые способны улучшать и эффективизировать психологический процесс используя вулпестерапию как инновационный психологический метод

Список литературы:

1. Анималотерапия (или зоотерапия) [электронный источник] - http://artemida.vladsb.ru/stati/polezno-znat/animaloterapiya-ili-zooterapiya/0

2. Анцупова И.И. Анималотерапия // Вокруг света. – 2006. - №12 (2795), декабрь.

3. «В древности лисы работали кошками» [электронный источник] - https://www.pravda.ru/science/mysterious/past/05-02-2011/1065728-sceletvulpes-0/

4. Демьянец С. Жо-Фи – собака Зигмунда Фрейда // National Gegraphic Россия. – 20 марта 2012 [электронный ресурс] - http://www.nat-geo.ru/fact/39525-zho-fi-sobaka-zigmunda-freyda/

5. «Дзао Кицунэ Мура — деревня лисиц в Японии» [электронный источник] - http://miuki.info/2015/07/dzao-kicune-mura-derevnya-lisic-v-yaponii/

6. «Лисы в древности пробовались на роль "друга человека", считают ученые». - РИА Новости [электронный источник] - https://ria.ru/science/20110203/329847975.html

7. Нестерова Д.В. Кошкотерапия: пушистое лекарство. – М.: РИПОЛ классик, 2006. - С. 10-11

8. Соловьев Д. Пет-терапия для детей и взрослых [электронный источник] - http://mama.ru/articles/pet-terapiya-dlya-detei-i-vzroslyh

Приложения

Приложение 1 – фотографии Дзао Кицунэ Мура (Япония)

Приложение 2 – семейный фотоархив Веревкиной Ольги с домашним лисом Велесом (2017)

Веревкина Ольга с домашним лисом Велесом

Приложение 3 – Процесс направленной социализации домашнего лиса

Фотографии с участниками групповой встречи, целью которой была адаптация и подготовка домашнего лиса к психолого-терапевтической работе в группе в качестве животного-компаньона психолога ведущего; группа состояла из 5 человек

Приложение 4 - Веревкина Ольга в сопровождении домашнего лиса-компаньона Велеса на культурно-массовом мероприятии, организованном Национальной Родительской Ассоциацией в Москве

Просмотров работы: 407