Понятие «имидж» было использовано впервые в Америке в 50-х годах для рекламной практики. В отечественной литературе «имидж» ввел О. Феофанов. Он рассматривал имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Сегодня понятие «имидж» получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания, в том числе и в педагогике.
Имидж (от английского «image» — «образ», «изображение», которое в свою очередь происходит от латинского «imago») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
«Имидж» имеет много различных определений. В кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «Имидж – это стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании».
Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию.
В современной науке понятие «имидж» понимается как форма отражения и освоения человеком объектов мира.
Специалист в области социологии управления и имиджелогии В. М. Шепель считает, что «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания…Имидж не тождественен образу, он – его фасадная часть… Имидж – собирательное понятие. Это – облик, то есть та форма жизненного проявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются лучшие личностно-деловые характеристики».
В.М. Шепель выделяет следующие слагаемые имиджа, независимо от характера или типа личности:
-природные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость)
- свойства личности, которые являются следствием образования и воспитания (нравственные ценности, психологическое здоровье)
- жизненный и профессиональный опыт (воспитанность, эрудицию, профессионализм). [1, с.150]
И.Д. Ладанов считает, что в имидже объединены два элемента – уверенность в себе и позитивная энергетика. [2, с.153]
Л.К. Аверченко разработал принципы формирования имиджа:
- принцип повторения опирается на свойства памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Человеку требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим;
- принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: «Я – для вас», «Это только для вас»;
- принцип «двойного вызова» означает, что сообщение воспринимается не только разумом: важнейшую роль играют подсознательные психологические процессы, эмоциональная сфера психики человека. [3, с.153]
Создание имиджа – длительный и сложный процесс, успешность протекания которого зависит от условий и технологий формирований имиджа.
В.М. Шепель выделил функции имиджа:
- ценностная – ориентирована на активизацию общения с людьми на ценностно – смысловой основе;
- личностно – возвышающая – создает облик личности, выразительно подчеркивающий ее духовное достоинство, визуально определяющий ее душевные характеристики;
- психотерапевтическая – личность, обладающая обаянием, обречена на внимание, признание и оптимизм в достижении своих целей, уверенность в себе.
О.Ю. Сухина считает, что структура формирования имиджа руководителя складывается из семи представлений:
1.Образ руководителя - персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования детского сада).
2. Качество образования и воспитания — показатель знаний, умений и навыков, сформированность способностей, познавательность процессов. 3.Стиль общего управления - контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность детского сада, традиции, стиль взаимодействия между участниками воспитательного процесса, стиль работы, корпоративная культура.
4.Внешняя атрибутика — представляет собой совокупность фирменных элементов, позволяющих потребителям образовательных услуг, сотрудникам, организациям, любому человеку легко идентифицировать дошкольную образовательную организацию.
5.Образ персонала - квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик.
6.Цена на образовательные услуги - платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный приём, подчинение правилам поведения, месторасположение.
7.Уровень психологического комфорта - представление об уровне комфортности среды. [4, с.15]
К имиджу относится и авторитет руководителя. Он складывается из обобщенной характеристики личности, его компетентности, высокой нравственности на работе и в быту. Ценится, когда он внимательно относится к людям и их нуждам.
Различают три вида авторитета: личный, служебный и реальный.
Личный обеспечивается справедливыми личностными качествами, выделяющими его из среды коллектива, к которым относятся честность, справедливость, человечность.
Служебный авторитет достигается умелой организацией работы коллектива для выполнения поставленных задач, обеспечением соблюдения дисциплины на основе предоставленных должностью прав и полномочий.
Органическое соединение личного и служебного авторитета составляет реальный авторитет руководителя, и достичь его можно только применяя демократический стиль руководства. Имидж - это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в коллективе, и ожиданиям, предъявляемым членами коллектива к руководителю. Он имеет несколько ключевых слов, которые позволяют раскрыть слагаемые имиджа руководителя.
Первое из этих слов — «целостный». Оно означает, что в структуру имиджа руководителя входит не только его внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и тому подобное), но также всё, на основе чего окружающие составляют свое мнение о человеке.
Второе ключевое слово - «непротиворечивый». Под ним следует понимать то, что видимость, или внешнее проявление имиджа, должна соответствовать внутреннему состоянию человека.
Следующие слова можно объединить в общий блок, который характеризует корпоративную культуру организации. Это термины «цели», «нормы», «ценности» и «ожидания» коллектива подчиненных. Они выводят понятие имиджа за рамки личности руководителя и заставляют взглянуть на проблему с точки зрения организации в целом. В самом упрощенном виде это означает, что имидж руководителя, как целостный и непротиворечивый образ, должен соответствовать определенным характеристикам организационной культуры.
Слагаемые имиджа руководителя:
1.Внешность является наиболее открытой для наблюдения характеристикой человека и представляет собой один из источников невербальной информации о человеке. Внешний облик человека создают одежда, прическа, физические характеристики (тип телосложения и так далее). Внешность в значительной мере влияет на то, что думают о человеке другие. Безупречный внешний вид придает человеку уверенность в себе и в том, что он говорит и делает.
2.Способ самоотдачи подразумевает под собой, насколько значима для руководителя его работа и люди, которые его окружают. Видят ли подчиненные в руководителе энтузиазм, и происходит ли «заражение» этим энтузиазмом.
3.Направленность личности и позиции по отношению к окружающим включает в себя намерения, мотивы, способности, установки, ценностные ориентации. Ценностными ориентациями личности являются разделяемые этой личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Они выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.
4.К особенностям вербального и невербального поведенияотносятся мимика, жестикуляция, улыбка, контакт глаз и, наконец, речь, которая характеризуется тембром, тоном, громкостью голоса, артикуляцией и произношением. [5, с.140]
В структуру делового имиджа А.С.Пелих, Т.Г.Кизилова, А.Г.Пронченко включают:
- служебный этикет (приветствие, деловое общение, сочетание наказания и поощрения)
- деловые беседы и выступления, работу с документами, деловую переписку, культуру телефонного разговора, визитные карточки, деловой протокол, этикет поведения на приемах, деловые подарки
- внешний вид и манеры [6, с.151]
Таким образом целенаправленная работа над имиджем требует знаний, владения технологиями, наличия соответствующего сочетания способностей, высокого уровня общей культуры, ответственности и собственных целенаправленных усилий носителя имиджа. Человек является субъектом своего собственного формирования, развития, совершенствования и преобразования, а имидж - это результат собственной деятельности.
Список литературы:
1. Митин, А.Н. Культура управления персоналом/А.Н.Митин // Екатеринбург, 2001.
2. Щербакова, В.В. К вопросу о профессиональной компетенции /В.В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. – С.139-146.
3.Чумичева, Р.М., Платохина, Н.А. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие /Р.М Чумичева, Н.А. Платохина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011.149-156с.