Иначе говоря, руководители структурных подразделений вынуждены искать приемлемые способы решения экономических проблем в рамках своих полномочий при достаточно жестком внешнем давлении.
Внешняя среда (головная организация) всегда оказывается довлеющей, и ее необходимо использовать для решения внутренних вопросов структуры подразделения.
Управленческая проблема: что необходимо сделать и как это сделать, чтобы структурное подразделение оказалось в сфере интересов компании?
Рассмотрим основные позиционные схемы.
1. Управленческая проблема. Внешняя среда по отношению к структурному подразделению обладает приоритетами: лидерство (ставит управленческие задачи), мотивация (формирует систему вознаграждений), контроль (создает систему обратной связи).
Решение проблемы.
Лидерство. Задача: делегирование полномочий.
Головной организации необходимо решать проблемы персонала структурного подразделения. Таким образом определяется управленческая ситуация: руководитель структурного подразделения получает определенные управленческие полномочия для управления подчиненным персоналом и выполнения задачи достижения цели. Под полномочиями понимается совокупность официальности прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия в интересах организации.
2. Мотивация. Можно выделить внешнюю мотивацию, не связанную с содержанием определенной деятельности, но обусловленную внешними обстоятельствами, и внутреннюю, связанную с самим содержанием деятельности.
В большинстве современных организаций доминирует мотивация посредством вознаграждения и наказания (метод кнута и пряника). Растет популярность системы стимулирования (бонусы и другие награды, выдаваемые за достижение определенных целей), однако влияние стимулов на результаты хозяйственной деятельности наблюдается менее чем в трети организаций, практикующих данные методы.
В то же время организации нуждаются в сотрудниках, готовых работать «головой», экспериментировать, искать новые решения проблем. Алдом Кон, один из критиков метода кнута и пряника, советует менеджерам оплачивать труд своих сотрудников следующим образом: «Платите хорошо, платите справедливо и делайте все, чтобы люди не думали о деньгах».
Руководители структурных подразделений должны понимать пределы внешней мотивации и удовлетворять не только низшие, но и высшие потребности работников.
Мотивацию обеспечивает не просто хорошо оплачиваемая работа, но работа, приносящая удовлетворение.
Таким образом, внешняя среда (достаточно удаленная от сотрудников структурного подразделения) строит систему управления на лидирующих позициях и мотивации, основанной на системе вознаграждений. Внутренняя среда (руководство структурным подразделением) должна опираться прежде всего на обеспечение удовлетворенности работой и только во вторую очередь — материальных позиций.
Решению этой задачи может способствовать дизайн функциональных обязанностей — часть работы, за выполнение которой несет ответственность конкретный сотрудник.
Дизайн функциональных обязанностей — это применение теорий мотиваций для разработки структуры деятельности сотрудников в целях повышения производительности и уровня удовлетворенности от труда.
Рассмотрим несколько подходов к данному вопросу.
Упрощение функциональных обязанностей для повышения производительности при решении отдельных задач. Это происходит за счет сокращения их числа в рамках компетенции отдельного сотрудника. Работа должна быть простой, повторяющейся и стандартизированной, не требующей специальных навыков и опыта.
В данном случае требования к подготовке работников снижаются, появляется возможность их взаимозамены. Данная позиция неэффективна с точки зрения мотивации (рутинность деятельности) и упрощения руководства, что облегчает процесс управления.
Ротация функциональных обязанностей — систематический переход работников от одних задач к другим без дополнительного усложнения каждой из них. Ротация позволяет совместить повышение производительности труда, разнообразить операции и на определенное время повысить мотивацию. Здесь проявляется так называемый корпоративный климат, когда любой работник может попробовать применить свои возможности на различных рабочих местах.
Расширение функциональных обязанностей. Несколько мелких задач объединяются в одну, более крупную, что дает возможности расширить поле деятельности для самореализации, продвижения в карьере ощущения удовлетворенности результатом, однако усложняет управление с точки зрения постановки задач и контроля их исполнения.
Обогащение функциональных обязанностей — внедрение в процесс труда мотивационных факторов высшего уровня (ответственность, признание, возможности роста, обучения и карьеры). Работники сами контролируют необходимые им ресурсы, решают проблемы организации труда и личного роста, самостоятельно определяют интенсивность усилий.
