Электронная информационно-образовательная среда - совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ или их частей, а также взаимодействие обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным, административно-хозяйственным персоналом и между собой [1, с.18].
В.Б. Клепиков определяет сущность категории «электронная образовательная среда» следующим образом – это система восприятия, сохранения, обработки воспроизведения (пользователем) информации в электронном виде в образовательных целях [3].
Школьная действительность такова, что за последние несколько лет количество технических средств обучения, электронных образовательных ресурсов увеличилось, но использование элементов информационно-образовательной среды носит эпизодический характер. Зачастую, учителя ограничиваются мультимедийными презентациями. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ, основной задачей которых является привлечение внимания школьников [2]. Однако возможности использования ИКТ широки и совершенствуются с каждым днем, поэтому для образовательных учреждений актуальна проблема эффективного использования современных образовательных ресурсов. Современное общество формирует у младших школьников качественно новые интересы. Проводить досуг дети предпочитают за просмотром каналов видеоблогеров на видеохостинге YouTube, а также общаясь и играя в онлайн-игры в социальной сети «ВКонтакте».
Социальные сети на сегодняшний день являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет- аудитории. Они являются универсальным инструментом коммуникации и позволяют решать широкий круг задач в области образования [4, с.24].
Именно социальная сеть «ВКонтакте» из-за высокой степени активности и вовлеченности в неё современных школьников является наиболее походящей средой для организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий. Можно выделить следующие преимущества использования социальной сети:
1. Привычная среда для учащихся. Интерфейс, способы коммуникации и публикации контента в этой среде пользователями изучены досконально. Этому способствует удобство и понятность системы, а также активный и продолжительный опыт использования.
2. Разнообразие форм коммуникации. Вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы.
3. Однозначная идентификация пользователей. Чаще всего в социальной сети человек выступает под своим именем и фамилией, реже – под псевдонимом.
4. Активность участников прослеживается через ленту новостей. Этот инструмент позволяет не растеряться пользователю в многообразии информационных потоков и осуществлять эффективный мониторинг обновлений разнообразного контента. У школьников появляется возможность быть в курсе всех изменений, происходящих в процессе учебной деятельности, отслеживать образовательную активность одноклассников и учителя, который, в свою очередь, наблюдает и координирует работу учащихся [4, с.26].
У нас имеется опыт использования социальной сети «ВКонтакте» как электронной образовательной среды для решения задач предметной области литературное чтение. Под влиянием современной медиакультуры в обществе изменился статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Многочисленные социологические опросы показывают, что из года в год интерес детей к чтению снижается. Современные дети отказываются от досуга, обращенного к книге, в круге интересов младшего школьника все большее место занимает Интернет пространство
Поскольку используемые учителем приемы и методы развития читательской деятельности теряют свою привлекательность для школьника, мы решили интегрировать предметную область литературное чтение с привычной обучающимся 3-4 классов средой социальной сети, создав электронную образовательную среду на платформе «ВКонтакте».
Возможности социальной сети позволяют создать группу, в которой в последующем должен состоять каждый учащийся класса. В соответствии с учебной задачей учитель и обучающиеся могут размещать разные материалы. Представим некоторые из них.
Возможность размещения фото-, видео- и аудиоматериалов позволит теоретический блок информации, а также учебные задания сделать более ярким и интересным для школьников:
Полезной опцией является создание тестов, ответы на который учитель может отслеживать:
После совместного прочтения классом какого-либо произведения организовывалась игра «Вопрос на засыпку». Она способствует формированию умения задавать вопросы, отвечать на них. Кроме того, вопросы позволяют проверить знания школьников о прочитанном и помогут актуализировать материал, а активная форма взаимодействия позволит сплотить коллектив единой деятельностью.
Первый вопрос задается учителем, а далее дети «подхватывают» игру:
Интересным для детей оказалась возможность обсуждения прочитанных произведений. Ученики активно вступали дискуссии друг с другом.
Положительным является возможность интеграции с другими сайтами, размещение ссылок на сторонние ресурсы, к которым может обратиться каждый ученик. Так обучающиеся не только постами о книгах, но размещать ссылки свои видеоблоги, на канале как самостоятельно, и с учителя.
Видеохостинг может сам по себе выступать электронной образовательной средой. Создавая канал, ученик получает возможность размещать видеоролики, связанные с учебной задачей, участвовать в обсуждении, взаимодействовать друг с другом.
Существуют и другие сервисы, интегрирующие различные формы представления материала, размещенного в сети Интернет, подходящие для создания электронной образовательной среды. Одним из таких является сервис для хранения закладок Symbaloo.
Учитель, а также сами учащиеся смогут размещать ссылки на необходимые материалы и конструировать платформу с закладками в соответствии с поставленной учебной задачей.
Таким образом, организация электронной образовательной среды, позволит образовательному процессу протекать не только в школе, но и вне ее, а также способствует сплочению всех участников образовательного процесса, в том числе родителей. Учитель может выстроить работу в соответствии с возможностями и потребностями каждого ребенка, благодаря чему все ученики будет активными участниками образовательного процесса.
Список литературы
Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика. № 1. 2007.
Вострикова Е.Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №2. С.19-22.
Клепиков В.Б. Характеристика электронной персональной образовательной среды педагога // Дискуссия. №8. 2014. С. 136.
Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития / Материалы IX международной научно-практической конференции-выставки «Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения», 22-24 сентября 2010 г. — Новосибирск, НГТУ, 2010 г.
Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра / А.Ю. Уваров. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изменением и дополнение на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2011. – 33 с. (Стандарты второго поколения).