АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

Чулков Н.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Согласно проведенным исследованиям, в современном мире чаще всего наблюдается снижение физической подготовленности ребенка ввиду неправильной организованности уроков по физической культуре, высоких когнитивных нагрузок в учебное время, некорректного использования методик и методов обучения, в том числе недостаточной практической работы для студентов, обучающихся на педагогов. В педагогической деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, грамотно и правильно адаптировать его к физическим нагрузкам, т.е. приспособить к активной форме жизни, что отражает необходимость для сохранения и укрепления его здоровья.

В соответствии с актуальностью целью настоящей работы является изучение аспектов адаптации детей младшего школьного возраста к физическим нагрузкам.

Для реализации поставленной цели решались соответствующие задачи:

  1. Отметить особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста.

  2. Изучить влияние физических нагрузок на организм младших школьников.

  3. Рассмотреть адаптацию организма детей к физической активности в условиях Севера.

  4. Выделить важнейшие методологические подходы к изучению адаптации младших школьников к физическим нагрузкам.

К методам, примененным для написания работы, можно отнести литературно-реферативный, визуальный и сравнительный.

Период младшего школьного возраста наступает с 7 до 11-12 лет. Для него характерны наиболее ускоренные процессы психического развития и формирование целенаправленного поведения в основе дальнейших морфофункциональных перестроек организма. Д.А. Фарбер с соавт. справедливо отмечает, что рост и развитие ребенка проходит неравномерно, т.е. гетерохронно. Гетерохронность подразумевает сменяемость бурного роста отдельных систем, по сравнению с другими периодами относительно покоя. Автор утверждает, что существенно изменяется опорно-двигательный аппарат, обеспечивается достаточно высокая подвижность и выносливость [4]. Кости черепа полностью сращены, и в результате происходят качественные преобразования и усложнения структуры головного мозга. Помимо черепа происходит рост и развитие позвоночника, окончательно формируется его изгиб, поэтому следует пристально уделить внимание осанке учащихся. С учетом развития физиологических особенностей детского организма наиболее значимую роль играет развитие функциональных возможностей ребенка, его учебно-познавательных мотивов и потребностей. М.М. Безруких с соавт. подчеркивают достижение зрелости нейронного аппарата коры больших полушарий в этом возрасте. Автор обращает внимание на то, что за счет созревания коры больших полушарий и совершенствования внутрикоркового воздействия улучшается процесс восприятия, формируются основные предпосылки для дальнейшего функционирования зрительных стимулов [2].

Занятия спортом способствуют растяжению периода активной творческой жизни. Именно физические нагрузки могут предупредить атеросклеротические преобразования в сосудах, снизить риск развития ишемических заболеваний сердца, значительно дольше сохранить умственную и физическую работоспособность [4]. Спонтанная игровая деятельность способствует развитию у детей ловкости и силовых качеств. Детям в возрасте 8-9 лет необходимы подвижные игры. Как правило, они должны удовлетворять свои двигательные потребности не только на уроках физической культуры, но и во внеурочное время.

Наиболее важной формой в младшем школьном возрасте служит урок физической культуры в школе. Наиболее достоверная и научно обоснованная программа мероприятий по организации двигательной активности способствует дальнейшему морфологическому и функциональному развитию жизненно важных органов и систем. Профессионально грамотный педагог понимает, что стоит пренебрегать чрезмерно большими или низкими физическими нагрузками, так как это может негативно сказаться на оздоровительной эффективности во время занятий.

В.Д. Сонькин отмечает режим проведения занятий в неделю, равный 3-4 урокам [3]. Однако существует расхождение во мнениях среди авторов, так как многие из них, которые занимаются изучением данного вопроса, утверждают, что проведение трех уроков в неделю – наиболее оптимальный вариант для физического развития детей. Ребенку не стоит ограничивать физическую активность и естественное движение. Существуют и такие школы, в которых проводится всего два урока в неделю, однако детям приходится растрачивать свою энергию во время перемен. Третий урок можно посвятить медленному бегу, с переходом на ходьбу, и оздоровительным упражнениям на свежем воздухе. Все же педагоги должны понимать, что самое главное на пути к улучшению здоровья детей – это правильно организованный урок, а не их количество.