Управленческая задача в данном варианте — повышение уровня мотивации и удовлетворения работников (на первые позиции выходит принцип делегирования полномочий), что позволяет привлекать опытных рабочих к отбору и обучению новых кадров, нести ответственность за управление входящими и исходящими потоками материальных ценностей, принимать управленческие решения самостоятельно исходя из требовании производством процесса.
Управленческие функции при этом сводятся к контролю, корректировке и оценке производственной ситуации.
Рассмотрим концепцию редизайна труда, предложенную Р. Хэкменом и Г. Оидхэмом, в основе которой лежит модель характеристик функциональных обязанностей. Модель состоит из трех частей: важнейшие характеристики работы, критические психологические состояния, уровни потребности в росте (таблица 1).
В управлении структурным подразделением важное место занимает принцип делегирования власти — передача подчиненным дополнительных полномочий, что способствует существенному повышению производительности труда и творческому подходу.
Управление должно быть спланировано таким образом, чтобы, как выразился глава компании АЕ5 СогрогаНоп Дэннис Бакке, «работники могли и хотели принимать важные решения, относились к своей работе как бизнесмены, а не как мелкие сошки в гигантской машине».
Таблица 1 – Модель характеристик функциональных обязанностей
Характеристики |
Психологические состояния |
Результаты |
Разнообразность задач Индивидуальность задач Значимость задач Автономия Обратная связь |
Ощущение значимости задач Ощущение ответственности Значимость фактических результатов |
Сильная внутренняя мотивация Высокие показатели труда Высокое удовлетворение Низкие показатели текучести кадров |
Уровень настоятельности потребности в росте
Характеристики функциональных обязанностей
Разнообразие задач Законченность задач Значимость задач Автономия – степень свободы и самоопределения Обратная связь – контроль и координация |
Данные характеристики определяют уровень мотивации сотрудников, качество труда и удовлетворение от него |
Наделение сотрудников полномочиями означает получение четырех «символов освобождения»: информации, власти, знаний и вознаграждения.
На практике подобная ситуация возникает при создании самоуправляемых команд, которые имеют право нанимать, обучать, накладывать взыскания, увольнять и устанавливать величину заработной платы.
В таком случае внешняя среда (головная компания) определяет цели и стратегию управления, делает прогнозы. Внутренняя среда (структурное подразделение) играет роль тактической и оперативной структуры с достаточно широкими управленческими полномочиями.
В данной системе менеджер направляет мотивацию работников на достижение цели, опираясь на их навыки, интересы, установки, потребности, предоставляя все необходимое для труда и четко определяя конечные результаты.
Итак, внешней организационной средой для структурного подразделения выступает головная компания, которая оказывает существенное воздействие на ее деятельность (факторы воздействия: ресурсы, технологии, стратегические решения, правовое поле — общая (генеральная) среда).
Внутренняя среда включает внутрифирменные элементы: работников, структурный менеджмент (руководство), корпоративную культуру — среду задач (функциональную среду). Факторы воздействия изнутри — социальная адаптация, инициатива.
Кроме того, в системе управления структурным подразделением следует учитывать классическое внешнее окружение головной организации: внешнюю среду косвенного воздействия (экономическое, правовое поле и др.), внешнюю среду прямого воздействия (потребители, поставщики, конкуренты, рынок).
В этой связи определяются три основных критерия управления: отслеживание изменений во внешней среде косвенного воздействия, адаптация к изменениям в собственной внешней среде (головной организации); учет происходящих процессов в среде прямого воздействия и управление собственной внутренней средой.
Список использованных источников:
Герчикова, И. Н.Менеджмент / И.Н. Герчикова .— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2015 .— 510 с. — (Золотой фонд российских учебников), [Электронный ресурс], http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114981;
Менеджмент: учебник для СПО / Ю. В. Кузнецов [и др.]; под ред. Ю. В. Кузнецова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 448 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02995-6. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/096F68CC-ё48CA-45E9-AA44-20D175847AB6.
Управление структурным подразделением организации в сфере торговли и коммерции: учебник для студ. учреждений СПО/ Н.П.Мусалов, Е.Н. Щербакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-208с.