ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Голубятникова А.А. 1, Голубятникова А.А. 2, Арасланова А.А. 3
1Сургутский государственный педагогический университитет
2МБОУ НШ №30
3Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Дети, умеющие исследовать, дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса и именно за ними будущее. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления исследования, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления учащихся. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, в приобретении им функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности. Это повышает успешность человека в образовании и профессиональной деятельности, поскольку именно творческая личность, как отмечает Д. Б. Богоявленская, является более конкурентоспособной.

«Как научить своих учеников мыслить? Можно ли научиться мыслить более продуктивно? Какие приемы и методы необходимо использовать на уроках, чтобы совершенствовать мыслительную деятельность учащихся?» Неслучайно эти или аналогичные вопросы задает себе каждый современный учитель, ведь благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи исследования, делаются открытия, появляются изобретения.

Исследовательская деятельность предъявляет требования к умениям работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, систематизировать и структурировать полученный материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям.

Все эти компетенции можно и нужно развивать. Компетенция устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, является одной из ключевых в умении исследовать. Данная деятельность требует от детей умственных усилий, применения логических операций (анализ, синтез, обобщение), умение работать с различными источниками информации.

В рамках ФГОС НОО особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, которые необходимы современному ученику для самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, сознательного получения нового социального опыта, для саморазвития и самосовершенствования. Умение устанавливать причинно-следственные связи относится к. познавательным логическим универсальным действиям

Причинность или причинно-следственная связь - это связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием, что с необходимостью следует за первым.

Проблеме формирования умения устанавливать причинно-следственные связи посвящены исследования таких ученых, как Д. Татьяченко, О.И. Тиринова, А.Б. Усова, В.Т. Чепиков, Н.Ф. Талызина и др.

В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько стадий. Первоначально данный приём логического мышления выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть общеучебных умений, которыми должен овладеть младший школьник в начальных классах для успешного интеллектуального развития в последующих классах.

Рассмотрим структуру данного умения:

1) осмысление представленного явления (события, ситуации);

2) выявление общих и отличительных признаков данного явления;

3) определение существенных признаков (причин) явления;

4) формирование суждения о возможных следствиях данного явления;

5) обоснование сделанных предположений посредством рассуждений и умозаключений.

Такая структура умения устанавливать причинно-следственные связи предполагает владение учащимися более простыми умениями:

  • выделять в предметах свойства;

  • иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов;

  • определять в предметах существенные и несущественные признаки;

  • различать необходимые и достаточные признаки предметов;

  • устанавливать родо-видовые отношения;

  • выполнять простейшие умозаключения.

Таким образом, умение устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный, интегративный процесс познания действительности посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).

Одним из средств формирования причинно-следственных умений являются фенологические наблюдения, в рамках которых решение проблемно-поисковой ситуации требует минимальных волевых усилий, но при этом позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальный потенциал учеников и использовать его наиболее эффективно.

В связи с тем, что установление причинно-следственных связей основано на абстрактных понятиях, необходима и система наглядности. В частности, для превращения знаний младших школьников в убеждения, например на уроках «Окружающий мир».

При изучении окружающего мира большое внимание уделяется и наблюдениям. Пути развития наблюдательности разнообразны: использование различных средств наглядности, организация наблюдений дома к уроку и на уроке, организация наблюдений при проведении опытов, практических работ, ведение дневников наблюдений, настенных календарей природы, организация наблюдений на экскурсиях.

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения предмета «Окружающий мир» известен давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а, наоборот, приобрел, все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями [1].

По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные и групповые, кратковременные и сезонные. Наука, изучающая сезонное развитие живой природы — растительности и животного мира, — носит название фенологии. Первая задача фенологии как науки – научить младших школьников вести фенологические наблюдения по сезонам года, правильно фиксировать их в дневниках наблюдений, а по результатам наблюдений делать соответствующие выводы. Вторая задача фенологии – научить младших школьников при наблюдениях устанавливать причинно – следственные связи в природе, уметь их объяснять на доступном уровне. Фенологические наблюдения не требуют сложного оборудования и доступны каждому. Они состоят из записи дат (число, месяц, год) наступления сезонных явлений в жизни растений или животных. Фенологические наблюдения имеют большое практическое значение. На основе их определяют лучшие сроки проведения тех или иных сельскохозяйственных работ, лесных посадок, сбора семян, грибов, ягод. Систематические и целенаправленные занятия с использованием фенологических наблюдений в экологическом образовании младших школьников способствуют лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, развитию мышления, анализу полученных результатов [4].

Фенология (от греч. fenomen – явление и logos – учение) – наука, изучающая сезонные явления, происходящие в природе.

Объектами исследований в фенологии являются сезонные (как явно видимые, так и скрытые от невооруженного взгляда наблюдателя) явления живой природы, а общейзадачей фенологических исследований является установление календарных сроков наступления и прохождения этих явлений и выявление закономерных связей сезонного развития объектов растительного и животного мира и условиями внешней среды.

Фенологические наблюдения проводятся:

1) за развитием важнейших видов деревьев, кустарников, полукустарников, трав;

2) за жизнью лесных зверей, птиц, насекомых;

3) за ходом лесокультурных и лесохозяйственных работ;

4) за важнейшими гидрометеорологическими явлениями.

Общеизвестно, что естествознание как наука создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. На уроках окружающего мира учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. Принцип причинно-следственных связей дает возможность строить преподавание окружающего мира согласно дидактического правила «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, страны, мира легче сформировать правильные представления о многих предметах, явлениях и закономерностях.

Задавая себе и окружающим десятки вопросов типа: "Почему снег растаял?", "Почему дует ветер?", "Почему разрушаются горы?" или более сложные: «Какова причина образования ветра?» «Какова причина круговорота воды в природе?» и т.д., учащиеся инстинктивно ищут причинные связи и зависимости между телами и явлениями реальной действительности. На определенных этапах обучения они последовательно находят ответы на эти и другие вопросы, используя приобретенные знания и принцип причинности.

Природа лежит в основе изучения всех естественных дисциплин. Поэтому работа по установлению причинно-следственных связей на уроке окружающего мира потребует от учащихся умения в дальнейшем оперативно и комплексно использовать свои знания в старшей школе.

Список литературы:

  1. Аксенова, Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова / Биология в школе. - 1994. - № 2, 3, 4,5.

  2. Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов- М.: Просвещение, 2010. - 99 с.

  3. Ромашова, А.Т. О фенологической работе в школах / А.Т. Ромашова // Биология в школе. - 2011. - № 4.

  4. Хомченко С.И. Как организовать фенологические наблюдения / С.И. Хомченко // Биология в школе. - 2005. - № 4; 2006. - № 1.

  5. Электронный ресурс. Режим доступа: [http://netnado.ru/metodika-organizacii-fenologicheskih-nablyudenij/page-1.html]

Просмотров работы: 741