Как показывает практика, многие молодые специалисты приходят в дошкольную образовательную организацию неподготовленными к новой социально-психологической роли, с индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что вызывает существенные проблемы в их адаптации к профессиональной деятельности. Отрицательное влияние на процессы адаптации молодого специалиста оказывает и снижение авторитета и статуса воспитателя ДОО, а также уровня моральной и материальной защищенности.
Адаптация молодого специалиста к условиям жизни основывается на взаимном изменении личности и окружения, это процесс, направленный на преодоление трудностей посредством успешного принятия решений и ответственности за последствия, проявление инициативы [1, с. 75].
На основе опроса молодых специалистов дошкольных организаций Сургута нами определены факторы, препятствующие успешной профессиональной адаптации:
недостаточная сформированность профессиональной компетентности;
отсутствие сопровождения молодого специалиста опытным коллегой;
неадекватность образа будущей работы, или её отрицательный характер;
недостаточное владение современными технологиями дошкольного образования;
непонимание стратегии построения карьеры в образовательном пространстве региона;
слабая мотивация к постоянному профессиональному росту.
Влияет на адаптацию молодого специалиста и требование приказа Минтруда России, вступившего в силу в январе 2015 года об установлении профессионального стандарта «Педагог», регламентирующего педагогическую деятельность воспитателя и учителя в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании. Профессиональный стандарт определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для профессиональной деятельности [2, с. 64].
Причины перечисленных затруднений — отсутствие непрерывного сопровождения процесса адаптации молодого специалиста в профессии.
Заведующий ДОО в процессе приёма на работу молодого специалиста проводит беседу, знакомит с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОО, традициями, предварительно определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе.
Вопрос места и роли руководителя ДОО в процессе становления профессиональной компетентности молодого специалиста мало изучен.
Заведующий в первую очередь стратег развития своей организации. Он создаёт целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, в том числе и молодых специалистов, первое из которых — это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Задача руководителя дошкольной организации — помочь молодым специалистам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути [3, с. 53].
В каждой дошкольной организации существуют свои традиции, условия, соответственно выстраивается система работы с молодыми педагогическими кадрами. С учётом местных условий выбираются те формы и методы, которые в результате будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста [4, с. 42].
При этом приоритетными направлениями деятельности руководителя ДОО по данному вопросу являются следующие:
Создание условий для успешной адаптации молодых специалистов в коллективе, поддержание воспитателя эмоционально, укрепление веры в себя.
Расширение информационного пространства для самостоятельного овладения молодым специалистом профессиональными знаниями.
Обеспечение комплексного системного подхода для повышения профессиональной компетентности молодых специалистов [5, с. 23].
Также заведующий дошкольной образовательной организацией при работе с молодыми специалистами занимается:
Внедрением проблемно-ориентированной технологии построения индивидуальной траектории адаптации педагога ДОО.
Создаёт положительный имидж ДОО, обеспечивает эмоциональной поддержкой, приобщает к корпоративной культуре организации.
Мотивирует к участию в конкурсах и грантах, экспериментальной работе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Создаёт гибкие механизмы управления и мотивирования успешности молодых специалистов с целью стратегического влияния на качество образовательных услуг.
Привлекает к организации различных форм общественного участия в управлении образованием (управляющие советы, родительские комитеты, фонды).
Использует следующие формы работы с молодыми специалистами: педагогический совет, индивидуальная беседа, группа профессиональной поддержки, лекция, беседа, семинары-практикумы; психологические тренинги, проблемно-проектный семинар, круглый стол [5, с. 27].
Все это позволит начинающему педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Список литературы:
1. Легко ли быть молодым воспитателем? / Л. Волошина, О. Нагель, О. Якуш [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 112.
2. Профессиональный стандарт педагога в современной системе дошкольного образования / В.Б. Веретенникова [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С. 112.
3. Структурно‐функциональная модель образовательного процесса в современной системе дошкольного образования / В.Б. Веретенникова [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2015. № 7.- С. 112.
4. Психологическая адаптация педагога к профессиональной деятельности / М.С. Бережная [Текст] // Управление дошкольным образованием.- 2011. № 1. - С. 90.
5. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов при прохождении практики Н.А. Бибикова [Текст] // Управление дошкольным образованием.- 2016. № 3. - С. 90.