ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ТЕСТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

Сайтчапарова Э.Р. 1
1Тюменский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день оценка знаний обучающихся является важным экспериментом. Исходя из того, что в общеобразовательных учреждениях существует множество методов оценки знаний, такие как самостоятельная работа, опрос, контрольная работа и другие, тестирование занимает особое место. Это является уместным не только в школах, но и в институтах и других учреждениях, где требуется проверка уровня знаний человека. Как известно, тестология, как наука существует более 120 лет [2]. Можно догадаться, что за такое время, опыт использования теста в различных сферах огромный.

По определению, контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения [2]. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки учеников. Проверка знаний и умений учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы.

В свою очередь, составляющими контроля являются:

- проверка результатов обучения;

-оценивание, как процесс, во время которого производится наблюдение за действиями учащегося;

- результат, выставление оценки (отметки)[2].

Контроль выполняет три основные функции:

- управляет процессом усвоения знаний, дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты обучения, осуществить коррекцию знаний, умений и навыков[2];

- воспитывает познавательную мотивацию и стимулирует творческую деятельность. Правильно организованная система контроля позволяет пробудить чувство ответственности за результаты обучения (получение более высокой оценки), способствует стремлению к целенаправленной работе по исправлению ошибок;

- является средством обучения развития. Большая часть контролирующих мероприятий носит обучающий и развивающий характер, так как учитель объясняет каждому ребенку, в чем заключаются его ошибки, что нужно сделать, чтобы понять учебный материал, помогает найти правильный ответ. Кроме того, происходит развитие личностных качеств учащегося, то есть стремления к успеху[2].

Наличие компьютерного класса предоставляет широкие средства и возможности индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, наравне с общеизвестными методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами, реализуемыми через ЭВМ. Речь идет о материалах для закрепления умений работы на ЭВМ и о системах контроля, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру [1]. При организации проверки знаний и умений необходимо учитывать ряд особенностей информатики, как учебного предмета. Компьютер выступает, как высокоэффективное средство сбора, хранения, обработки информации, применяющее новые информационные технологии. Поэтому особое внимание нужно уделять проверке основных понятий, раскрытию взаимосвязей и зависимостей разделов.

Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии. Такие формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом или кто овладел им на минимальном уровне, а также кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, а кто не только получил знания, но и смог применить их в новых ситуациях.

В системе общего образования широкое распространение получают нетрадиционные формы обучения и контроля. К таким формам можно отнести различные тесты. Однако при применении тестов можно столкнуться с множеством проблем объективного и субъективного характера [3]. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результата с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора ответа или добавления слов, формул, терминов и т.д.

Таким образом, проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения информатике и ИКТ. Одной из них, как мы рассмотрели, является форма контроля знаний в виде тестовых заданий. Она может применяться с успехом для текущей проверки знаний. Учитель, оперативно проверив работы, сможет своевременно скорректировать изложение материала для следующего урока, может уделить большее внимание неполно усвоенным разделам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: «БИНОМ», 2012. - 223 с.

  2. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.

  3. Софронова И.В. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие для студ. пед. вузов / Н.В. Софронова. - М.:«Высшая школа», 2003. -186 с.

Просмотров работы: 447