Задача любой производственной системы — трансформация входящих ресурсов в производственный выход, результатом которой является получение прибыли. В центре этого процесса находится техническое ядро — производственное «сердце».
К входящим в техническое ядро ресурсам относятся рабочая сила, земля, здания, сооружения, оборудование и технология, его производственный выход — товары и услуги. Качество производственного выхода определяют операционная стратегия и контроль, которые напрямую связаны с операционным менеджментом.
Операционный менеджмент. Это область менеджмента, связанная с производством товаров и оказанием услуг, что предполагает использование специализированных методов управления (рисунке 1).
Рисунок 1 - Организация как система операционного менеджмента
Рассмотрим систему методов управления в структуре операционного менеджмента.
Главный постулат операционной стратегии: менеджеры должны не только уметь применять методы, но и формировать необходимые установки в ходе выполнения различных операций, например, повышенное внимание качеству и стремление к инновациям.
Производственные и сервисные операции. В отношении них можно сделать ошибочный вывод, что они относятся строго к производственной сфере. На самом деле методы операционного менеджмента широко применяются в сфере услуг. Рассмотрим их.
Производственные организации выпускают материальные блага, сферы услуг предоставляют блага нематериальные. В частности, торговая организация только продает товары, оказывая тем самым услуги производителям, продвигая их товар, их потребителям, обеспечивая их потребности в товарах.
Несмотря на различие в деятельности, операционные проблемы предприятий очень схожи.
Во-первых, календарные графики производства и продаж, что первично определяет эффективность деятельности и тех, и других. Во-вторых, определение системы материального обеспечения. В-третьих, качество и продуктивность.
Эти позиции позволяют определить место структурного подразделения в системе производства и сервиса.
Главная задача руководителя структурного подразделения — вовлечение операционных менеджеров в систему тактического и стратегического управления.
Суть операционной стратегии — признание роли операций в успехе деятельности организации за счет привлечения менеджеров к процессу управления на всех его уровнях. В ее основе лежат способности работников, культура и собственно производственные процессы (таблице 1).
Таблица 1 – Стадии операционной стратегии
Стадия 1 |
Стадия 2 |
Стадия 3 |
Стадия 4 |
|||
Отсутствие вовлечения: Отсутствие позитивного вклада Приоритеты: Издержки; Производительность труда |
Типичная: Цель соответствует практике Приоритеты: Контроль; Управление запасами; Производственные мощности |
Организационная: Следование в русле стратегии головной организации Приоритеты: Новые технологии; Новые процессы |
Конкурентная: Перспективное развитие стратегии Приоритеты: Новые продукции; Новые услуги; Инновации; Новые идеи |
На стадии 1 приоритетами являются издержки на рабочую силу и операционная производительность. Операционные менеджеры структурных подразделений строго следуют указаниям менеджеров головной компании, не имея права на изменения.
На стадии 2 операционные отделы участвуют в постановке целей, разработке приемов контроля качества и управления запасами.
На стадии 3 активность операционных менеджеров возрастает. Операционная стратегия сочетается со стратегией головной организации. Руководство структурных подразделений непосредственно участвует в разработке новых подходов к технологическим процессам.
На стадии 4 операционные отделы (структурные подразделения) самостоятельно разрабатывают стратегические концепции, превращаясь в основную силу планирования общих направлений развития головной компании за счет непрерывного генерирования новых видов продукции и новых процессов операционной деятельности в рамках организации производства и сервиса.
Организации, перешедшие стадии 3 и 4, становятся значительно более конкурентоспособными, чем организации, использующие только маркетинговые и финансовые стратегии, поскольку внедрение операционной стратегии, которая определяется деятельностью структурных подразделений, позволяет оперативно отзываться на запросы и требования клиентов.
Таким образом, операционная система управления определяет общие направления деятельности руководства структурным подразделением и позволяет оперативно решать проблемы стратегического планирования головной организации.
В целом операционная стратегия включает в себя ряд частных методов управления.
Планирование производственных мощностей и управление ими. Под планированием производственных мощностей понимается определение и изменение способности структурного подразделения производить товары или предоставлять услуги в объемах, отвечающих покупательскому спросу. В данном случае основные задачи операционных менеджеров:
прогнозирование численности клиентов;
определение объема товарооборота;
расчет оптимальной производственной мощности. Главная задача здесь — третья позиция, поскольку недостаток производственной мощности влечет за собой потерю прибыли, отток клиентов и в целом снижение рыночного ресурса. Избыток мощностей — это замороженные ресурсы, упущенная прибыль и убытки из-за порчи сырья и готовой продукции.
Планирование запасов и управление ими. Запасы — это сырье и материалы, незавершенное производство и готовая продукция (в экономике принято разделять это понятие: запасы — сырье и материалы; затраты — незавершенное производство и готовая продукция. В целом запасы и затраты определяются как материальные оборотные средства).
Управление запасами имеет большое значение для любой организации, поскольку хранение материальных оборотных средств стоит немалых денег.
Управление запасами сводится к решению основополагающих задач:
а) определение оптимального размера запасов;
б) планирование потребности в материалах;
в) снижение запасов и временных затрат на операции с ними;
г) логистика и управление дистрибьюцией. Определение оптимального размера заказа.
Минимизация размера заказа сводится к решению двух вопросов: сколько заказать и когда.
Минимальное количество (когда и сколько) обеспечивает поддержание на оптимальном уровне запасов и затрат, определяемом по формуле оптимального размера заказа (ОРЗ).
