ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аветисян М.Т. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экологическая ситуация в мировом сообществе усугубляется. Данное обстоятельство усугубляется тем, что до сих пор остаются нерешенными вопросы по гражданской ответственности за нанесение экологического ущерба природе.

При организации образовательной среды необходимо учитывать также влияние общества на личность. Надо понимать, что фундаментом становления личности всегда была и будет Родина, ее живая история, культура, семья, опыт взаимодействия и взаимопонимания российских народов, духовная жизнь которых представляет собой сложное явление, с трудом поддающееся познанию. На наш взгляд, существенным фактором управления этим процессом выступает природа.

Экологическое воспитание – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в Ст.3.п.3 изложены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

В ФГОС НОО второго поколения указано, что формирование основ экологической культуры как качества личности предполагает:

 формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек – природа – общество;

формирование собственного опыта у младших школьников в процессе изучении, оценки и сохранения окружающей среды;

 формирование ценностных ориентаций в процессе изучения и сохранения

окружающей природной среды;

 формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

 участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Изучение интегрированного курса «Окружающий мир» направлено формирование целостной картины мира, во взаимосвязи и взаимообусловленности элементов природы, включая и человека;

 развитие способности младших школьников к когнитивной и рефлексивной деятельности в процессе изучения природы;

 готовность младших школьников к сохранению природного многообразия в мире [2].

Все это подтверждает необходимость поиска результативных путей экологического образования младших школьников через многообразие методологических подходов, которые обуславливают включенность младших школьников в активную, самостоятельную, познавательную деятельность в рамках интегрированного курса «Окружающий мир».

Большой вклад в разработку методики экологического воспитания детей внесли С.Н. Николаева, Н.Н. Поддъяков, Н.Н. Кондратьева и другие исследователи.

В том случае когда происходило неизбежное мы претворились теми кто может без колебаний и лишних слов образовать всё что мы делаем и переводя в лучшие моменты из которых становиться понятен общий смысл переходящий в результате из одного места в другое и переплетаясь с другим неизбежным переворотом находящимся на этапе первого и последнего вдруг и нет события без лишних исходящих и понимающих преобразований становящихся и пытающихся навредить и помочь в исследовании разных побочных эффектов и так называемых ситуативных подрядных специалистов не имеющих не каких других прав и сосредоточенных на делах не имеющих смысл и понимание с стороны так называемых событий или основных дробящих белок и сон. По крайней мере переставая соблюдать эти и другие моменты в которых не было сути мы перешли к стадии абсурда и иначе в действиях было видно то чего не было и однажды в аналогичной ситуации мы передали данные в которых не имело смысла больше предавать и подчинять то ради чего ушло столько времени на это и другие исследования связанные с такими образами и подобиями в которых не усматривалось больше таких указанных и других подобных прошлым исходящим в ученых и педагогов ради которых были изобретен способ с помощью него они и исполнили свою задумку и перестали пренебрегать теми кто был для нет важнейшим приоритетом и исходными данными для устройства нового очертания и совокупности сводов и переводом действия для дальнейших высказываний без смысла и пресловутых образов были и другие случаи заболеваний и в общей картине мы находили другие способы для подтверджения теорий и практик в которой переимновывались другие дела и поступки людей без них было бы невозможно будущее и интелектуальная собственность заданий мы наблюдали одно и тоже возможность хорошо усваивать и перерабатывать.

В том случае когда происходило неизбежное мы претворились теми кто может без колебаний и лишних слов образовать всё что мы делаем и переводя в лучшие моменты из которых становиться понятен общий смысл переходящий в результате из одного места в другое и переплетаясь с другим неизбежным переворотом находящимся на этапе первого и последнего вдруг и нет события без лишних исходящих и понимающих преобразований становящихся и пытающихся навредить и помочь в исследовании разных побочных эффектов и так называемых ситуативных подрядных специалистов не имеющих не каких других прав и сосредоточенных на делах не имеющих смысл и понимание с стороны так называемых событий или основных дробящих белок и сон. По крайней мере переставая соблюдать эти и другие моменты в которых не было сути мы перешли к стадии абсурда и иначе в действиях было видно то чего не было и однажды в аналогичной ситуации мы передали данные в которых не имело смысла больше предавать и подчинять то ради чего ушло столько времени на это и другие исследования связанные с такими образами и подобиями в которых не усматривалось больше таких указанных и других подобных прошлым исходящим в ученых и педагогов ради которых были изобретен способ с помощью него они и исполнили свою задумку и перестали пренебрегать теми кто был для нет важнейшим приоритетом и исходными данными для устройства нового очертания и совокупности сводов и переводом действия для дальнейших высказываний без смысла и пресловутых образов были и другие случаи заболеваний и в общей картине мы находили другие способы для подтверджения теорий и практик в которой переимновывались другие дела и поступки людей без них было бы невозможно будущее и интелектуальная собственность заданий мы наблюдали одно и тоже возможность хорошо усваивать и перерабатывать.

