РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Смаранди Е.И. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается необходимость создания условий для формирования активной, инициативной, самостоятельной личности, которой свойственна высокая культура умственного труда в различных видах деятельности и которая владеет способами самопознания, саморазвития. Развитие таких качеств, как активность, самостоятельность, инициативность, творческий подход к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя – это поиск путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности.

Проблема познавательной самостоятельности интересует ученых с глубокой древности. В истории педагогики самостоятельность в познании рассматривается в трудах А. Дисгервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского и других ученых.

Отечественная педагогика и психология накопили значительный опыт по формированию различных аспектов познавательной самостоятельности:

Сущность и специфика познавательной самостоятельности как качества личности рассматривается в трудах В.И. Орлова, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой, Т.И. Шамовой, Г.Я. Шишмаренковой.

Проблеме активизации школьников в учении как необходимому условию развития познавательной самостоятельности посвящены работы Л.П. Аристовой, Ю.К. Бабанского, И.П. Подласого, А.В. Усовой и др.

Н.А. Половникова под познавательной самостоятельностью понимает такое качество личности, как «готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательную деятельность». Стремление к познавательной деятельности определяется наличием внутренних побуждений – соответствующих мотивов, составляющих побудительную сторону познавательной самостоятельности. Способность основывается на имеющихся знаниях и на владении методами проводимой деятельности. Опорные знания составляют содержательную сторону познавательной самостоятельности, а методы познавательной деятельности – ее техническую или процессуальную сторону.

Т.И. Шамова рассматривает познавательную самостоятельность как одно из основных интегративных качеств личности, связанное с воспитанием положительных мотивов к учению, формированием системы знаний и способов деятельности по их применению и приобретению новых, а также с напряжением волевых усилий. Это свойство личности характеризует ее стремление и умение без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи. Автором выделяется три наиболее существенных компонента познавательной самостоятельности: содержательно-операционный, мотивационный и волевой. Рассмотрим каждый компонент более подробно.

  • Содержательно-операционный компонент включает в себя владение учеником системой ведущих (опорных) знаний, методов, приемов и способов познавательной деятельности.

  • Второй компонент познавательной самостоятельности – мотивационный. Он определяет интерес к процессу познания, потребность в самоконтроле, словом, стремление познавать. В процессе овладения системой ведущих знаний и способов познавательной деятельности учащийся может проявлять познавательный интерес на разных уровнях: на самом элементарном уровне – пытливость, любознательность, а далее, – эпизодическое осознанное стремление расширить и углубить знания по определенным темам, заинтересовавшим его.

  • Третьим компонентом познавательной самостоятельности является волевой компонент. Одного стремления к деятельности недостаточно для достижения поставленной цели. Школьникам необходимо для преодоления познавательного затруднения приложить волевые усилия. Волевой компонент органически связан с деятельностью: «Зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждений человека к действию».

Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако наиболее существенным из них является мотивационный, так как проявление самостоятельности в познавательной деятельности напрямую связано с ее мотивом [1].

Просмотрев разные позиции авторов, можно сделать вывод, что все они схоже между собой. На основе имеющихся характеристик познавательной самостоятельности, мы определили сущность этого понятия.

Познавательная самостоятельность младших школьников рассматривается как качество личности, основанное на собственной познавательной активности и устойчиво проявляющееся в способности вести целенаправленную познавательную деятельность по приобретению, применению и преобразованию знаний, умений и универсальных учебных действий [3].

Исследованиями многих ученых, в том числе, А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова доказано, что развитие активности и познавательной самостоятельности детей разных возрастов происходит именно при выполнении определенной познавательной деятельности [4].

Благодаря наличию в учебной программе нестандартных ситуаций исследования активизируется деятельность учащихся, восприятие учебной информации становится более активным, целостным, эмоциональным, творческим.

Исследованиями ряда ученых, таких, как Г.И. Осипова, Е.В. Кривобок, и многих других было выявлено, что такие качества, как оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно могут быть проявлены и реализованы именно в познавательной самостоятельности, которая обладает исследовательской направленностью [2].

Однако, не смотря на достаточно большое внимание к разработке данной проблемы в психолого-педагогической литературе, в практике работы учителей начальной школы отмечается затрудненность в использовании средства – поисковые задачи. Начальный курс русского языка специфичен, это связано с возрастными и психологическими особенностями младших школьников. В связи с этим, учителя – практики используют, как правило, при обучении русскому языку объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения. Вопрос об обучении как проблемном в целом остается открытым. Проблема активизации мыслительной деятельности учащихся, а также проблема развития познавательной самостоятельности, не может быть решена без включения в обучение русскому языку заданий поискового характера, в число которых входят проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся.

Проанализировав педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что учебная проблема – это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены. Значит поисковая задача – это учебная проблема.

В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных стадии:

1) создание проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения ги­потез и последовательной их проверки;

4) проверка решения проблемы.

Роль педагога и учащихся на четырех стадиях решения учебной проблемы, а т.е. поисковой задачи может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

Таким образом, выполняя задания поиского характера, учащиеся оказываются в новой ситуации, перед новой проблемой и, естественно, испытывают определенные затруднения. Для наглядного понимания, я привела специально сконструированные задания поискового характера включа­ют проблемные задачи и задания частично-поискового характера (рис.1).

Рисунок 1

Традиционное задание

Поисковая задача

 

Частично поисковая задача (содержит незначительную подсказку)

Проблемная задача (самостоятельный поиск)

Задайте вопросы к выделенным местоимениям.

Укажите их морфологические признаки и роль в предложении.

Произведите синтаксический разбор предложений: Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их.

В одинаковой ли синтаксической роли употреблены местоимения? Обоснуйте свой ответ.

Сравните предложения: Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их.

Что вы можете сказать о синтаксической роли, изменяемых слов в этих предложениях?

Уровни сложности (самостоятельности)

Репродуктивный (работа по образцу)

Репродуктивно-продуктивный

Продуктивный

 

Полу самостоятельный (частичный) поиск решения

Творческий (самостоятельный) поиск решения

Способы решения

В задании уже содержится четкая инструкция по его заполнению:

1) задать вопросы;

2) определить морфологические признаки;

3) подчеркнуть члены предложения.

Для выполнения этого задания учащиеся вспоминают,

что такое синтаксический разбор;

определяют роль выделенных слов.

Самостоятельно

— производят операциюсравнения;

— делают вывод;

— строят устное/письменное высказывание-ответ.

Учащиеся должны само­стоятельно решить, какие операции с языковым материалом и в какой после­довательности необходимо произвести, чтобы выполнить задание:

Например:

1) найти в предложениях неизменяемые слова {далеко) и исключить их;

2) определить роль изменяемых слов в предложениях: Далеко разносились их голоса; Воздух освежал их;

3) выделить второстепенные члены предложения; местоимения;

5) сделать вывод;

6) оформить устное / письменное высказывание-ответ.

На основе выше сказанного, применение поисковых задач очень эффективно, так как она имеет не только развивающее значение, но и объединяет процесс обучения и воспитания, стимулирует познавательные потребности. В течение обучения в начальной школе учителя должны привлекать младших школьников к систематическому решению поисковых задач с помощью приемов умственной деятельности, участию в эвристических беседах, выполнению самостоятельных заданий разной сложности, проведению элементарных исследований.

Список литературы:

  1. Григорьева Л.Г. Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2011. – №3. – Ч.2. – С.15-17.

  2. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. В соответствии с ФГОС. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 189 с.

  3. Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС // Начальная школа. До и после. – 2014. – №2. – С.22-25.

  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2004. – 179 с.

Просмотров работы: 278