Расчет ОРЗ минимизирует стоимость заказа и издержек хранения. Стоимость выполнения заказа — это затраты, связанные с фактическим его размещением (расходы на доставку, получение и инспектирование). Издержки хранения включают расходы, связанные с нахождением запаса в складских помещениях (платежи за склад, финансовые сборы и расходы на перемещение).
ОРЗ позволяет рассчитать количественный размер запаса, обеспечивающий минимизацию издержек хранения и доставки:
ОРЗ = ,
где Д — годовая потребность в натуральных величинах; С — издержки доставки; Н — издержки хранения.
Предположим, годовая потребность в изделиях составляет 1 210 шт., ежегодные издержки хранения — 6 руб., издержки доставки — 30 руб., тогда
ОРЗ =
Таким образом, наиболее экономичный объем заказа составит 110 шт. в месяц.
Для определения момента заказа используется формула нахождения точки возобновления заказа (ТВЗ).
Предположим, что время (I)получения заказа (доставки) составляет три дня, тогда
ТВЗ =
Таким образом, при трехсуточном цикле реализации заказа в момент его возобновления в запасе должно оставаться 10 изделий, что позволит избежать риска отсутствия товара или его излишка на складе.
Рассмотрим процесс расчета текущего складского запаса. Операционные менеджеры должны рассчитывать и следующие виды запасов:
транспортный (когда время движения груза превышает время движения документов на его оплату). В частности, транспортный запас предусматривается в случае расчетов на условиях предварительной оплаты;
технологический (в случае необходимости предварительной подготовки товара);
подготовительный (определяется временем на приемку, разгрузку и складирование);
страховой (создается в качестве резерва и принимается, как правило, в пределах 50 % от текущего складского).
Взаимосвязь ОРЗ и ТВЗ хорошо просматривается на рисунке 2.
Рисунок 2 - Взаимосвязь ОРЗ и ТВЗ
Планирование потребности в материалах. Формула ОРЗ применяется, как правило, тогда, когда речь идет о независимых друг от друга материалах хранения. Например, в кафе спрос на отбивные котлеты не зависит от потребления молочных коктейлей, таким образом, размер заказа может быть рассчитан отдельно для каждого из этих блюд. В случае заказа изделий зависимого спроса проблема запасов усложняется и требует от руководства структурного подразделения более сложных расчетов.
В частности, предположим, что речь идет о производстве столов и стульев для образовательных учреждений. Операционным менеджерам необходимо установить потребность в комплектующих деталях из дерева, металлических конструкций и фурнитуры.
Решение данной проблемы — планирование потребности в материалах (material requirements planning – MRP). MRP — это система планирования и контроля, зависимых от спроса, запасов, которая дает возможность разработать точный график запасов на все материалы, необходимые для производства. Система включает в себя данные о календарных планах производства, местонахождении запасов, прогнозах и связанных с заказом затратах.
В отличие от ОРЗ уровни запасов определяются на базе данных не о прошлом потреблении, а в соответствии с точными оценками будущих потребностей.
Более масштабной системой планирования ресурсов является структура ЕRP (Еnterprise Resource Planning), которая в плане управления структурным подразделением позволяет обеспечить баланс таких факторов, как рабочая нагрузка, объем человеческих ресурсов и производственная мощность. Системы ЕRР интегрируют, оптимизируют и контролируют все функциональные отделы организации. С помощью МRР и ЕRР операционные менеджеры могут видеть, как их решения сказываются на оптимизации использования человеческих и материальных ресурсов.
Управление планированием ресурсов структурного подразделения в системе ЕRР выступает в роли «скелета» всей деятельности. Она позволяет собирать, обрабатывать и поставлять информацию о работе всего предприятия, включая заказы, создание новой продукции, производство, снабжение, запасы, дистрибъюцию, человеческие ресурсы, прием оплаты и прогнозирование спроса.
В программном обеспечении ЕRР отражены все организационные вопросы, персоналу выдаются пошаговые рекомендации, инструкции. Например, операционный менеджер даст разрешение на закупку, система тут же отправляет онлайновый заказ, автоматически формирует счет к оплате и логистическую цепочку.
Системы just- in – time (JIT). Основная задача этой системы в методике управленческих решений заключается в уменьшении уровня запасов и связанных с ними затрат в целях сведения к нулю времени, затрачиваемого на приемку, перемещение и нахождения в запасе сырья и материалов. JIT («точно вовремя») требует высокого уровня мотивации и кооперации работников структурного подразделения. В этом случае большая ответственность лежит на операционных менеджерах, которые должны обладать достаточно глубокими знаниями и навыками и способностями незамедлительно принимать решение и приходить на помощь коллегам.
Логистика и управление дистрибьюцией. Логистика — управление движением материалов внутри предприятия, поставка входящих от поставщиков, отправка исходящей продукции покупателям.
Дистрибьюция (распределение) — движение готовой продукции от производителя к покупателю.
Сущностная задача здесь — новые способы ускорения и удешевления доставки и продвижения товаров.
Значительная роль в логистике и дистрибьюции играет ERP-система в онлайновой структуре управления.
Список использованных источников:
Герчикова, И. Н.Менеджмент / И.Н. Герчикова .— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2015 .— 510 с. — (Золотой фонд российских учебников), [Электронный ресурс], http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114981;
Менеджмент: учебник для СПО / Ю. В. Кузнецов [и др.]; под ред. Ю. В. Кузнецова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 448 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02995-6. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/096F68CC-ё48CA-45E9-AA44-20D175847AB6.
Управление структурным подразделением организации в сфере торговли и коммерции: учебник для студ. учреждений СПО/ Н.П.Мусалов, Е.Н. Щербакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-208с.