ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ» ПО ОТНОШЕНИЮ К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ» ПО ОТНОШЕНИЮ К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ

Гуськова Е.Д. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача формирование социально-активного гражданина: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…». В новом ФЗ «Об образовании в РФ» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье [1].

В соответствии со ФГОС НОО осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей[2].

Для анализа этимологии понятия «гражданская позиция», обратимся к определениям дефиниций «патриот» и «гражданин».

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. «Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) - лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их»[3].

Следовательно, гражданин – это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.

А.Ф. Бестужев отмечал, что формирование у молодежи готовности сделать то, что требует честь, должность, Отечество осуществляется путем общественного воспитания, возможности познания гражданского общества, добросовестного отношения к законам и членам этого общества.

Он отмечает, что в процессе воспитания появляются и вырабатываются гражданско-патриотические качества, которые начинают свой путь от чувств к приобретению реальных понятий [4].

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияния.

C.C. Басова

патриотизма – это исторически сформировавшаяся и вырабатывающаяся категория социальной педагогики, отражающая стабильное и позитивное отношение людей к Отечеству, в осуществлении которого примут участие с единых позиций и государство, и общество [5].

Е.Д. Демидов, В.К. Криворученков

Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы, [6].

К.Д. Ушинский

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурным природным, личным, семейным и родовыми наклонностями» [7].

Е.Н. Михайлова

приоритетной целью воспитания, формирование гражданственности как качества личности, которое заключается в уважении к государственной власти, любви к Родине, в дисциплинированности и проявлении патриотических чувств[8].

В.А. Сухомлинский

Патриотизм - нравственность, другие личностные характеристики в своей взаимосвязи дают возможность лицезреть мир с позиции патриотизма [9].

В работе О.В. Машенкиной выделены компоненты «гражданской позиции», которые могут быть представлены следующим образом (рис. 1):

Структурные компоненты понятия «гражданская позиция»

Влияние на поведение индивида

 

 

Поведенческая часть

Внутренние ценностные ориентиры

 

 

 

Социальные роли

Социальные статусы

 

 

Гражданственность

Патриотизм

 

 

 

  • любовь и гордость за свою Родину;

  • идентификация понятия «Родина»;

  • самоидентификация патриота;

  • знание истории своего государства;

  • уважение традиций, обычаев, ценностей своего государства;

  • сопереживание за судьбу своего государства;

  • стремление защищать свою Родину;

  • желание жить и работать в своей стране;

  • гордость за достижения своей страны;

  • идентификация себя с другими членами нации;

  • готовность подчинить свои интересы интересам страны.

  • самоидентификация себя как гражданина;

  • соблюдение законов и правовых норм;

  • соблюдение нравственных норм;

  • отношение к различным девиантным формам поведения;

  • выполнение своих «гражданских обязанностей»;

  • стремление к службе в армии (для юношей);

  • готовность помочь своим согражданам;

  • толерантность.

 

 

Социально-политическая активность

 

 

  • сознательное, творческое отношение к труду;

  • участие в выборах в органы власти (активноепассивное избирательное право);

  • участие в решении общественных проблем;

  • соучастие в гражданских начинаниях;

  • участие в деятельности политических партий;

  • участие в деятельности общественных объединений;

  • интерес к событиям общественно-политической жизни страны, региона, в котором живет;

  • самостоятельность в принятии решений за свою жизнь и жизнь близких;

  • протестный потенциал.

 

Схема 1. Компоненты гражданской позиции.

Основные компоненты гражданской позиции представлены в работах Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Элиасберга. Авторы выделили три компонента, входящие в состав понятия «гражданская позиция»: патриотизм, гражданственность и социально-политическая активность [10].

Многие педагоги, раскрывая роль гражданской позиции, указывали на ее многостороннее формирующее влияние.

К.А. Новрузова и А.Е. Вяткина

гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающего его сознательные реальные действия (поступки) в отношение окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов [11].

А.В. Беляев

гражданская позиция – это определенная система, которая состоит из трех структурных частей:

– эмоционально-чувственный компонент – чувства долга, чести, достоинства;

– интеллектуальный компонент – совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений;

– деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности [12].

В исследовании мы опирались на определение Казаевой Е.А, гражданственность включает представления о Родине (большой и малой), гражданских правах, обязанностях; уважительное отношение к людям разных национальностей; готовность выполнять обязанности и реализовывать права [13,12].

Гражданственность – это высокая ступень развития сознания и поведения личности. В дошкольном и школьные возрасте, на наш взгляд, закладывается фундамент гражданственности [13,10].

Н.А. Зенчена отмечает, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для создания предпосылок формирования определенной направленности личности, следовательно, воспитывать гражданскую позицию необходимо с первых дней обучения в школе [14,101].

Структурные компоненты гражданской позиции описаны у Н.А. Зеченой и представлены в следующей таблице[14,100].

№ п/п

Название компонента

Описание

1.

Когнитивный

представления о гражданском долге и гражданской ответственности как результат процесса познания ребѐнком отношений в коллективе, а представления о патриотизме – как результат изучения общественных отношений в социуме.

2.

Потребностно-мотивационный

социальные потребности как особый вид потребностей человека, созданных обществом. Эти потребности связаны с включением индивида в жизнедеятельность общества и необходимы для поддержания социальной активности ребенка, для создания им того или иного «продукта общественной жизни».

3.

Эмоциональный

отражает личностное значимое и обеспечивает присвоение ценности выполнения гражданского долга на личностном уровне. Присвоение младшими школьниками таких ценностей, как гражданский долг и гражданская ответственность в образовательном процессе является важнейшим условием развития у них гражданской позиции.

4.

Поведенческий

отражает практический, действенный характер гражданской позиции, проявляющийся в активности детей, в присвоении ценности гражданского долга и гражданской ответственности, и обнаруживается во взаимодействии младшего школьника с социальной средой.

Таким образом, понятия «гражданская позиция» в нашем исследовании исходя из позиции авторов Казаевой Е.А., Новрузовой К.А., Вяткиной А.Е. и Беляева А.В. понимается, как целостная система, включающая представление о Родине (большой и малой), гражданских правах, обязанностях; уважительное отношение к людям разных национальностей; готовность выполнять обязанности и реализовывать права человека.

Список литературы:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 10-е изд., стереотип. // – М.: «Сов. Энциклопедия», 1975. – 846 с

  4. Хромова М.Н. Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-2. – С. 379-382

  5. Басова С.С. « Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе». [Электронный ресурс] Режим доступа: www.45minut.ru

  6. Демидова Е.И., Демидова Е.И., Криворученко В.К. Патриотизм в своей идее неизменен // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2008, №6.

  7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования. – МН.: Университетское, 2012. – 560 с.

  8. Шрамкова Е.А. О патриотическом воспитании в кадетском училище // Молодой ученый. – 2016. – №1.1. – С. 30-31.

  9. Хромова М.Н. Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-2. – С. 379-382

  10. Березутский Ю.В. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа/[Электронный ресурс] Режим доступа: dviu.ranepa.ru

  11. Хусаинова Т.Н. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию / [Электронный ресурс] Режим доступа: www.infourok.ru

  12. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис…д-ра пед. наук // – Ставрополь, 1997г. – 315 с.

  13. Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.07). – Уральского государственного педагогического университета. Екатеринбург, 2000 – 24 с.

  14. Зенчена Н.А. Специфика гражданской позиции младших школьников // Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС. – 2017. – №1. – С. 100-104.

Просмотров работы: 302