 

Авторы, исследовавшие данную проблему, выделяют следующие задачи экологического воспитания:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

  • умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее (развитие эстетических чувств);

  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Частью экологического воспитания является формирование экологических представлений.

Средством воспитания и образования младших школьников начальных классов в курсе «Окружающий мир» является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать ответственность перед ним. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них основ ответственного отношения к природе.

С.Н. Николаева указывает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и проявляется в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее.

Приоритетная цель школьного образования - развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Наиболее благоприятные условия для формирования познавательных УУД, благодаря которым у ученика формируются экологические представления, возможно создать на уроке «Окружающего мира». Экологическое образование и воспитание обучающихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Для того, чтобы заинтересовать обучащихся, уроки должны быть разнообразными, интересными для обучающихся.

В настоящее время в Российской Федерации существуют учебно-методические комплекты «Школа России», «Начальная школа 21 века», «Программа развивающего обучения Л.В. Занкова», «Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», «Перспектива», с помощью которых организуют образовательный процесс.

Например, УМК «Школа России» является основой в традиционной системе обучения. УМК "Школа России" по предмету окружающий мир, разработанный А.А. Плешаковым, предусматривает формирование у младших школьников представление об экологии как науке, о взаимосвязях всего живого в природе в доступной для учеников этого возраста форме. Основные экологические понятия усваиваются в ходе уроков «Окружающего мира».

На наш взгляд, важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют эксперименты.

Опытно-экспериментальная деятельность может раскрыть скрытые способности ребенка. Она вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и другими знаниями.

Эксперимент или опыт – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Опыт, эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений, применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий. Или в тех случаях, когда в естественный процесс привносится некоторый искусственный элемент. Например, визуально нельзя обнаружить в почве воздух, чтобы его увидеть, необходимо почву опустить в воду. Наблюдая выделение из почвы пузырьков воздуха, учащиеся убеждаются в том, что почва содержит воздух. Затем, решается вопрос о том, какое значение имеет наличие воздуха в почве, как можно увеличить его содержание.

За использование метода эксперимента в обучении выступали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, М.М. Манасеина, Ж. – Ж. Руссо, К.Д. Ушинский.

Цель экспериментального обучения, по мнению Н.Г. Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

Эксперимент может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний.

Основные требования к постановке экспериментов:

-ясная постановка цели;

-чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;

-проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;

-своевременная раздача на столы принадлежностей для эксперимента;

-контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;

-уборка рабочего места;

-отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу эксперимента явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;

-повторение и закрепление выполненных экспериментов в тетради. Эксперименты позволяют реализовать принцип наглядности обучения.

Таким образом, эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Педагогическая ценность экспериментов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность и любознательность.

Для выявления исходного уровня сформированности у детей младшего школьного возраста экологических представлений нами была проведена диагностика «Диагностика экологических представлений (основана на методике О. Соломенниковой)». Задания, входящие в данную диагностику, представлены в приложении 1.

Также мы определили основные критерии и уровни сформированности у обучающихся экологических представлений. Уровень сформированности экологических знаний младших школьников диагностировался по количеству баллов, набранных каждым участником. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности экологических знаний

ЭП (обуч-ся)

Характеристика

Низкий уровень сформированности экологических знаний

7

31%

Ребенок часто допускает ошибки, не всегда аргументирует свой выбор. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение

Средний уровень сформированности экологических знаний

1

47%

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, не всегда аргументирует свой выбор. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение

Высокий уровень сформированности экологических знаний

5

22%

Ребенок, без особого труда аргументируя свой выбор. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение

Для выявления исходного уровня сформированности у детей младшего школьного возраста экологических представлений был использован комплекс методик. Одним из таких диагностик является «Диагностика экологических представлений (основана на методике О. Соломенниковой)

Анализ результатов проведенной диагностики показал нам, что у 31% младших школьников экспериментальной группы сформированность экологических знаний соответствует низкому уровню, у 47% младших школьников соответственно - среднему, у 22% младших школьников - высокому.

