ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тарасенко Ж.А. 1, Тарасенко Ж.А. 2, Арасланова А.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
2МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова", г. Сургут
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет высокие требования к условиям реализации основной образовательной программы в начальной школе. Особую значимость приобретает использование средств информационных и коммуникационных технологий. Современный школьник должен уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет, интерпретировать ее, а также сопровождать выступление аудио-, видео- и графическими материалами [6, с.4]. Одним из основных условий при введении ФГОС является информационно-образовательная среда как одно из условий достижения нового качества образования. Информационная среда – специально созданная и определенным образом структурированная часть информационного пространства, включающая совокупность субъектов, создающих, перерабатывающих, использующих информацию, саму информацию и аппаратные средства, ее обслуживающие. Информационно-образовательная среда – это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса [5, с.8].

Электронная информационно-образовательная среда - совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ или их частей, а также взаимодействие обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным, административно-хозяйственным персоналом и между собой [1, с.18].

В.Б. Клепиков определяет сущность категории «электронная образовательная среда» следующим образом – это система восприятия, сохранения, обработки воспроизведения (пользователем) информации в электронном виде в образовательных целях [3].

Школьная действительность такова, что за последние несколько лет количество технических средств обучения, электронных образовательных ресурсов увеличилось, но использование элементов информационно-образовательной среды носит эпизодический характер. Зачастую, учителя ограничиваются мультимедийными презентациями. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ, основной задачей которых является привлечение внимания школьников [2]. Однако возможности использования ИКТ широки и совершенствуются с каждым днем, поэтому для образовательных учреждений актуальна проблема эффективного использования современных образовательных ресурсов. Современное общество формирует у младших школьников качественно новые интересы. Проводить досуг дети предпочитают за просмотром каналов видеоблогеров на видеохостинге YouTube, а также общаясь и играя в онлайн-игры в социальной сети «ВКонтакте».

Социальные сети на сегодняшний день являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет- аудитории. Они являются универсальным инструментом коммуникации и позволяют решать широкий круг задач в области образования [4, с.24].

Именно социальная сеть «ВКонтакте» из-за высокой степени активности и вовлеченности в неё современных школьников является наиболее походящей средой для организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий. Можно выделить следующие преимущества использования социальной сети:

1. Привычная среда для учащихся. Интерфейс, способы коммуникации и публикации контента в этой среде пользователями изучены досконально. Этому способствует удобство и понятность системы, а также активный и продолжительный опыт использования.

2. Разнообразие форм коммуникации. Вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы.

3. Однозначная идентификация пользователей. Чаще всего в социальной сети человек выступает под своим именем и фамилией, реже – под псевдонимом.

4. Активность участников прослеживается через ленту новостей. Этот инструмент позволяет не растеряться пользователю в многообразии информационных потоков и осуществлять эффективный мониторинг обновлений разнообразного контента. У школьников появляется возможность быть в курсе всех изменений, происходящих в процессе учебной деятельности, отслеживать образовательную активность одноклассников и учителя, который, в свою очередь, наблюдает и координирует работу учащихся [4, с.26].

У нас имеется опыт использования социальной сети «ВКонтакте» как электронной образовательной среды для решения задач предметной области литературное чтение. Под влиянием современной медиакультуры в обществе изменился статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Многочисленные социологические опросы показывают, что из года в год интерес детей к чтению снижается. Современные дети отказываются от досуга, обращенного к книге, в круге интересов младшего школьника все большее место занимает Интернет пространство

Поскольку используемые учителем приемы и методы развития читательской деятельности теряют свою привлекательность для школьника, мы решили интегрировать предметную область литературное чтение с привычной обучающимся 3-4 классов средой социальной сети, создав электронную образовательную среду на платформе «ВКонтакте».

Возможности социальной сети позволяют создать группу, в которой в последующем должен состоять каждый учащийся класса. В соответствии с учебной задачей учитель и обучающиеся могут размещать разные материалы. Представим некоторые из них.

Возможность размещения фото-, видео- и аудиоматериалов позволит теоретический блок информации, а также учебные задания сделать более ярким и интересным для школьников:

Полезной опцией является создание тестов, ответы на который учитель может отслеживать:

После совместного прочтения классом какого-либо произведения организовывалась игра «Вопрос на засыпку». Она способствует формированию умения задавать вопросы, отвечать на них. Кроме того, вопросы позволяют проверить знания школьников о прочитанном и помогут актуализировать материал, а активная форма взаимодействия позволит сплотить коллектив единой деятельностью.

Первый вопрос задается учителем, а далее дети «подхватывают» игру:

Интересным для детей оказалась возможность обсуждения прочитанных произведений. Ученики активно вступали дискуссии друг с другом.

Положительным является возможность интеграции с другими сайтами, размещение ссылок на сторонние ресурсы, к которым может обратиться каждый ученик. Так обучающиеся не только постами о книгах, но размещать ссылки свои видеоблоги, на канале как самостоятельно, и с учителя.

Видеохостинг может сам по себе выступать электронной образовательной средой. Создавая канал, ученик получает возможность размещать видеоролики, связанные с учебной задачей, участвовать в обсуждении, взаимодействовать друг с другом.

Существуют и другие сервисы, интегрирующие различные формы представления материала, размещенного в сети Интернет, подходящие для создания электронной образовательной среды. Одним из таких является сервис для хранения закладок Symbaloo.

Учитель, а также сами учащиеся смогут размещать ссылки на необходимые материалы и конструировать платформу с закладками в соответствии с поставленной учебной задачей.

Таким образом, организация электронной образовательной среды, позволит образовательному процессу протекать не только в школе, но и вне ее, а также способствует сплочению всех участников образовательного процесса, в том числе родителей. Учитель может выстроить работу в соответствии с возможностями и потребностями каждого ребенка, благодаря чему все ученики будет активными участниками образовательного процесса.

Список литературы

  1. Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика. № 1. 2007.

  2. Вострикова Е.Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №2. С.19-22.

  3. Клепиков В.Б. Характеристика электронной персональной образовательной среды педагога // Дискуссия. №8. 2014. С. 136.

  4. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития / Материалы IX международной научно-практической конференции-выставки «Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения», 22-24 сентября 2010 г. — Новосибирск, НГТУ, 2010 г.

  5. Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра / А.Ю. Уваров. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изменением и дополнение на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2011. – 33 с. (Стандарты второго поколения).

Просмотров работы: 310