ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Синебрюхова В.Л. 1, Казанцева Е.В. 1, Казанцева Е.В. 2
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №45
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальным для научных исследований и практики современной начальной школы являются вопросы, связанные с освоением процесса чтения, формированием читательской культуры от которых зависит успех учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

На основе публичного доклада о состоянии, результатах деятельности и перспективах развития МБОУ СОШ №45 за 2016-2017 год было выявлено, что образовательное учреждение с 2014 года имеет статус муниципальной методической площадки «Организация взаимодействия семьи и школы при реализации стратегии смыслового чтения в образовательном процессе». В 2016-2017 учебном году школа выступала в качестве городской методической площадки по теме «Формирование культуры чтения художественного текста в условиях взаимодействия семьи и школы».

Для определения трудностей при реализации проектов в рамках методических площадок по темам «Организация взаимодействия семьи и школы при реализации стратегии смыслового чтения в образовательном процессе», «Формирование культуры чтения художественного текста в условиях взаимодействия семьи и школы» была проведен опрос учителей начальных классов. Результаты опроса показали, что из 15 опрошенных учителей начальных классов 8 принимали участие в проектах в рамках обозначенных методических площадок. Это были такие мероприятия, как конкурс выразительного чтения в 4 классах «Читаю я, читаем мы, читаем вместе»; литературно-музыкальная гостиная «Кистью, музыкой и словом…»; встреча с поэтом Н.В. Сочихиным (4 класс).

В ходе опроса были выявлены разного характера трудности, возникшие у учителей начальных классов. К ним относятся:

- выбор средств мотивации родителей к участию в мероприятиях;

- низкий уровень читательской активности обучающихся;

- отсутствие у обучающихся мотивации чтения;

- недостаточно развитая читательская среда.

Таким образом, анализ научно-исследовательской деятельности школы, а также выявленные трудности педагогов по указанному направлению показали, что проблема приобщения обучающихся к чтению остается актуальной и недостаточно решенной.

Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей [5]. В связи с этим, одной из целей Национальной программы поддержки и развития чтения на 2007 – 2020 годы является повышение роста читательской активности.

Чтение представляет собой созидательный процесс сотворения человеком в себе новых культурных качеств, в связи с этим важнейшей категорией социологии чтения является читательская активность [2].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы раскрывает многообразие и неоднозначность трактовки понятия "читательская активность", что отражает сложность феномена. До сих пор нет точного определения понятия "читательская активность", существуют различные точки зрения по поводу самого термина. Рассмотрим их содержание.

А.А. Гречихин отмечает, что понятие «читательская активность» является наиболее общим, комплексным понятием, определяемым целым рядом показателей, которые характеризуют поведение читателя [2].

По мнению Н.Н. Сметанниковой, читательская активность в педагогическом смысле восходит к соотношению воспитания и обучения в процессе образования. Если «могу читать» превращается в «хочу читать», это свидетельствует о том, что возможность читать превращается в побуждение, а удовлетворение желания стимулирует рост возможностей активизации чтения [10].

Исходя из вышесказанного, можно сформировать рабочее определение читательской активности. Для конструирования определения рассмотрим понятие активность в научной литературе.

В словаре русского языка С. И. Ожегова «активный» - деятельный, энергичный, противопоставляется пассивному. С.И. Ожегов толкует слово «деятельность» как «занятие», «труд». Второе значение слова: «действующий, развивающийся» [6].

Российская педагогическая энциклопедия определяет понятие «активность» личности как деятельное отношение человека к миру, как способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно -исторического опыта человечества; «активность» проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении [7].

В словаре русского языка «активность» понимается как свойство по прилагательному «активный», означающее деятельное участие в чем-либо, «энергическая деятельность» [8].

Таким образом, во многих источниках понятие «активность» тождественно понятию «деятельность».

Феномен человеческой активности М. С. Каган трактует в двух аспектах:

1. В первом случае, по мнению автора, «активность субъекта», направленная на объект, приводит либо к его изменению, преобразованию, либо сохраняет объект в целостности.

2. Во втором, «активность субъекта» может вернуться к нему в виде информации о качествах объекта, об его объективных связях, отношениях и информации о значении этого объекта для субъекта [3].

В.А. Грибанова указывает на то, что по мере взросления, развития индивида, его активность, как природная способность, преобразуется в социальную систему интересов и потребностей. Вступая в отношения с окружающим миром и обособляясь в нем, личность может реализовать свою активность, проявить себя как субъект жизнедеятельности. Являясь субъектом, личность познает себя и окружающий мир, определяет свои жизненные перспективы, раскрывает, реализует себя, свои сущностные силы [3].

Также В.А. Грибанова обращает внимание на то, что в педагогической литературе понятие «активность» встречается в основном в таких значениях:

1) активность, как состояние, связанное с выполнением какого-либо акта общения или действия;

2) активность как свойство личности, формирование которого входит в цели воспитательного процесса [3].

Оба значения имеют нечто общее: формирование активности как свойство личности возможно лишь через пробуждение активности как состояния и через удовлетворение тех потребностей в осуществлении общения и деятельности, которые уже возникли у обучающихся.

