В соответствии со ФГОС НОО осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей[2].
Для анализа этимологии понятия «гражданская позиция», обратимся к определениям дефиниций «патриот» и «гражданин».
В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. «Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) - лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их»[3].
Следовательно, гражданин – это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.
А.Ф. Бестужев отмечал, что формирование у молодежи готовности сделать то, что требует честь, должность, Отечество осуществляется путем общественного воспитания, возможности познания гражданского общества, добросовестного отношения к законам и членам этого общества.
Он отмечает, что в процессе воспитания появляются и вырабатываются гражданско-патриотические качества, которые начинают свой путь от чувств к приобретению реальных понятий [4].
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияния.
C.C. Басова |
патриотизма – это исторически сформировавшаяся и вырабатывающаяся категория социальной педагогики, отражающая стабильное и позитивное отношение людей к Отечеству, в осуществлении которого примут участие с единых позиций и государство, и общество [5]. |
Е.Д. Демидов, В.К. Криворученков |
Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы, [6]. |
К.Д. Ушинский |
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурным природным, личным, семейным и родовыми наклонностями» [7]. |
Е.Н. Михайлова |
приоритетной целью воспитания, формирование гражданственности как качества личности, которое заключается в уважении к государственной власти, любви к Родине, в дисциплинированности и проявлении патриотических чувств[8]. |
В.А. Сухомлинский |
Патриотизм - нравственность, другие личностные характеристики в своей взаимосвязи дают возможность лицезреть мир с позиции патриотизма [9]. |
В работе О.В. Машенкиной выделены компоненты «гражданской позиции», которые могут быть представлены следующим образом (рис. 1):
Структурные компоненты понятия «гражданская позиция» Влияние на поведение индивида
Поведенческая часть Внутренние ценностные ориентиры
|
|
Социальные роли Социальные статусы
|
|
Гражданственность Патриотизм
|
|
любовь и гордость за свою Родину; идентификация понятия «Родина»; самоидентификация патриота; знание истории своего государства; уважение традиций, обычаев, ценностей своего государства; сопереживание за судьбу своего государства; стремление защищать свою Родину; желание жить и работать в своей стране; гордость за достижения своей страны; идентификация себя с другими членами нации; готовность подчинить свои интересы интересам страны. самоидентификация себя как гражданина; соблюдение законов и правовых норм; соблюдение нравственных норм; отношение к различным девиантным формам поведения; выполнение своих «гражданских обязанностей»; стремление к службе в армии (для юношей); готовность помочь своим согражданам; толерантность.
|
Социально-политическая активность
|
сознательное, творческое отношение к труду;
участие в выборах в органы власти (активноепассивное избирательное право);
участие в решении общественных проблем;
соучастие в гражданских начинаниях;
участие в деятельности политических партий;
участие в деятельности общественных объединений;
интерес к событиям общественно-политической жизни страны, региона, в котором живет;
самостоятельность в принятии решений за свою жизнь и жизнь близких;
протестный потенциал.
Схема 1. Компоненты гражданской позиции.
Основные компоненты гражданской позиции представлены в работах Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Элиасберга. Авторы выделили три компонента, входящие в состав понятия «гражданская позиция»: патриотизм, гражданственность и социально-политическая активность [10].
Многие педагоги, раскрывая роль гражданской позиции, указывали на ее многостороннее формирующее влияние.
К.А. Новрузова и А.Е. Вяткина |
гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающего его сознательные реальные действия (поступки) в отношение окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов [11]. |
А.В. Беляев |
гражданская позиция – это определенная система, которая состоит из трех структурных частей: – эмоционально-чувственный компонент – чувства долга, чести, достоинства; – интеллектуальный компонент – совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений; – деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности [12]. |
В исследовании мы опирались на определение Казаевой Е.А, гражданственность включает представления о Родине (большой и малой), гражданских правах, обязанностях; уважительное отношение к людям разных национальностей; готовность выполнять обязанности и реализовывать права [13,12].
Гражданственность – это высокая ступень развития сознания и поведения личности. В дошкольном и школьные возрасте, на наш взгляд, закладывается фундамент гражданственности [13,10].
Н.А. Зенчена отмечает, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для создания предпосылок формирования определенной направленности личности, следовательно, воспитывать гражданскую позицию необходимо с первых дней обучения в школе [14,101].
Структурные компоненты гражданской позиции описаны у Н.А. Зеченой и представлены в следующей таблице[14,100].
№ п/п |
Название компонента |
Описание |
1. |
Когнитивный |
представления о гражданском долге и гражданской ответственности как результат процесса познания ребѐнком отношений в коллективе, а представления о патриотизме – как результат изучения общественных отношений в социуме. |
2. |
Потребностно-мотивационный |
социальные потребности как особый вид потребностей человека, созданных обществом. Эти потребности связаны с включением индивида в жизнедеятельность общества и необходимы для поддержания социальной активности ребенка, для создания им того или иного «продукта общественной жизни». |
3. |
Эмоциональный |
отражает личностное значимое и обеспечивает присвоение ценности выполнения гражданского долга на личностном уровне. Присвоение младшими школьниками таких ценностей, как гражданский долг и гражданская ответственность в образовательном процессе является важнейшим условием развития у них гражданской позиции. |
4. |
Поведенческий |
отражает практический, действенный характер гражданской позиции, проявляющийся в активности детей, в присвоении ценности гражданского долга и гражданской ответственности, и обнаруживается во взаимодействии младшего школьника с социальной средой. |
Таким образом, понятия «гражданская позиция» в нашем исследовании исходя из позиции авторов Казаевой Е.А., Новрузовой К.А., Вяткиной А.Е. и Беляева А.В. понимается, как целостная система, включающая представление о Родине (большой и малой), гражданских правах, обязанностях; уважительное отношение к людям разных национальностей; готовность выполнять обязанности и реализовывать права человека.
Список литературы:
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 10-е изд., стереотип. // – М.: «Сов. Энциклопедия», 1975. – 846 с
Хромова М.Н. Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-2. – С. 379-382
Басова С.С. « Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе». [Электронный ресурс] Режим доступа: www.45minut.ru
Демидова Е.И., Демидова Е.И., Криворученко В.К. Патриотизм в своей идее неизменен // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2008, №6.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования. – МН.: Университетское, 2012. – 560 с.
Шрамкова Е.А. О патриотическом воспитании в кадетском училище // Молодой ученый. – 2016. – №1.1. – С. 30-31.
Хромова М.Н. Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-2. – С. 379-382
Березутский Ю.В. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа/[Электронный ресурс] Режим доступа: dviu.ranepa.ru
Хусаинова Т.Н. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию / [Электронный ресурс] Режим доступа: www.infourok.ru
Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис…д-ра пед. наук // – Ставрополь, 1997г. – 315 с.
Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.07). – Уральского государственного педагогического университета. Екатеринбург, 2000 – 24 с.
Зенчена Н.А. Специфика гражданской позиции младших школьников // Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС. – 2017. – №1. – С. 100-104.