Важнейшими формами организации двигательной активности у школьников с оздоровительной и профилактической целью являются физкультминутки, подвижные перемены и краткие тренинги в процессе уроков по общеобразовательным предметам [1]. Педагоги могут провести формально, в соответствии с логикой организации занятия. Благодаря физкультминуткам у учащихся могут переключаться нервная, дыхательная, сердечно-сосудистая и другие системы.

Для детей младшего школьного возраста необходимо сформировать физические нагрузки, так как они способствуют дальнейшему морфологическому и функциональному развитию жизненно важных органов и систем, а также сохранению и укреплению здоровья. Профессионально грамотный педагог должен построить свой урок по физической культуре так, чтобы это не шло к возникновению различных нарушений детского организма. Помимо этого для ребенка целесообразно выбрать наиболее подходящие физические упражнения, в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей. Именно так ребенок сможет полноценно расти и развиваться, в соответствии с его возрастом.

В настоящее время очень четко отражается проблема адаптации детей младшего школьного возраста к физическим нагрузкам в условиях Крайнего Севера. Довольно часто в таких условиях отмечаются у детей различные нарушения в дыхательной, сердечно-сосудистой и других системах. В данном случае Архангельская область является неблагоприятной для проживания территорией за счет климато-географических условий, увеличения риска развития различных заболеваний и т.д.

Адаптация к физическим нагрузкам сопровождается интенсивным увеличением функциональных резервов организма, и поэтому для растущего организма физические нагрузки играют существенную роль. Они снижают риск развития различных заболеваний и повышают сопротивляемость детского организма к неблагоприятным влияниям. При правильно построенной системе физических упражнений детям они не способны нанести какой-либо вред их здоровью. Благодаря упражнениям любой человек может обрести надежную способность бороться с болезнетворными агентами окружающей среды [5]. Как советуют многие авторы, с целью повышения как физической, так и умственной работоспособности необходимо заниматься спортом не менее пяти раз в неделю.

Центральным вопросом приведенных работ ученых является изучение адаптации школьников к физическим нагрузкам. Авторы широко изучили вопрос в данном аспекте. Им удалось предопределить причины возникновения определенных проблем по организации адаптации детей к физическим нагрузкам.

Следует выделить достаточно крупные исследования, которые смогли продемонстрировать, что существует задержка в физическом развитии у детей г. Архангельска за счет постоянных адаптивных перестроек в их организме. Не исключается, что это может быть связано с недостаточным повышением физических нагрузок проведением внеклассных мероприятий для детей в условиях Крайнего Севера.

В заключении следует отметить, что проблема адаптации детей младшего школьного возраста достаточно актуальна в настоящее время. Для решения данного вопроса необходимо правильно организовать систему физических упражнений, снижающую риск развития заболеваний у детей в условиях Крайнего Севера и формирующую адекватную физиологическую реакцию на внезапные колебания погодных условий. Для этого необходимо организовать правильный мониторинг по обеспечению контроля над их состоянием и прогнозированием, составить режим дня с учетом функциональных возможностей ребенка, повысить физическую активность на протяжении дня и ежедневно проводить закаливающие процедуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2009. – 520 с.

  2. Безруких, М.М. Закономерности возрастного развития (дошкольный и младший школьный возраст) / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер, В.Д. Сонькин // Педагогическая физиология: учебное пособие / под ред. М.М. Безруких. – М.: Форум, 2013. – С. 41-81 – (Высшее образование. Бакалавриат)

  3. Сонькин, В.Д. Физиолого-педагогические основы организации двигательной активности / В.Д. Сонькин // Педагогическая физиология: учебное пособие / под ред. М.М. Безруких. – М.: Форум, 2013. – С. 397-439 – (Высшее образование. Бакалавриат.)

  4. Фарбер, Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.: ил.

  5. Фомин, Н.А. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам) / Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 159 с.

1 Научный руководитель: Чуб И.С. – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем САФУ имени М.В. Ломоносова

Просмотров работы: 656