Итак, результаты диагностики свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности основных экологической представлений, определяющих характер отношения младших школьников к природе. Мало процентное соотношение тех, у кого показатель с высоким уровнем сформированности экологических представлений.

Несмотря на то, что младшим школьникам даются научные знания, которые способствуют выработке умений наблюдать, направленные на формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение), и значительно расширены области для изучения, у детей не формируется целостная картина мира: разобщенная научная картина мира как одномерный, фрагментарный образ мироздания, в котором не идет речь о природосообразности человеческой жизни. Большое место отводится вопросам охраны природы. Соответственно программе в учебниках 1-4 классов прослеживается линия по формированию у детей современной экологически ориентированной картины мира, по формированию бережного отношения к богатствам природы.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико­ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Личное познание явлений природы всегда связано с деятельностью. В любой готовности помочь, уберечь, восстановить ученые видят настоящий деятельный патриотизм», весьма важный для формирования эстетических чувств, происхождение которых до сих пор изучено недостаточно. Пожалуй, «...это самое трудное в нашей работе, — говорил В.А. Сухомлинский, — здесь требуется постоянная поддержка стремления детей к истине, справедливости и доброте...» [6]. Способность видеть и слышать, умение остановиться и внутренне сосредоточиться, как показывает практика, приходят со временем, также как и понимание необходимости сохранения ее богатого разнообразия. Не подвергается сомнению и тот факт, что эстетическое восприятие природы, как и чувство красоты вообще, не являются врожденным. Его надо развивать с раннего возраста, «...ибо богатейшая природа сама по себе не обеспечивает развития и не формирует личность...». Однако, индивидуальное освоение содержания экологической культуры каждым человеком все-таки возможно [5].

Приложение 1

Задание

Вопросы

  1. Определение уровня знаний особенностей мира животных.

Оборудование: 3 карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на 2-ой карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на 3-ей изображены небо и поле. Фигурки птиц и животных.

1. Какое название имеет данное животное (птица, насекомое)?

2. Что ты знаешь о нем?

3. Как ты к ним относишься?

  1. Выявление уровня знания особенностей мира растений.

Оборудование: Комнатные растения герань, фикус, бегония, фиалка, лейка для полива; распылитель воды, грабелька для рыхления почвы; тряпка, поддон.

1. Какие условия требуются для роста и развития комнатных растений?

2. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

3. Покажи, как ухаживать за комнатным растением?

4. Для чего выращивают комнатные растения ?

Затем предлагается из представленных перечислений выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (вяз, боярышник, дуб)

б) лиственные и хвойные деревья (кедр, ольха, сосна, липа)

в) ягоды и грибы (смородина, лисичка, подосиновик, малина)

г) цветы сада и цветы леса и поля (георгин, незабудка, клевер, роза)

3. Выявление уровня знаний особенностей неживой природы.

Оборудование: 3 баночки (с песком, с камешками, с водой)

1. Какие свойства песка тебе известны?

2. Где и с какой целью человек применяет песок?

3. Какие свойства камней тебе известны?

4. Какие свойства воды ты можешь назвать?

5. Где и с какой целью человек использует воду, а камни?

Выявление объема знаний о временах года.

Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

1. Какое время года наиболее любимо тобой?

2. Нарисуй это время года на листочке.

3. Назови время года, которое будет следовать после любимого тобой?

4. Определи, когда такое случается?

Ярко светит солнце, ребята плавают в речке.

На деревьях лежит снег, дети катаются на коньках, лыжах.

Листья приняли желтую и красную окраску, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Распускаются первые цветы, на деревьях набухают почки.

5. Определение уровня отношений к миру природы

1. Как ты ухаживаешь за своими домашними питомцами?

2. Что ты вместе со взрослыми можешь сделать, чтобы на пришкольном участке всегда росли растения?

3. Нуждаются ли птицы в помощи человека зимой?

4. Какую помощь мы можем оказать птицам зимой?

Список литературы:

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 240 с.

  2. Багова Л.Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S25. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75308.htm.

  3. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2010.- №5.

  4. Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. // Начальная школа. – 2009. - №7.

  5. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969.

  6. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1985.

  7. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.

  8. Экологическое образование: Концепции и методические подходы. / Отв. Ред. Мамедов Н.М. – М., 2010.

Просмотров работы: 1022