«Активность личности» рассматривается в педагогике в том или ином виде деятельности как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, напряжения умственных сил, проявление усилия, стремление к энергичной деятельности, преобразование окружающих предметов, явлений, процессов [3].

В. Т. Лисовской определяет активность личности как добровольную, сознательную, инициативно - творческую деятельность, направленную на прогрессивное формирование не только окружающей среды, но и самой личности. В. Т. Лисовский считает, что активность лежит в основе всех качеств личности, причем она проявляется не только через идейность, ответственность, гражданственность, но и через деловые качества, формирует внутреннюю потребность в постоянном совершенствовании [4].

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод, что активность – это свойство личности, характеризующееся способностью изменять окружающую действительность и саму личность.

Определив содержание понятия активность, рассмотрим показатели, характеризующие поведение читателя, выделенные А.А. Гречихиным. К ним относятся: 1) время, отводимое на чтение; 2) структура чтения по видам издания; 3) особенности доступа к литературе; 4) условия и способы чтения [2].

Таким образом, читательская активность – это свойство личности, характеризующееся способностью изменять окружающую действительность и саму личность в процессе читательской деятельности. При этом активно читающий человек имеет потребность в чтении, владеет навыками грамотного, осознанного обращения к чтению, как к источнику самообразования, самовоспитания. Он владеет привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Это человек, умеющий самостоятельно выбирать книгу, составлять список произведений по определенной теме и находить их, пользуясь справочным аппаратом библиотеки. Он умеет выбрать, отобрать книгу на основе беглого его просмотра.

Активный читатель - это человек, который читает не только деловую, учебную или профессиональную литературу, но и тот, кто читает в свободное время и связывает успех в жизни с чтением [9, с. 5]. При условии правильного воспитания читателя досуговое чтение должно стать привычкой к 12 годам и сохраняться всю жизнь.

Активный читатель чаще бывает хорошим читателем, читающим вдумчиво. Выбирая книгу, он обращает внимание на имя автора текста, его стиль, взгляды, историческую эпоху создания произведения. Приступая к чтению, он ставит цель. Хороший читатель читает разные книги по-разному, выбирая адекватный способ чтения текста или вид чтения [9, с. 5].

Определение понятий «читательская активность» и «активный читатель» позволяет нам выделить показатели сформированности читательской активности. К ним относятся:

  • потребность в чтении;

  • мотивация чтения;

  • время, отводимое на чтение;

  • способность самостоятельно применять читательские знания, умения, навыки.

Т.Г. Галактинова утверждает, что основной формой появления активности человека является деятельность [1, с. 29].

Исходя из данного положения, следует, что от учителя требуется в ходе урока создать условия, выраженные в специальных ситуациях, направленных на проявление активности, самостоятельности учащихся, развитие их познавательных интересов, творческой мысли. Это будет выражаться в подготовке заданий для разнообразной деятельности; в поиске разных способов, которыми можно решить одну и ту же задачу. Выясняя роль деятельности в формировании читательской активности, мы пришли к тому, что разнообразие ее форм будет способствовать формированию интереса к чтению, развитию положительного отношения к себе как читателю, к читательскому сообществу, чтению в целом.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что читательская активность – это свойство личности, характеризующееся способностью изменять окружающую действительность и саму личность в процессе читательской деятельности. Показателями читательской активности являются: потребность в чтении; мотивация чтения; время, отводимое на чтение; способность самостоятельно применять читательские знания, умения, навыки.

Анализ научно-исследовательской деятельности школы, а также выявленные трудности педагогов показали, что проблема приобщения обучающихся к чтению остается одной из актуальных и требующих незамедлительного разрешения проблем. Формирование читательской активности у детей младшего школьного возраста требует от учителя целенаправленной и систематической работы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Следовательно, существенное место в формировании читательской активности занимает обоснованный выбор способов организации читательской деятельности обучающихся.

Литература:

1. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Проекты «Книжное дерево моей семьи». 5 кл. «Время открытий». 6 класс: пособие для учителя [Текст] / Т.Г. Галактионова, Е.М. Красновская, Я.Г. Назаровская, С.А. Ширяева - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.

2. Гречихин, А.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология и социология чтения" [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook346/01/part-005.htm (Дата обращения: 31.12.17).

3. Грибанова, В.А. Содержание понятия «активность» в научной литературе // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2012. - №1с. – С. 15-19. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-aktivnost-v-nauchnoy-literature (Дата обращения 29.12.2017).

4. Лисовской, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] / В. Т. Лисовской. - СПб., 2000. - 519 с. с.

5. 29. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf (Дата обращения 31.12.2017).

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 7000 слов [Текст] / С. И. Ожегов. - 23-е изд., испр. - М.: Изд-во «Русский язык», 1991. - 905 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. [Текст] / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.

8. Словарь русского языка: в 4 т [Текст]. - М.: Русский язык, 1981. - Т. 1. – 696 с.

9. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания Лидеров чтения [Текст] / Н.Н. Сметанникова. - М.: ЗАО «РИЦ “МДК”», 2007. - 80 с.

10. Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность [Электронный ресурс] / Н.Н Сметанникова. – Режим доступа: URL : http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova.pdf (Дата обращения: 31.12.2017)

Просмотров работы: 3322